4.3.3. Управление автоматическими и полуавтоматическими линиями в деревообработке.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Управление с пульта линиями и установками по сортировке пиломатериалов.
ПК 1.1. Определять качество пиломатериалов по действующим ГОСТам.
ПК 1.2. Производить раскрой пиломатериалов при помощи торцовочных устройств.
ПК 1.3. Осуществлять эксплуатацию линии или установки по сортировке пиломатериалов.
5.2.2. Сушка древесноволокнистых и костровых плит, стружки, пиломатериалов и заготовок различного назначения в сушильных установках.
ПК 2.1. Осуществлять сушку древесноволокнистой массы, измельченной древесины, пиломатериалов и заготовок.
ПК 2.2. Осуществлять контроль параметров режимов сушки.
ПК 2.3. Осуществлять контроль качества продукта.
5.2.3. Управление автоматическими и полуавтоматическими линиями в деревообработке.
ПК 3.1. Управлять автоматизированными системами и электронно-вычислительными машинами линии; управлять установками по измельчению древесины и изготовлению шпона.
ПК 3.2. Осуществлять обслуживание автоматических и полуавтоматических линий машинной обработки и сборки брусковых и щитовых деталей и изделий.
ПК 3.3. Осуществлять контроль качества продукции.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемы компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 369 | 246 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:анализировать техническую документацию;определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежам и определять годность заданных размеров;определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;читать и оформлять чертежи, схемы и графики;составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;пользоваться необходимой справочной литературой;пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;знать:основы черчения и геометрии;требования Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;способы выполнения рабочих чертежей и эскизов;основные сведения о размерах в машиностроении;основы технических измерений;систему допусков и посадок;квалитеты и параметры шероховатости;размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;основные принципы калибрования профилей простых и средней сложности;устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;методы и средства контроля обработанных поверхностей | ОП.01. Техническая графика | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.2ПК 2.3ПК 3.2 | |||
уметь:рассчитывать основные параметры электрических схем;применять оборудование с электроприводом;подбирать по справочным материалам приборы и устройства электронной техники с определенными параметрами и характеристиками;знать:основы электротехники, электроники, механики, гидравлики, автоматики в пределах выполняемой работы | ОП.02.Электротехника с основами электроники | ОК 1 - 7ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.1ПК 3.2 | |||
уметь:выбирать материалы для профессиональной деятельности;определять основные свойства материалов по маркам;расшифровывать марки материалов;знать:строение древесины, пороки древесины, характеристики основных древесных пород и их промышленное применение;наименование, маркировку и основные физические, химические, механические и технологические свойства древесины и древесных материалов; влияние температуры и влажности на размеры деталей и свойства древесины и древесных материалов;круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия: классификацию и стандартизацию лесных материалов, характеристики, сорта по Государственным стандартам (ГОСТ);виды пленочных, листовых отделочных материалов;назначение и свойства клеев и лакокрасочных материалов;технические требования на основные материалы в машиностроении | ОП.03.Материаловедение и древесиноведение | ОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.2ПК 3.3 | |||
уметь:управлять с пульта автоматическими системами;определять возможные неисправности автоматической системы;пользоваться системой сигнализации на автоматических и полуавтоматических линиях;знать:основные понятия об автоматизации и механизации, развитие автоматизации деревообрабатывающих производств, преимущества автоматизированного производства;технические средства автоматизации производственных процессов: автоматическое управляющее устройство, управляемый объект, автоматическую систему, управляющее воздействие, контрольное воздействие;подразделение автоматических систем на стабилизирующие, программные и следящие, их характеристику, назначение и область применения;схемы автоматических систем, роль и назначение каждого блока, входящего в них;задающие и измерительные устройства, принцип их действия и назначение;усилительные и преобразующие устройства, принцип их действия и назначение;исполнительные приборы и силовые механизмы, принципы их действия и назначение;транспортные и межстаночные механизмы автоматических и полуавтоматических линий;электрические шкафы автоматических линий, их состав, основные детали и схемы управления;пульты управления автоматическими и полуавтоматическими линиями, их составные элементы и детали, назначение, принцип работы;устройства и конструктивные особенности кнопочных станций, блоков ввода программы, контрольно-измерительных приборов (вольтметров, амперметров, ваттметров, манометров, термометров, уровнемеров) и сигнализаторов; правила расположения приборов и кнопочных станций на пультах управления; правила пользования ими в наладочном и рабочем режиме;систему сигнализации на автоматических и полуавтоматических линиях, ее назначение, принцип работы и порядок включения;командные первичные элементы системы управления автоматическими линиями (реле давления, температуры, командоаппаратуры, фотоэлектрические приборы); порядок их установки в зависимости от наладки линии;безопасность труда и организация рабочего места в процессе управления автоматическими линиями;правила ведения журнала линии | ОП.04. Автоматизация деревообрабатывающего производства | ОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.1 | |||
уметь:управлять аппаратурой гидравлических и пневматических устройств;определять возможные неисправности гидравлической и пневматической системы;знать:питание гидравлических и пневматических устройств, клапанов, распределителей и другой управляющей аппаратуры, цилиндров;конструкцию распределительной и вспомогательной аппаратуры и цилиндров;конструкции реле давления, измерительных приборов;регулирование установки реле, монтаж соединительных трубопроводов, бесштуцерный монтаж аппаратуры;монтаж и регулировку срабатывания путевых датчиков (клапанов) | ОП.05. Гидравлика | ОК 1 - 7ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.2 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.06. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 495 | 330 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 495 | 330 | ||
ПМ.01 | Управление с пульта линиями и установками по сортировке пиломатериаловВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:контроля качества поступающих на линию пиломатериалов;управления с пульта торцовочными и оценочными участками линий и установок;управления с пульта участками подачи, разборки, сортировки, пакетирования и маркирования пиломатериалов на линиях и установках;уметь:организовывать безопасные условия труда на рабочем месте;определять породы древесины по отличительным признакам;определять пороки древесины в пиломатериалах;измерять пороки древесины в сортиментах;определять размерные группы пиломатериалов с учетом допускаемых отклонений и влажности древесины;определять сортность пиломатериалов по порокам и дефектам обработки;производить маркировку пиломатериалов;определять оптимальную длину доски для наибольшего ценностного выхода;контролировать чистоту обработки торца;производить пуск и экстренную остановку линии;производить укладку сушильных пакетов;производить настройку линии;управлять работой конвейеров;управлять работой подъемников;управлять работой сортировочного конвейера;управлять работой узлов маркировки;управлять работой узлов формирования пакетов;пользоваться таблицами на пакетирование материалов;производить маркировку пакетов;управлять работой на участке обвязки и отвода пакетов;знать:правила охраны труда;нормативные документы по охране труда, гигиене труда, производственной санитарии, оформление акта о несчастном случае, правила проведения инструктажей;требования безопасности труда в различных цехах организации;основные причины травматизма и меры по предупреждению травм;требования к производственному оборудованию и производственным процессам для обеспечения безопасности труда;требования безопасности при эксплуатации грузоподъемного, транспортного и другого оборудования;средства индивидуальной защиты от химических и биологических факторов;термины и определения пороков древесины;влияние порока на качество материала;ГОСТ на определение пороков древесины;ГОСТы на определение качества пиломатериалов;ГОСТы на размеры пиломатериалов;ГОСТ на формирование пакетов и блок-пакетов, маркировку пиломатериалов и пакетов;пульты управления, их опции;параметры режущего инструмента;устройства и применение пневмо- и гидроприводов в системе механизмов линии | МДК.01.01.Технология сортировки ипакетированияпиломатериалов | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3 | ||
ПМ.02 | Сушка древесноволокнистых и костровых плит, стружки, пиломатериалов и заготовок различного назначения в сушильных установкахВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы на сушильных установках;контроля режима сушки;контроля качества продукции;уметь:организовывать безопасные условия труда на рабочем месте;применять средства пожаротушения на своем рабочем месте;применять средства индивидуальной защиты от химических и биологических факторов;проводить процесс сушки измельченной древесины с учетом требований охраны труда;контролировать работу бункера, транспортного и пневмотранспортного оборудования;проводить процесс сушки древесноволокнистой массы для производства древесноволокнистых плит;проводить процесс сушки пиломатериалов и заготовок; контролировать загрузку и разгрузку материала в сушилку;контролировать заданный режим работы сушилок;регулировать режим работы сушилок;заполнять журнал контроля режима сушки;контролировать промежуточные и окончательные параметры влажности и остаточных напряжений в древесине;определять усушку древесины различных пород в различных направлениях;контролировать качество древесноволокнистых плит;вести журнал перемещения продукции;вести учет выпущенной продукции;знать:способы безопасного выполнения работ;требования безопасности труда в различных цехах организации;основные причины травматизма и меры по предупреждению травм;требования к производственному оборудованию и производственным процессам для обеспечения безопасности труда;требования безопасности при эксплуатации грузоподъемного, транспортного и другого оборудования;свойства обрабатывающей среды;свойства древесины, имеющие значение при ее гидротермической обработке;технология и оборудование тепловой обработки древесины;элементы теплового и циркуляционного оборудования сушилок;сушильные камеры, их классификация и модернизация;технические требования подготовки материала для сушки;погрузочно-разгрузочные и транспортные операции в сушильных цехах;режимы и качество сушки пиломатериалов;определение показателей качества сушки;продолжительность сушки пиломатериалов;производительность сушильных камер;устройство и способы регулирования сушильных установок;требования к готовой продукции;контрольно-измерительные приборы;способы контроля параметров агента сушки;способы контроля влажности готовой продукции;способы измерения внутренних напряжений в древесине;правила заполнения журналов работы сушилок | МДК.02.01.Технология сушки древесноволокнистых и костровых плит, стружки, пиломатериалов и заготовок различного назначения | ОК 1ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Управление автоматическими и полуавтоматическими линиями в деревообработкеВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы на установках по измельчению древесины и изготовлению шпона;работы по прессованию древесных материалов;работы по управлению с пультов автоматизированными системами линии и контроля параметров режима технологического процесса;работы на электронно-вычислительной технике;обслуживания оборудования линий: установки режущего инструмента, участия в наладке и регулировке механизмов в линии;контроля качества продукции;уметь:организовывать безопасные условия труда на рабочем месте;пользоваться способами безопасного выполнения работ при прессовании;пользоваться средствами пожаротушения на своем рабочем месте, участке;применять средства индивидуальной защиты от химических и биологических факторов;подготавливать к работе оборудование, оснастку, инструменты и содержать их в рабочем состоянии;проверять качество режущего инструмента и оснастки;управлять линиями и установками высокой частоты по прессованию деталей из древесностружечной массы или шпона;управлять автоматическими, полуавтоматическими линиями машинной обработки и сборки брусковых и щитовых деталей и изделий;управлять линиями по отделке столярно-строительных изделий и других деревообрабатывающих производств;управлять установками по измельчению древесины и изготовлению шпона;регулировать подачу материала и режущих инструментов на обслуживаемых деревообрабатывающих линиях;проверять работу пневматических и гидравлических приводов;пользоваться электронно-вычислительной техникой, применяемой на линиях и установках;обслуживать систему управления отдельными станками и агрегатами для обеспечения ее работы в заданном режиме;принимать решения в случае отказа электроники; определять виды и причины брака;пользоваться контрольно-измерительным инструментом;учитывать количество и качество произведенной продукции;заполнять журналы учета выпускаемой продукции;заполнять журнал работы линии;знать:правила охраны труда;требования безопасности труда в различных цехах организации;основные причины травматизма и меры по предупреждению травм;требования к производственному оборудованию и производственным процессам для обеспечения безопасности труда;требования безопасности при эксплуатации грузоподъемного, транспортного и другого оборудования;пульты управления, их опции;режимы резания, шлифования, прессования и отделки древесины;правила переналадки, регулирования и эксплуатации автоматических и полуавтоматических линий;правила проверки линии и входящего в них оборудования и станков на точность обработки;приемы и порядок управления линией, ее пуска, наладки;устройство и применение пневмо- и гидроприводов в системе механизмов линии;электрооборудование, применяемое на линии;свойства материалов, применяемых в производстве выпускаемой продукции;параметры режущего инструмента, применяемого на линии;правила пользования технической и технологической документацией;ГОСТы и технические условия параметров режима производства каждого вида продукции;ГОСТы и технические условия качества продукции | МДК.03.01.Технологическое оборудование деревообрабатывающих производств | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.3 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;