В целях повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, содействия ускоренному развитию рынка гостиничных услуг и туристической отрасли Санкт-Петербурга в целом Правительство Санкт-Петербурга постановляет:
1. Одобрить представленную Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам Программу размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге согласно приложению N 1.
2. Утвердить Примерный адресный перечень зданий и земельных участков для размещения объектов гостиничной инфраструктуры (далее - Адресный перечень) согласно приложению N 2.
3. Комитету по инвестициям и стратегическим проектам:
3.1. В месячный срок определить очередность выставления на торги в 2004-2005 гг. зданий и земельных участков, предусмотренных Адресным перечнем, для размещения объектов гостиничной инфраструктуры и в установленном порядке представить сведения об очередности в Комитет по строительству и Комитет по управлению городским имуществом.
3.2. Совместно с Комитетом по строительству проводить проверку исполнения сроков, установленных правовыми актами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, проведения изыскательских работ, проектирования и строительства (реконструкции) объектов гостиничной инфраструктуры не реже одного раза в год.
3.3. Совместно с Комитетом по управлению городским имуществом и Комитетом по строительству из числа зданий и земельных участков согласно приложению N 2 ежегодно формировать перечни зданий и земельных участков для продажи на торгах.
4. Комитету по строительству:
4.1. Подготовить необходимую документацию по первоочередному перечню зданий и земельных участков к выставлению на торги в 2004 году согласно приложению N 2 и в дальнейшем проводить подготовку документации в соответствии со сведениями об очередности выставления зданий и земельных участков для размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге на торги.
4.2. В двухмесячный срок после выполнения пункта 3.2 постановления внести на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга предложения по дальнейшей реализации правовых актов.
4-1. При формировании инвестиционных условий о перечислении в бюджет Санкт-Петербурга денежных средств за предоставление инвестору объекта недвижимости для проектирования и строительства (реконструкции) гостиниц подготавливается вместе с отчетом об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости отчет об оценке специальной (инвестиционной) стоимости объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Под специальной (инвестиционной) стоимостью объекта недвижимости понимается стоимость объекта недвижимости с заданным функциональным назначением (гостиница) и объемно-планировочным решением, согласованными с Комитетом по градостроительству и архитектуре.
4-2. Правительство Санкт-Петербурга, руководствуясь пунктом 1 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" вправе принять решение об уменьшении платежей за предоставление объектов недвижимости для строительства и реконструкции гостиниц до размера специальной (инвестиционной) стоимости объекта недвижимости.
4-3. Комитету по управлению городским имуществом при согласовании технического задания на оценку рыночной стоимости объекта недвижимости предусматривать необходимость подготовки отчета об оценке специальной (инвестиционной) стоимости объекта недвижимости.
4-4. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации, регулирующей градостроительную деятельность, предусматривать возможность размещения объектов гостиничной инфраструктуры.
4-5. Положения пунктов 4-1 - 4-4 постановления подлежат применению при предоставлении инвестору объекта недвижимости для проектирования и строительства (реконструкции) объекта конгрессной деятельности, создаваемого при гостинице или в ее составе.
5. Считать утратившим силу распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 13.04.2001 N 70-ра "О мерах по поддержке инвесторов, осуществляющих строительство и реконструкцию объектов гостиничной и туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга".
6. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Вахмистрова А.И. и на вице-губернатора Санкт-Петербурга Молчанова Ю.В. по принадлежности вопросов.
Губернатор Санкт-Петербурга | В.И.Матвиенко |
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 6 июля 2004 г. N 1268
Программа размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге
1. Задачи в области развития гостиничной инфраструктуры
Развитие Санкт-Петербурга в качестве туристического центра является стратегической задачей Правительства Санкт-Петербурга.
Современная туристическая индустрия является одной из самых высокодоходных и быстрорастущих отраслей в мировой экономике. По прогнозам Всемирной туристической организации к 2010 году общее количество туристов превысит 1 млрд. человек в год, а доход, получаемый от каждого туриста, возрастет на 40 процентов и составит 1252 доллара США. Развитие туризма оказывает стимулирующее действие на все секторы экономики, способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений в бюджет Санкт-Петербурга, является одним из ключевых направлений интеграции Санкт-Петербурга в мировое сообщество.
Основной туристический регион мира - Европа. Доля Европы в общем числе иностранных туристов превышает 70 процентов, а доля валютных поступлений - 60 процентов. При этом подавляющая часть туристов, посещающих северо-западную часть Европы, останавливается в скандинавских странах, тогда как Санкт-Петербург, который по сведениям Организации Объединенных Наций по шкале популярности среди крупнейших международных туристических центров занимает восьмое место (опережая Прагу, Вену, Мюнхен и Берлин), в настоящее время посещает около 3 млн. зарубежных туристов в год (при количестве желающих его посетить свыше 30 млн. человек).
Непосредственно в туристической деятельности (туроператорской, турагентской) формируется не более 10 процентов общей (валовой) выручки, получаемой регионом, от туристической индустрии. Остальные 90 процентов приходятся на объекты туристической инфраструктуры, прежде всего гостиничной.
Гостиничная индустрия является основной движущей силой в процессе трансформации сферы туризма в бюджетообразующую отрасль регионального хозяйства.
В настоящей Программе под объектами гостиничной инфраструктуры понимаются коммерческие объекты, представляющие собой здания, предназначенные для временного проживания людей. К данным объектам относятся гостиницы (отели), мотели, хостелы. Основным отличительным признаком объектов гостиничной инфраструктуры является то, что они предлагают полный комплекс услуг по приему, размещению и обслуживанию пребывания гостей.
Цель настоящей Программы заключается в определении инициатив и практических мер по поддержке процесса ускоренного развития гостиничной индустрии в Санкт-Петербурге, позволяющих решать следующие основные задачи:
увеличение количества объектов гостиничной индустрии в Санкт-Петербурге, обеспечивающее развитие конкурентной среды на рынке гостиничных услуг и, как следствие, повышение уровня обслуживания, оптимизацию показателя цена/качество оказываемых гостиничных услуг, выравнивание стоимости гостиничных услуг, повышение привлекательности туристического продукта, увеличение туристических потоков (включая повторные посещения) и доходов бюджета Санкт-Петербурга от туристической деятельности;
повышение эффективности работы как отраслей, входящих в состав инфраструктуры туризма (общественное питание, транспорт и другие), так и смежных отраслей (торговля, легкая промышленность и другие);
решение проблемы эффективного использования в установленном законодательством порядке объектов недвижимости (зданий и земельных участков) на территории Санкт-Петербурга путем их реализации в целях размещения объектов гостиничной инфраструктуры и значительного увеличения притока прямых инвестиций в Санкт-Петербург;
содействие развитию туризма в Санкт-Петербурге как отрасли, отвечающей принципам устойчивого развития территории и способствующей решению задач структурной перестройки экономики Санкт-Петербурга;
содействие решению задачи удвоения валового регионального продукта за счет повышения доходов Санкт-Петербурга от туризма;
становление Санкт-Петербурга в качестве одного из ведущих мировых туристических центров, что, в свою очередь, подразумевает привлечение туристических потоков в Санкт-Петербург на уровне 9-9,5 млн. человек в год (формальный критерий отнесения крупных городов к туристическим центрам международного уровня - количество туристов в год как минимум в 2 раза превышающее количество постоянных жителей).
Для реализации задач настоящей Программы необходимо осуществить комплекс мероприятий, базирующихся на рыночных механизмах с активным использованием маркетинговых стратегий.
2. Фактическое состояние рынка гостиничных услуг Санкт-Петербурга
На начало 2004 года в Санкт-Петербурге эксплуатировалось 165 гостиничных предприятий на 31926 мест. В это число включены не только отели, но и небольшие ведомственные гостиницы, общежития гостиничного типа при учебных заведениях, научных и проектных организациях и предприятиях (таблица 1).
Гостиничный комплекс Санкт-Петербурга без учета пригородов представлен 137 объектами размещения (около 15 тыс. номеров на 29300 мест) различных категорий и различных форм собственности. В историческом центре Санкт-Петербурга сосредоточено 92 процента номерного фонда гостиничных предприятий Санкт-Петербурга.
В настоящее время в Санкт-Петербурге на 1 тыс. жителей приходится около 7,2 гостиничных места. Во многих городах Западной и Восточной Европы на 1 тыс. жителей приходится в 2-5 раз больше мест в гостиницах, чем в Санкт-Петербурге: в Праге - 12,5, в Берлине - 14,5, в Вене - 26, в Амстердаме - 35,4. В США количество мест в гостиницах в расчете на 1 тыс. жителей составляет 40-50. В Москве аналогичный показатель приближается к 10.
Показатель обеспеченности гостиничными местами первого класса (4 и 5 звезд) в Санкт-Петербурге составляет 0,6 на 1 тыс. жителей, что в 10-50 раз меньше, чем в европейских городах.
Несмотря на высокие показатели обеспеченности, в туристических центрах мира продолжается строительство новых отелей. В Париже ежегодно открывается от 15 до 20 отелей, в Турции - не менее 15.
В Санкт-Петербурге, несмотря на существовавшие до последнего времени достаточно жесткие инвестиционные условия создания объектов гостиничной инфраструктуры, рынок гостиничных услуг постоянно развивается. Однако следует отметить, что темпы этого развития не удовлетворяют потребностям Санкт-Петербурга. Так, за период с 2000 по 2003 год количество гостиниц первого класса увеличилось с 3 до 6, а среднего класса - на 10 объектов и достигло к 2003 году 48 гостиниц с общим номерным фондом 15262 единицы. При этом общее число проектов, которые могут быть реализованы в ближайшее время, уже в 2003 году составляло 50 единиц, а количество заявок от потенциальных инвесторов превышало 300 единиц.
Таблица 1
Сводные данные об объектах размещения Санкт-Петербурга и пригородов на 01.01.2004
┌───────────────────────────────┬──────────┬───────────┬───────────┐
│Категория объектов размещения │Количество│Количество │Количество │
│ │объектов │номеров │мест │
├───────────────────────────────┴──────────┴───────────┴───────────┤
│Санкт-Петербург │
├───────────────────────────────┬──────────┬───────────┬───────────┤
│Первый класс │6 │1197 │2392 │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Средний класс (большие │28 │8216 │14720 │
│гостиницы │ │ │ │
│более 100 номеров) │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Средний класс (малые гостиницы │20 │308 │542 │
│менее 100 номеров) │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Экономический класс (большие │9 │1347 │2428 │
│гостиницы более 50 номеров) │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Экономический класс (малые │34 │877 │2841 │
│гостиницы менее 50 номеров) │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Гостиницы при государственных │5 │433 │926 │
│учреждениях │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Гостиницы в системе малых │3 │386 │1268 │
│отелей │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Объекты размещения учебных и │19 │1559 │3392 │
│научных заведений │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Объекты размещения предприятий │13 │411 │879 │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Итого │137 │14734 │29388 │
├───────────────────────────────┴──────────┴───────────┴───────────┤
│Пригороды │
├───────────────────────────────┬──────────┬───────────┬───────────┤
│Первый класс │1 │18 │36 │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Средний класс (большие │3 │267 │480 │
│гостиницы │ │ │ │
│более 100 номеров) │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Средний класс (малые гостиницы │3 │44 │40 │
│менее 100 номеров) │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Экономический класс (большие │2 │301 │538 │
│гостиницы более 50 номеров) │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Экономический класс (малые │6 │122 │281 │
│гостиницы менее 50 номеров) │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Объекты размещения учебных │5 │259 │604 │
│заведений │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Объекты размещения предприятий │8 │211 │511 │
│и организаций │ │ │ │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Итого │28 │1222 │2538 │
├───────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Всего │165 │15956 │31926 │
└───────────────────────────────┴──────────┴───────────┴───────────┘