Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 29 мая 2017 г. N 1693 "Об обязательной метрологической экспертизе в области использования атомной энергии"

В целях реализации пункта 8 Положения об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 1488 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 94), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения обязательной метрологической экспертизы в области использования атомной энергии.
2. Пункт 1 Порядка проведения обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30 июля 2015 г. N 2167 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 ноября 2015 г., регистрационный N 39733), дополнить абзацем следующего содержания:
"Действие настоящего Порядка не распространяется на отношения, возникающие в области использования атомной энергии.".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Г.С. Никитина.
Министр
Д.В. Мантуров
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июня 2017 г.
Регистрационный N 47170
УТВЕРЖДЕН
приказом Минпромторга России
от 29 мая 2017 г. N 1693

Порядок проведения обязательной метрологической экспертизы в области использования атомной энергии

I. Общие положения

1. Настоящий порядок устанавливает правила проведения обязательной метрологической экспертизы в области использования атомной энергии (далее - метрологическая экспертиза).
2. Метрологическая экспертиза проводится в отношении:
а) требований к измерениям, стандартным образцам, средствам измерений и методикам (методам) измерений, содержащимся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) документов по стандартизации, применяемых в области использования атомной энергии, которые включаются в сводный перечень документов по стандартизации*(1).
3. Заключения метрологической экспертизы должны обеспечивать открытость результатов метрологической экспертизы при условии сохранения государственной, служебной и коммерческой тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Порядок проведения метрологической экспертизы требований к измерениям, стандартным образцам, средствам измерений и методикам (методам) измерений, содержащимся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации

4. Федеральный орган исполнительной власти (государственная корпорация), ответственный (ответственная) за подготовку проекта нормативного правового акта, содержащего требования к измерениям, стандартным образцам, средствам измерений и методикам (методам) измерений, в области использования атомной энергии (далее - федеральный орган, проект акта), представляет его в уполномоченный орган управления использованием атомной энергии - Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее - уполномоченный орган) на рассмотрение.
5. Уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней с даты получения проекта акта:
а) проводит его рассмотрение на соответствие метрологическим требованиям к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, их составным частям, программному обеспечению, методикам (методам) измерений, применяемым в области использования атомной энергии, и готовит заключение уполномоченного органа на соответствие этим требованиям. Заключение уполномоченного органа должно содержать анализ и оценку правильности установления и соблюдения метрологических требований*(2) с учетом особенностей обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии в целях достижения требуемой точности, достоверности и сопоставимости результатов измерений в процессах производства, проектирования, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации и утилизации объектов использования атомной энергии, обеспечения приоритета ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, соблюдения режима нераспространения ядерного оружия, ядерных материалов и технологий;
б) направляет заключение уполномоченного органа, подготовленное в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящего порядка, в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) для подготовки заключения метрологической экспертизы Росстандарта в отношении требований к измерениям, стандартным образцам, средствам измерений и методикам (методам) измерений, содержащимся в проекте акта*(3).
6. Росстандарт в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта акта и заключения уполномоченного органа направляет их в подведомственный государственный научный метрологический институт, подходящий по сфере деятельности (далее - институт) для проведения метрологической экспертизы проекта акта.
7. Институт в течение 30 рабочих дней с даты получения из Росстандарта проекта акта и заключения уполномоченного органа проводит метрологическую экспертизу проекта акта, подготавливает проект заключения метрологической экспертизы проекта акта и направляет его в Росстандарт на рассмотрение.
8. При проведении метрологической экспертизы институт проводит анализ и оценку правильности установления и соблюдения метрологических требований, в том числе проверяет:
а) наличие, полноту и правильность изложения метрологических требований, в том числе требования к показателям точности, измерениям, средствам измерений, стандартным образцам, методикам (методам) измерений, методам оценки соответствия характеристик объектов регулирования, включая обеспечение правильного принятия решения при оценке соответствия;
б) реализуемость установленных обязательных метрологических требований, включая требования к показателям точности;
в) соответствие показателей точности измерений и достоверности контроля заданным требованиям к объектам регулирования;
г) правильность оценки показателей точности измерений и достоверности контроля;
д) возможность метрологического обеспечения указанных в проекте акта средств измерений и методик (методов) измерений, технических систем и устройств с измерительными функциями;
е) соответствие алгоритмов обработки измерительной информации задачам измерений, испытаний и контроля, изложенным в проекте акта;
ж) правильность использования метрологических терминов, наименований и обозначений измеряемых величин.
9. Проект заключения метрологической экспертизы, подготовленный институтом, должен содержать сведения о результатах проведенного анализа и оценку правильности установления и соблюдения метрологических требований в проекте акта в соответствии с пунктом 8 настоящего порядка, а также выводы о соответствии проекта акта, представленного на метрологическую экспертизу, требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, включая положения нормативных правовых актов, действующих в области использования атомной энергии, или о несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений с указанием конкретных несоответствий, выявленных в процессе проведения метрологической экспертизы.
10. Росстандарт в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта заключения метрологической экспертизы из института рассматривает его с учетом заключения уполномоченного органа, утверждает и направляет в федеральный орган (или уполномоченный орган - в случае, если он является разработчиком проекта акта). При необходимости Росстандарт организует рассмотрение проекта акта с участием представителей института и уполномоченного органа.

III. Порядок проведения метрологической экспертизы документов по стандартизации, применяемых в области использования атомной энергии, которые включаются в сводный перечень документов по стандартизации

11. Метрологическая экспертиза документов по стандартизации, применяемых в области использования атомной энергии, которые включаются в сводный перечень документов по стандартизации (далее - документация) и содержат информацию и требования к измерениям, методикам (методам) измерений, средствам измерений и стандартным образцам, осуществляется в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7025; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 49, ст. 6339; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4255; 2015, N 29, ст. 4359).
12. Метрологическая экспертиза документации осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на право выполнения метрологической экспертизы (далее - аккредитованная организация)*(4).
13. Организация, разработавшая документацию (далее - организация-заявитель), представляет указанную документацию в аккредитованную организацию для проведения метрологической экспертизы.
14. Аккредитованная организация в течение 20 рабочих дней с даты получения документации проводит метрологическую экспертизу указанной документации, подготавливает заключение метрологической экспертизы и направляет его в организацию-заявитель.
15. Аккредитованная организация проводит экспертизу документации на соответствие метрологическим требованиям к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, их составным частям, программному обеспечению, методикам (методам) измерений, применяемым в области использования атомной энергии*(5).
16. При проведении метрологической экспертизы аккредитованная организация проводит анализ и оценку правильности установления и соблюдения метрологических требований, при этом проверяет:
а) наличие, полноту и правильность изложения метрологических требований, в том числе требования к показателям точности, измерениям, средствам измерений, стандартным образцам, методикам (методам) измерений, методам оценки соответствия характеристик объектов регулирования, включая обеспечение правильного принятия решения при оценке соответствия;
б) реализуемость установленных обязательных метрологических требований, включая требования к показателям точности;
в) соответствие показателей точности измерений и достоверности контроля заданным требованиям к объектам регулирования;
г) правильность оценки показателей точности измерений и достоверности контроля;
д) возможность метрологического обеспечения указанных в проекте документации средств измерений и методик (методов) измерений, технических систем и устройств с измерительными функциями;
е) соответствие алгоритмов обработки измерительной информации задачам измерений, испытаний и контроля, изложенным в проекте документации;
ж) правильность использования метрологических терминов, наименований и обозначений измеряемых величин.
17. Заключение метрологической экспертизы, подготовленное аккредитованной организацией, должно содержать сведения о результатах проведенного анализа и оценку правильности установления и соблюдения метрологических требований в документации в соответствии с пунктами 15 и 16 настоящего порядка.