Р НОСТРОЙ 2.7.16-2016 Рекомендации Конструкции железобетонные Оснастка для монтажа конструкций каркаса зданий различного назначения Правила использования стр. 14

    • наличия защитной окраски и цвета защитной окраски (см. 9.12.1.2) и отсутствия дефектов и повреждений защитной окраски;
    • отсутствия искривления формы оснастки (линейных, угловых, отклонений от плоскостности и прямолинейности) (см. 9.12.1.3).
9.12.1.1 При наличии на поверхности оснастки ржавчины и в сварных швах подтеков или ржавчины необходимо провести дополнительную инструментальную проверку в соответствии с 9.12.2.1.
9.12.1.2 Защитная окраска должна быть выполнена материалами по ГОСТ 9.032, ГОСТ 9.104, ГОСТ 9.301. Цвет защитной окраски должен соответствовать ГОСТ Р 12.4.026.
9.12.1.3 При наличии линейных, угловых отклонений и отклонений от плоскостности и прямолинейности проводят инструментальную проверку в соответствии с 9.12.2.5-9.12.2.7.
9.12.2 Инструментальная проверка оснастки включает проверку:- степени коррозии оснастки (см. 9.12.2.1);
  • износа оснастки (см. 9.12.2.2);
  • исправности механизмов и фиксирующих устройств (см. 9.12.2.3);
  • исправности ручных приводов (см. 9.12.2.4);
  • общих и местных деформаций конструкции оснастки (см. 9.12.2.5- 9.12.2.10).
9.12.2.1 Наличие коррозии и степени влияния коррозии на элемент или деталь оснастки проверяют и оценивают визуально или с применением инструментов.
Визуально наличие коррозии определяют по следам коррозии и подтекам на поверхности оснастки.
Для определения влияния коррозии на элемент или деталь оснастки проверяют уменьшение поперечного сечения поврежденного коррозией участка элемента или детали по сравнению с не поврежденным участком.
При измерении размеров поперечного сечения используют толщиномеры по ГОСТ 28702 или по ГОСТ 11358, штангенциркули по ГОСТ 166, линейки по ГОСТ 427 (при необходимости), рулетки по ГОСТ 7502 (при необходимости).
Уменьшение толщины элементов и деталей вследствие коррозии более чем на 7 % не допускается.
Отсутствие трещин в металле и сварных швах элементов и деталей оснастки рекомендуется проверять следующими способами:
  • способ смачивания поверхности;
  • способ снятия стружки с поверхности металла.
При проверке отсутствия трещин с применением инструментов используют:
  • увеличительные лупы по ГОСТ 25706;
  • приборы дефектоскопии по ГОСТ 14782.
9.12.2.2 Степень износа трущихся поверхностей оценивают по изменению размеров деталей, по величине зазоров, люфтов и т.п.
Измерения выполняют без разборки или с частичной разборкой узлов и механизмов с применением стандартного и специального измерительного инструмента - штангенциркулей по ГОСТ 166, штангенглубиномеров по ГОСТ 162, скоб, шаблонов, щупов, люфтомеров и т.п.
Использование оснастки, степень износа которой достигла предельного значения, указанного в конструкторской документации на конкретную оснастку, не допускается.
При отсутствии конструкторской документации руководствуются следующими указаниями:
  • нормы браковки канатных и цепных стропов приведены в Федеральных нормах и правилах [1] (приложении 15);
  • износ грузовых проушин, рымов, фитингов, колец, петель, цапф не должен превышать 10 %;
  • износ осей, пальцев, валов не должен превышать 3 % первоначального диаметра.
Осевое перемещение калибра (пробки или втулки) относительно проверяемой детали при износе конических соединений может быть не более 2мм.
Допустимый зазор в изношенном сопряжении вал-втулка не должен превышать 2,5 зазора по сравнению с неизношенным сопряжением.
9.12.2.3 Исправность механизмов и фиксирующих устройств (защелок, фиксаторов) определяют путем проверки четкости, надежности и своевременности срабатывания в соответствии с МДС 12-31.2007 [4], а также:
  • четкости срабатывания фиксирующих устройств;
  • надежность срабатывания фиксирующих устройств;
  • своевременность срабатывания фиксирующих устройств;
  • отсутствия заклинивания деталей;
  • отсутствия самопроизвольного разъединения деталей.
Примечание – Четкость, надежность и своевременность срабатывания можно определить по отсутствию пропусков в срабатывании механизмов и фиксирующих устройств.
9.12.2.4 Исправность ручных приводов монтажных приспособлений для выверки и временного закрепления сборных конструкций, временных ограждений, средств подмащивания и лестниц производят путем вращения ручных приводов, при этом значение силы вращения не должна превышать 160 Н.
Примечание – Допускается определять значение силы вращения динамометром ДПУ по ГОСТ 13837 с верхним пределом измерения 0,5 кН и классом точности не менее 2.
9.12.2.5 Выявление общих и местных деформаций (далее – «деформаций») конструкции оснастки в целом и ее соединительных деталей проводят по 9.12.2.6-9.12.2.9. Для выявления деформаций конструкций оснастки в целом, основных несущих элементов и деталей проверяют:
  • линейные размеры (длина, ширина, высота, диаметр, межосевое расстояние и т.п.) по 9.12.2.6;
  • угловые размеры по 9.12.2.6;
  • отклонение от плоскостности по 9.12.2.6;
  • отклонение от прямолинейности по 9.12.2.6;
  • местные деформации по 9.12.2.7.
Для выявления деформаций проверяют размеры конструкций и деталей оснастки инструментами с точностью измерений до 1мм.
Деформации конструкции оснастки в целом, основных несущих элементов и деталей считают недопустимыми, если в результате измерений превышены допуски, указанные в технической документации на конкретную оснастку, а также приведенные в МДС 12-31.2007 [4].
9.12.2.6 Для проверки линейных и угловых размеров, а также отклонений от плоскостности и прямолинейности допускается использовать ГОСТ 26433.1.
9.12.2.7 Выявление местных деформаций (вмятины, погнутости, разрывы, изломы, вырубки, расслоения металла и другие механические повреждения на поверхности элементов и деталей) производят визуально. Линейные размеры местных деформаций определяют с помощью измерительных линеек по ГОСТ 427, рулеток по ГОСТ 7502 и штангенциркулей по ГОСТ 166:
Площадь вмятин и других повреждений, в элементах металлических конструкций не может, как правило, быть более 10см2. Размеры вмятин в тонкостенных элементах металлоконструкций в глубину и в длину не должны превышать соответственно половины и троекратной толщины.
МДС 12-31.2007 [4], пункт 7.3.3.
В крюках грузозахватных средств визуально проверяют отсутствие сварных швов в крюке грузозахватного средства.
9.12.2.8 При осмотре и оценке технического состояния стальных канатов для съемных грузозахватных средств проверяют: обрывы проволок, разрывы прядей, износ, коррозию, остаточные деформации канатов, а также отсутствие сращивания каната в канатных ветвях по длине согласно РД РОСЭК 012-97 [5].
Нормы браковки стальных канатов приведены в Федеральных нормах и правилах [1] (приложение 4).
9.12.2.9 В разъемных соединениях не допускается неустранимое ослабление соединения, а также смятие, срез металла деталей, срыв резьбы и т.п.
9.13 Результаты осмотра и оценки технического состояния оснастки заносят в Журнал технических освидетельствований.
9.14 В Журнале учета технических осведетельствований регистрируют: наименование и номер оснастки; дату осмотра; фамилию и подпись ответственного инженерно-технического работника, разрешившего дальнейшую эксплуатацию оснастки.
9.15 Изъятую из эксплуатации оснастку удаляют с места монтажа или демонтажа.

10. Техника безопасности использования оснастки при демонтаже сборных конструкций

10.1 Грузоподъемность оснастки при демонтаже принимают не менее массы демонтируемой строительной конструкции.
10.2 При скорости ветра 15 м/с и более демонтаж не производят.
10.3 При временном закреплении демонтируемых сборных конструкций с помощью опор проверяют, чтобы опорные башмаки опоры стояли на жестком основании. Установка подкладок под опорные башмаки не допускается.
10.4 При временном закреплении демонтируемых сборных конструкций с помощью монтажных приспособлений, имеющих струбцины с винтовыми зажимами, винты зажимов, зажимающие сборную конструкцию, должны быть плотно затянуты.
10.5 При подъеме и опускании демонтируемых сборных конструкций целесообразно обеспечивать вертикальное положение грузовых канатов.
10.6 Вытягивание краном из защемленных в сборных конструкциях стропов, подъем и оттягивание их во время подъема не полностью освобожденных от связей демонтируемых сборных конструкций, а также оттягивание стропов во время перемещения и опускания сборной демонтируемой сборной конструкции не допускается.
10.7 Разворот демонтируемых сборных конструкций во время их перемещения осуществляют при помощи крючьев и оттяжек соответствующей длины.