Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22 апреля 2016 г. N 29-рп "О программах развития территориальных кластеров Санкт-Петербурга"

В соответствии c постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства":
1. Утвердить:
1.1. Программу развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" согласно приложению N 1.
1.2. Программу развития промышленного кластера "Инновационный территориальный промышленный кластер "Композитный кластер Санкт-Петербурга" согласно приложению N 2.
1.3. Программу развития промышленного кластера "Кластер станкоинструментальной промышленности Санкт-Петербурга" согласно приложению N 3.
1.4. Программу развития инновационного территориального кластера "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга" согласно приложению N 4.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мовчана С.Н.
Исполняющий обязанности Губернатора Санкт-Петербурга
А.Н. Говорунов
Приложение N 1
к распоряжению
Правительства Санкт-Петербурга
от 22.04.2016 N 29-рп

Программа развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий"

1. Паспорт программы развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" (далее - Программа)

1Наименование ПрограммыПрограмма развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" (далее - Кластер)
2Основание для разработки ПрограммыРаспоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"
3Цели ПрограммыУвеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;повышение затрат на исследования и разработки за счет частного сектора;развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций и предприятий, входящих в Кластер (далее - организации Кластера), и содействие повышению эффективности их взаимодействия;обеспечение формирования благоприятных условий для развития Кластера
4Задачи ПрограммыРазвитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций Кластера;повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний в сфере медицинских, фармацевтических, радиационных технологий;формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок для нужд организациями Кластера;развитие производственного потенциала Кластера
5Сроки реализации Программы2016 - 2018 гг.
6Основные направления реализации ПрограммыРазвитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;развитие производственного потенциала и производственной кооперации;развитие инфраструктуры Кластера;совершенствование государственной поддержки и формирование благоприятных условий деятельности Кластера;развитие рыночного потенциала в сфере промышленности
7Исполнители ПрограммыКомитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга;открытое акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга";некоммерческое партнерство в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств и медицинской техники "Медико-фармацевтические проекты. XXI век";некоммерческое партнерство "Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий"
8Ожидаемые результаты реализации ПрограммыРост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациямиКластера, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет, % к предыдущему году - 10;рост объема инвестиционных затрат организаций Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, % к предыдущему году - 10;рост объема отгруженной организациями Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, % к предыдущему году - 5;рост совокупной выручки организаций Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % к предыдущему году - 4;рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга, % по отношению к предыдущему году - 4;рост количества запатентованных организациями Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, % по отношению к предыдущему году - 4

2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера

2.1. Информация о фармацевтическом рынке Российской Федерации

Объем рынка в 2014 году составил 919,5 млрд. руб. (+11,9% к 2013 году) и 5,36 млрд.упаковок (+1,6% к 2013 году). Доля отечественных лекарственных средств составила в 2014 году в денежном выражении 25,1% (2013 год - 24,7%), в натуральном выражении 58% (2013 году - 58,4%).
Объем государственных закупок в 2014 году составил 242,7 млрд. руб. (+15,2% к 2013 году). Доля отечественных лекарственных препаратов в государственных закупках в 2014 году - 21,7% (2013 год - 19,7%). В первом полугодии 2015 года доля отечественных лекарств в государственных закупках значительно увеличилась - 29,5%. В упаковках доля государственных закупок за год практически не изменилась и составила примерно 56,6%.

2.2. Информация о текущем состоянии Кластера

Выбор Санкт-Петербурга в качестве территориальной основы для создания Кластера обусловлен наличием одной из ключевых составляющих Кластера - значительных научных и образовательных ресурсов.
Кроме того, местоположение Санкт-Петербурга имеет стратегическое значение для его дальнейшего развития (морской порт, аэропорт, крупный железнодорожный узел) и обеспечивает географическую доступность для сотрудничества с европейскими партнерами.
Кластерный подход позволяет более полно раскрыться потенциалу Санкт-Петербурга в области создания, производства и внедрения в медицинскую практику лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения, опираясь на существующую материально-техническую базу, высококвалифицированный персонал и спектр имеющихся и ведущихся научных разработок.
В настоящее время Кластер объединяет значительное число компаний, среди которых учреждения науки, организации, осуществляющие разработку и выпуск промышленной инновационной продукции, а также сервисные компании.
Доля фармацевтической промышленности в Санкт-Петербурге, составляющая около 21% в общероссийских показателях объема российского фармацевтического рынка в денежном выражении, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Объем производства лекарственных средств (млн. руб.)(1)
Общероссийский объем
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.2014 г.
103619,2
143024,01
170862,72
179971,81198448,8
Санкт-Петербург
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.2014 г.
11896,29
22247,87
28223,91
35968,3541180,92
Объем производства лекарственных средств в Санкт-Петербурге относительно общероссийского объема в процентном соотношении (%)
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
11,5
15,56
16,52
19,99
20,75
_______________
(1) Источники: Федеральная служба государственной статистики.

2.3. Перспективы развития Кластера

Основной целью развития Кластера является создание условий для реализации ускоренной инновационной модели для развития организаций Кластера, что должно привести к увеличению выпуска наукоемкой фармацевтической и медицинской продукции, которая сможет успешно конкурировать с импортными аналогами на российском и международном рынках.
В результате реализации программы Кластера планируется достигнуть следующих результатов:
качественное улучшение медицинского обслуживания населения;
оснащение учреждений здравоохранения современной медицинской техникой отечественного производства;
увеличение выпуска высокотехнологичной продукции в общем объеме валового регионального продукта;
увеличение экспорта продукции отрасли в общем объеме российского экспорта.

3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз для Кластера

3.1. Сильные стороны Кластера

Выгодное географическое положение региона;
большое количество локализованных в регионе предприятий, связанных однородностью продукции и хозяйственными связями;
наличие российских и международных патентов у организаций Кластера;
наличие тесных локальных связей и механизмов эффективной горизонтальной и вертикальной интеграции научных, образовательных и производственных организаций и учреждений;
развитая инфраструктура профессионального образования;
опыт международного сотрудничества всех уровней - от членства в рабочих группах и организационных комитетах по реализации международных проектов до выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по контрактам, заключенным в рамках международных проектов и соглашений;
действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности;
увеличение количества результатов интеллектуальной деятельности, применимых к внедрению на предприятиях;
установление партнерских отношений Кластера с государственными институтами развития.

3.2. Слабые стороны Кластера

Ограниченность ресурсов для осуществления программных мероприятий;
недостаточная включенность организаций Кластера в мировой рынок НИОКР;
дефицит возможностей в сфере коммерциализации существующего научно-технического и технологического задела;