СП 158.13330.2014 Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования (с Изменением N 1) стр. 13

6.11.5 Патолого-анатомические отделения (ПАО) и отделения судебно-медицинской экспертизы (СМЭ)

6.11.5.1 Отделения СМЭ рекомендуется проектировать в отдельно стоящем здании. При планировочной изоляции и отдельной системе вентиляции отделение СМЭ может располагаться в лабораторном или хозяйственном корпусе.
6.11.5.2. Из окон палат и жилых домов не должен просматриваться вход в траурный зал ритуальной зоны ПАО и отделений СМЭ.
6.11.5.3. Патолого-анатомические отделения организуются в составе многопрофильных и специализированных больниц. По заданию на проектирование ПАО может обслуживать несколько прикрепленных медицинских организаций. ПАО рекомендуется удобно располагать по отношению к подразделениям, имеющим с ним наиболее интенсивные технологические связи (операционные отделения, отделения эндоскопической диагностики и др.). При размещении ПАО в лечебных, лабораторных, хозяйственных корпусах или в составе единого медицинского комплекса необходимо обеспечить планировочную изоляцию ПАО, предусмотреть шлюзы с подпором воздуха при входах из общих коридоров больничного комплекса и автономную систему приточно-вытяжной вентиляции.
6.11.5.4 Минимальная площадь помещений, специфических для патолого-анатомических отделений приведена в таблице В.12 приложения В. В зависимости от количества врачей-патолого-анатомов площадь может увеличиваться.
6.11.5.5 Мощность отделений определяется заданием на проектирование в зависимости от числа вскрытий и исследований биопсийного и операционного материалов. Ориентировочно число вскрытий принимается по таблице Г.1 приложения Г. Число вскрытий в смену на одном столе принимается за единицу. Ориентировочное число биопсий и исследований операционного материала в расчете на одну койку в год равно 30-40. Число вскрытий и исследований на одного врача принимается по действующим штатным нормативам или заданию на проектирование.
Число столов в секционных N рассчитывают по формуле
,
где B - расчетное количество вскрытий в медицинской организации в год;
250 - количество рабочих дней в году;
n - количество смен работы ПАО.
В зависимости от расчетного количества вскрытий в год патолого-анатомические бюро и патолого-анатомические отделения делятся на три группы:
первая группа - производительностью свыше 50000 объектов патоморфологических исследований (биопсийного, операционного и аутопсийного материала) в год;
вторая группа - производительностью свыше 25000 объектов патоморфологических исследований (биопсийного, операционного и аутопсийного материала) в год;
третья группа - производительностью до 25000 объектов патоморфологических исследований (биопсийного, операционного и аутопсийного материала) в год.
В зависимости от того, к какой из трех групп относится ПАО определяется стандарт оснащения, соответствующий действующим на момент проектирования нормативным документам, а также набор и площадь помещений, учитывающий этот стандарт.
6.11.5.6 Все помещения ПАО и СМЭ можно разделить на группы: административно-хозяйственную, лабораторную, секционную, ритуальную.
6.11.5.7 Количество кабинетов врачей патолого-анатомов предусматривается из расчета: один кабинет на 1-2 врача.
6.11.5.8 При отсутствии в составе больницы ПАО необходимо предусматривать помещение временного хранения трупов с холодильной установкой и помещение для вскрытия трупов (25 м ), размещаемых в подвале.
6.11.5.9 В состав лабораторной группы СМЭ входит судебно-гистологическая лаборатория. Судебно-химическая и судебно-биологическая лаборатории предусматриваются только в крупных отделениях (на 3-4 эксперта).
6.11.5.10 Вход персонала в секционную осуществляется через предсекционную (помещение, в котором хранятся инструментарий, посуда и фиксирующие жидкости, а также спецодежда персонала для работы в секционной). К каждому секционному столу должен быть обеспечен удобный подъезд тележки с трупом. Секционные столы должны быть длиной не менее 2 м и шириной 0,85-0,90 м, снабжены подводом горячей и холодной воды и канализационным стоком, оборудованным устройством для его срочного перекрывания. Рекомендуется применение секционных столов с местной вытяжной вентиляцией.
6.11.5.11 В ПАО инфекционных больниц, многопрофильных больниц с инфекционным отделением, в отделениях и бюро СМЭ предусматриваются не менее двух секционных, одна из которых на один стол со шлюзом и предсекционной. Выход персонала в указанных ПАО из секционной зоны в зону общих помещений осуществляется через санитарный пропускник с душевой.

6.11.6 Больничные аптеки

6.11.6.1 Основная задача больничных аптек - обеспечение медицинской организации медикаментами, перевязочными материалами, предметами ухода за больными и другими изделиями медицинского назначения. В аптеке предусматриваются помещения хранения и служебные и бытовые помещения, состав которых определяется объемами хранения и штатным расписанием. При оснащении аптеки автоматизированными системами хранения и распределения лекарственных средств и изделий медицинского назначения следует руководствоваться рекомендациями производителя оборудования.
6.11.6.2 При помещениях аптеки необходимо предусматривать наружную погрузочно-разгрузочную площадку или рампу с навесом, расположенную вблизи распаковочной.
6.11.6.3 Помещения для хранения ядовитых, сильнодействующих, психотропных и наркотических лекарственных средств должны быть оборудованы в соответствии с действующими нормативными требованиями по защите помещений от несанкционированного проникновения.
6.11.6.4 По заданию на проектирование в аптеке может быть предусмотрен блок помещений по изготовлению лекарственных средств. Блок помещений для изготовления лекарственных средств, требующих асептических условий, следует проектировать по действующим санитарным правилам и нормативам. Рецептурную следует располагать смежно с комнатой обслуживания, которую необходимо приблизить к экспедиционной.
6.11.6.5 Минимальная площадь помещений больничных аптек приведена в таблице В.12 приложения В.

6.11.7 Административные и служебно-бытовые помещения

6.11.7.1 Состав административных, служебных и бытовых помещений зависит от штатного расписания и принятой организации работы. Штатное расписание должно быть частью медико-технического задания.
Минимальные площади административных и служебно-бытовых помещений приведены в таблице В.13 приложения В.
6.11.7.2 Количество шкафов в гардеробных верхней, домашней и рабочей одежды следует принимать равным 100% штатного расписания медицинского и технического персонала медицинской организации.
6.11.7.3 Количество душевых кабин при гардеробных следует принимать из расчета:
1 душевая кабина на 10 человек персонала стационарных инфекционных и туберкулезных отделений;
1 душевая кабина на 15 человек прочих стационарных отделений, работающих в наибольшей смене.
При расчете душевых следует исключать сотрудников, пользующихся душевыми санитарных пропускников.
6.11.7.4 Количество санитарных приборов в уборных принимается из расчета:
1 санитарный прибор (унитаз) на 15 женщин, работающих в наиболее многочисленной смене;
1 санитарный прибор (писсуар или унитаз) на 15 мужчин, работающих в наиболее многочисленной смене. При этом количество писсуаров должно быть равно количеству унитазов, а при нечетном суммарном количестве санитарных приборов - на один больше. При количестве мужчин 15 и менее писсуары не предусматриваются.
6.11.7.5 Другие бытовые помещения для персонала: торговые киоски, пункты приема химчистки, прачечной, парикмахерскую и т.п., оздоровительный комплекс (спортзал, сауна, бассейн и др.) следует предусматривать по заданию на проектирование.

6.12 Хозяйственные подразделения

6.12.1 Дезинфекционные отделения со станцией обработки кроватей

6.12.1.1 Дезинфекционные отделения (далее - дезотделения) предназначены для: проведения дезинфекции палат и отделений; одежды и белья больных, мягкого инвентаря; транспорта для перевозки больных или предметов, подлежащих обеззараживанию; профилактических, дезинфекционных работ (дезинфекция, дезинсекция, дератизация).
Камерная дезинфекция постельных принадлежностей может быть организована централизованно вне объекта проектирования.
6.12.1.2 Помещения дезотделения должны быть разделены на две зоны: "грязную", где ведутся работы с инфицированными вещами, и "чистую", где работают с дезинфицированными вещами, и иметь два самостоятельных входа - один для персонала и выдачи дезинфицированных вещей, другой - для приема инфицированных вещей. Дезотделения желательно размещать в нижних этажах, в том числе подземных.
6.12.1.3 Площадь помещений дезотделения рекомендуется принимать по таблице В.12 приложения В.
6.12.1.4 Для обработки мягкого инвентаря и кроватей и комплектации их чистыми постельными принадлежностями в составе дезотделения целесообразно предусматривать станции обработки кроватей.
6.12.1.5 Центральные станции обработки кроватей рекомендуется предусматривать в стационарах мощностью более 300 коек и в перинатальных центрах мощностью более 100 коек. В задачи станции входит прием использованной кровати из отделения, разборка, передача грязного белья в стирку, камерная дезинфекция постельных принадлежностей, дезинфекция самой кровати. Перечисленные операции производятся в грязной зоне отделения. В чистой зоне производится комплектация чистой кровати чистым мягким инвентарем и бельем, временное хранение чистой кровати и передача ее в отделение.
6.12.1.6 Рекомендуется размещать центральную станцию обработки кроватей в нижних этажах (в том числе подземном) палатного корпуса с учетом обеспечения удобных вертикальных связей (с помощью лифтов) с основными потребителями - палатными отделениями.
6.12.1.7 Минимальные площади помещений станции обработки кроватей рекомендуется принимать по таблице В.12 приложения В.