В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" настоящий Закон Санкт-Петербурга определяет организационные и правовые нормы в области защиты населения, земельного пространства, объектов производственного, социального и культурного назначения, а также окружающей природной среды в пределах территории Санкт-Петербурга (далее - территория) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Закона Санкт-Петербурга распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, населения, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга
Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:
чрезвычайная ситуация - обстановка на территории Санкт-Петербурга, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, террористической акции, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей;
защита населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение потерь населения, угрозы его жизни и здоровью от опасности, возникающей в результате стихийных и экологических бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотии, эпифитотий, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, находящихся на территории Санкт-Петербурга, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Иные понятия, определения и термины, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, используются в значении, определенном Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Статья 2. Законодательство Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Законодательство Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, а также нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
Статья 3. Цели настоящего Закона Санкт-Петербурга
Целями настоящего Закона Санкт-Петербурга являются:
а) прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечение безопасности людей на водных объектах;
б) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
в) ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;
г) обеспечение материальной и социально-правовой защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Отношения по восстановлению территории, зданий, сооружений, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, и не связанных с жизнеобеспечением населения, настоящим Законом Санкт-Петербурга не регулируются.
Статья 4. Санкт-Петербургская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Санкт-Петербургская территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Санкт-Петербургская подсистема) является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Санкт-Петербургская подсистема предназначена для организации работы в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Организация задачи, состав сил и средств Санкт-Петербургской подсистемы, а также порядок ее деятельности определяются Правительством Санкт-Петербурга.
Статья 4.1. Определение границ зон экстренного оповещения населения
На территории Санкт-Петербурга границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Статья 5. Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и организаций информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
1. Порядок сбора, хранения, накопления, обработки и обмена информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и определяется в установленном порядке Правительством Санкт-Петербурга.
2. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, руководители организаций обязаны информировать население, в том числе через средства массовой информации, по вопросам состояния защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения и территории от их последствий, в том числе организовать разъяснительную и профилактическую работу среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
3. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге либо финансирующиеся полностью или частично за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, незамедлительно и на безвозмездной основе публикуют информацию в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций по требованию исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга на решение задач по обеспечению выполнения мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченный орган).
4. Уполномоченный орган вправе получать от органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и организаций оперативную и статистическую информацию, необходимую для выполнения задач по прогнозированию, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на безвозмездной основе.
5. Органы государственной власти Санкт-Петербурга и организации, осуществляющие мониторинг, наблюдение и лабораторный контроль за состоянием окружающей природной среды в Санкт-Петербурге и потенциально опасными объектами, обязаны на безвозмездной основе представлять указанную в пункте 4 настоящей статьи информацию в уполномоченный орган в порядке, определенном Правительством Санкт-Петербурга.
Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга:
а) принимает в соответствии с федеральным законодательством законы Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
в) утверждает порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам в соответствии с законодательством Санкт- Петербурга;
г) проводит депутатские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Статья 7. Полномочия Правительства Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Правительство Санкт-Петербурга:
а) принимает на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов Санкт-Петербурга нормативные правовые акты в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их выполнение;
б) определяет задачи, организацию, состав сил и средств Санкт-Петербургской подсистемы, а также порядок ее деятельности;
в) утверждает состав комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории и определяет порядок ее деятельности;
г) планирует и принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их выполнение;
д) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в зоне их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
ж) создает резервы финансовых и иных материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
и) осуществляет обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также пропаганду знаний в этой области;
к) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
л) создает исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный на решение задач по обеспечению выполнения мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;