2. Оформление и выдачу удостоверений народного дружинника, централизованный учет народных дружинников осуществляет Московский городской штаб народной дружины.
3. Бланки удостоверений народного дружинника являются документами строгой отчетности. Удостоверение народного дружинника выдается на текущий календарный год.
4. Удостоверение народного дружинника подлежит изъятию у гражданина в случае его исключения из Московской городской народной дружины.
5. Московская городская народная дружина имеет символику, к которой относятся эмблема Московской городской народной дружины и нарукавная повязка народного дружинника. Образцы и описания эмблемы Московской городской народной дружины и нарукавной повязки народного дружинника утверждаются настоящим Законом (приложения 2 и 3 к настоящему Закону соответственно).
6. Не допускается использование удостоверения народного дружинника или символики Московской городской народной дружины во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.
Глава 3. Обязанности, права и ответственность народных дружинников
Статья 9. Обязанности народных дружинников
1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:
а) знать и соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка, соблюдать права, свободы и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, не допускать их необоснованного ограничения, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина;
б) оказывать в пределах предоставленных ему полномочий представителям органов государственной власти города Москвы, правоохранительных органов в случае их обращения содействие в выполнении ими функций по охране общественного порядка, предупреждению или пресечению правонарушений, а также выполнять требования уполномоченных сотрудников правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
в) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
г) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и сообщать о выявленных правонарушениях в правоохранительные органы;
д) разъяснять гражданам, в том числе правонарушителям, причины и основания применяемых к ним в целях охраны общественного порядка мер по временному ограничению их прав и свобод и возникающее в связи с этим у граждан право на обжалование этих действий;
е) не разглашать оперативную и иную конфиденциальную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;
ж) соблюдать установленные в народной дружине дисциплину и нормы выходов на дежурства, при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке, выполнять распоряжения и указания руководителей народной дружины, а при нахождении на дежурстве - старшего наряда дружинников;
з) иметь при себе удостоверение народного дружинника, нарукавную повязку народного дружинника. При обращении к гражданам или должностным лицам народный дружинник обязан представиться и предъявить удостоверение народного дружинника;
и) постоянно совершенствовать свои правовые знания, овладевать навыками оказания доврачебной помощи, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, повышать уровень своей специальной и физической подготовки;
к) выполнять иные требования, установленные федеральным законодательством.
2. Утратила силу.
3. Народные дружинники выполняют возложенные на них обязанности в свободное от основной работы время на безвозмездной основе. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
Статья 10. Права народных дружинников
1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
а) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений;
б) оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в сфере охраны общественного порядка, в том числе:
в проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
в доставлении в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в правоохранительные органы, общественные пункты охраны порядка лиц, совершивших правонарушения;
в изъятии орудий совершения правонарушений или иных предметов, осуществляемом в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
по обеспечению охраны места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам правоохранительных органов;
в) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством;
г) утратил силу;
д) участвовать по решению уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц) в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, проведении карантинных мероприятий, проведении массовых мероприятий;
е) утратил силу;
ж) пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с правоохранительными органами или штабом народной дружины телефонами, принадлежащими организациям независимо от их форм собственности;
з) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральным законодательством.
2. Народные дружинники Московской городской народной дружины имеют право на бесплатный проезд при предъявлении удостоверения дружинника всеми видами городского общественного транспорта (кроме такси) в пределах города Москвы.
Статья 11. Ответственность народных дружинников
1. За противоправные действие или бездействие народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством.
2. Утратила силу.
3. Лицо, полагающее, что действия народного дружинника привели к неправомерному ограничению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в соответствующий орган исполнительной власти, штаб народной дружины или в суд.
Глава 4. Гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников. Меры поощрения и взыскания
Статья 12. Гарантии правовой защиты народных дружинников
1. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей находится под защитой государства. Его законные требования о прекращении правонарушений обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.
2. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом и не может быть ограничен требованиями уставов и иными решениями политических партий, общественных объединений и движений.
3. Никто не вправе вмешиваться в законные действия народного дружинника, кроме лиц, уполномоченных на это федеральным законодательством и настоящим Законом. Никто не имеет право принуждать народного дружинника исполнять обязанности, которые не возложены на него настоящим Законом.
При получении указаний, противоречащих закону, народный дружинник обязан руководствоваться законом.
4. Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника, а равно насилие в отношении дружинника или угроза его применения, посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Гарантии социальной защиты народных дружинников
Гарантии социальной защиты народных дружинников устанавливаются Правительством Москвы.
Статья 14. Меры поощрения и взыскания
1. Для поощрения народных дружинников органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители организаций, органы территориального общественного самоуправления в пределах своих полномочий могут применять различные меры морального и материального поощрения.