С учетом изменений социально-экономической обстановки и уровня автомобилизации необходимо провести корректировку Комплексной транспортной схемы, в том числе её основного раздела "Улично-дорожная сеть".
Перед органами местного самоуправления города Челябинска стоит задача по совершенствованию и развитию сети автомобильных дорог города в соответствии с потребностями экономики, стабилизацией социально-экономической ситуации, удовлетворением спроса в автомобильных перевозках и ростом благосостояния населения города.
Необходимо обеспечить соответствие параметров улично-дорожной сети потребностям дорожного движения и транспортного обслуживания населения, предприятий, учреждений и организаций города. В связи с этим возникает необходимость разработки системы поэтапного формирования магистральной сети города с доведением её характеристик до нормативных с учётом ресурсных возможностей.
Настоящая Программа ориентирована на выполнение программы развития сети транзитных магистралей и магистральных улиц города Челябинска на 2001-2020 годы и разработана на её основе с учетом детализации и выбранных приоритетных направлений.
Анализ существующего состояния улично-дорожной сети города показывает, что в настоящее время в силу объективных причин сформировался ряд проблем, требующих решения.
Транспортная ситуация в городе с каждым годом усложняется. Темпы роста численности автотранспорта опережают темпы развития улично-дорожной сети города. Кроме того, в Челябинск ежедневно, минуя центральную часть города, въезжают до 35 тысяч единиц иногороднего транспорта.
Существующая линейная плотность магистральной сети в селитьбе составляет 1,26 км/км2. Минимально необходимая плотность для организации движения массового пассажирского транспорта в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* должна составлять 1,5 - 2,5 км/км2, а для организации движения автомобильного транспорта центральной части города показатель линейной плотности магистралей должен быть увеличен до величины 4,5 км/км2 путем строительства новых и реконструкции существующих магистралей.
Малое количество магистралей в городе и отсутствие дублирующих магистралей привело к чрезмерной концентрации потоков на ограниченном участке общегородских магистралей в центральной части города - Свердловский проспект, проспект Ленина, ул. Воровского, проспект Победы. На этих магистралях наблюдается заметное снижение скорости движения, частое возникновение "пробок", ухудшение общего экологического состояния города. Такие параметры линейной плотности магистральных дорог, скоростного режима подтверждают необходимость реконструктивных мероприятий на отдельных магистралях и пересечениях, а также обязательное наращивание протяженности сети за счёт нового строительства дорог.
Существующая ситуация, определённая ростом количества автомобильного транспорта, превышающим темпы роста дорожного строительства, требует дальнейшего совершенствования транспортной схемы города.
С каждым годом повышаются требования комфортного проживания населения в городе, безопасности движения транспорта, что предполагает качественную работу по содержанию объектов благоустройства города. В то же время финансирование вышеуказанных работ осуществлялось по остаточному принципу.
II. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - улучшение городской среды и жизнеобеспечения населения на основании выработки комплекса мер по повышению эффективности капиталовложений в транспортную систему города путём рационального распределения средств и концентрации ресурсов на требуемых направлениях развития улично-дорожной сети города.
Настоящая Программа направлена на приведение проезжей части городских дорог в нормативное состояние.
Задачи Программы:
1) развитие и совершенствование улично-дорожной сети города;
2) формирование магистралей непрерывного движения для отвлечения транспортных потоков из центральной части города;
3) строительство новых инженерных транспортных сооружений;
4) улучшение транспортно-эксплуатационных показателей сети автомобильных дорог города и повышение безопасности движения, превращение второстепенных улиц в магистральные путём их реконструкции;
5) строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, внеуличных пешеходных переходов, транспортных развязок, мостовых переходов;
6) капитальный ремонт перекрёстков магистральных улиц и улиц с интенсивным движением;
7) внедрение новых технологий в дорожном строительстве.
III. Ожидаемые результаты реализации Программы с указанием целевых индикаторов и показателей
Строительство и реконструкция 28,9 км дорог общей площадью 515,1 тыс. кв. м, в том числе:
- в 2013 г. - 23,4 км (417,2 тыс. кв. м);
- в 2014 г. - 5,5 км (97,9 тыс. кв. м).
Капитальный ремонт 21,9 км дорог общей площадью 329,1 тыс. кв. м, в том числе:
- в 2013 г. - 10,6 км (159,6 тыс. кв. м);
- в 2014 г. - 11,3 км (169,5 тыс. кв. м).
IV. План мероприятий Программы
Мероприятия по развитию улично-дорожной сети города Челябинска на 2013 - 2014 годы, предусмотренные Программой, будут проводиться в объемах, обеспеченных финансированием.
План мероприятий Программы на 2013 год приведен в приложении 1 к настоящей Программе.
План мероприятий Программы на 2014 год приведен в приложении 2 к настоящей Программе.
V. Сроки реализации Программы
2013-2014 годы.
VI. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы, общая потребность в необходимых финансовых ресурсах
В результате реализации настоящей Программы улучшится городская среда и жизнеобеспечение населения на основании выработки комплекса мер по повышению эффективности капиталовложений в транспортную систему города путём рационального распределения средств и концентрации ресурсов на требуемых направлениях развития улично-дорожной сети города.
Источники финансирования | Всего, рублей | В том числе по годам (рублей) | |
2013 год | 2014 год | ||
Бюджет города | 1 093 889 917,11 | 560 619 563,45 | 533 270 353,66 |
Областной бюджет | 4 035 851 358,00 | 2 662 893 000,00 | 1 372 958 358,00 |
Объем финансирования расходов за счет межбюджетных трансфертов будет корректироваться с учетом поступивших средств из федерального и областного бюджетов на выполнение заключенных долгосрочных муниципальных контрактов.
Расчёт потребности в финансовых средствах по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети выполнен на основании удельных затрат на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов улично-дорожной сети одного квадратного метра согласно проектно-сметной документации, которые в зависимости от насыщенности подземными коммуникациями и мероприятиями (озеленение, наружное освещение, водоотвод) составляют:
- по объектам строительства и реконструкции - в среднем 6500 руб./кв. м;
- объектам капитального ремонта - в среднем 2500 руб./кв. м.
VII. Описание системы оценки вклада Программы в достижение соответствующей стратегической цели
Достижение стратегической цели в части выполнения комплекса работ по развитию улично-дорожной сети в городе Челябинске обеспечивается деятельностью Управления дорожного хозяйства.
Докладом "О результатах и основных направлениях деятельности Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" закреплена тактическая задача по улучшению транспортно-эксплуатационных показателей сети автомобильных дорог города в соответствии с нормативными требованиями и внедрению новых технологий в дорожном строительстве.
Решение этой задачи обеспечит бесперебойную работу транспорта и увеличение срока службы дорожного покрытия.
Вклад Программы в достижение стратегической цели и тактической задачи выражается в изменении целевых показателей и индикаторов.
VIII. Описание системы управления реализацией Программы
Контроль исполнения Программы и общую координацию работ осуществляет заместитель Главы Администрации города по дорожному хозяйству как субъект бюджетного планирования.
Главным распорядителем бюджетных средств при реализации Программы является Управление дорожного хозяйства:
- в части строительства, реконструкции и капитального ремонта улиц и дорог в существующей застройке, строительства мостов, путепроводов, искусственных транспортных сооружений;