В целях реализации комплекса градостроительных, транспортных, организационных и иных мер, направленных на приоритетное развитие транспорта общего пользования, сокращение транзитных грузопотоков, формирование парковочного пространства, Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Государственную программу города Москвы "Развитие транспортной системы" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Утратил силу.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Ликсутова М.С.
Мэр Москвы | С.С. Собянин |
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 2 сентября 2011 г. N 408-ПП
к постановлению Правительства Москвы
от 2 сентября 2011 г. N 408-ПП
Государственная программа города Москвы "Развитие транспортной системы" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года
Паспорт Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года
Наименование Государственной программы города Москвы | Государственная программа города Москвы "Развитие транспортной системы" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года | ||||||||||||||||||
Цели Государственной программы города Москвы | Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения города Москвы путем развития устойчиво функционирующей, безопасной, привлекательной и удобной для всех групп населения транспортной системы, как части Московского транспортного узла | ||||||||||||||||||
Конечные результаты Государственной программы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | N п/п | Наименование конечного результата | Единица измерения | 2010 год Факт | 2011 год Факт | 2012 год Факт | 2013 год Факт | 2014 год Прогноз | 2015 год Прогноз | 2016 год Прогноз | 2017 год Прогноз | 2018-год Прогноз | 2019 год Прогноз | 2020 год Прогноз | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||||||
1 | Степень приспособленности подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта для маломобильных групп населения | процентов | 29,00 | 48,00 | 60,43 | 62,90 | 70,00 | 75,00 | 87,00 | 90,00 | 94,00 | 96,00 | 98,00 | ||||||
2 | Средняя загрузка грузового автотранспорта | процентов | X | X | X | X | 25,00 | 27,00 | 29,00 | 30,00 | 31,00 | 32,00 | 33,00 | ||||||
3 | Доля транзита в грузопотоке по городу Москве | процентов | X | X | X | X | 27,00 | 27,00 | 25,00 | 23,00 | 19,00 | 17,00 | 15,00 | ||||||
4 | Доля общественного транспорта в среднесуточном объеме пассажирских перевозок | процентов | X | X | X | X | 63,00 | 65,00 | 67,00 | 68,00 | 69,00 | 70,00 | 71,00 | ||||||
5 | Доля населения Москвы, проживающего в зоне транспортной доступности от станций метрополитена в радиусе 1,2 км | процентов | X | X | X | X | 56,00 | 57,00 | 57,00 | 63,00 | 63,00 | 63,00 | 63,00 | ||||||
6 | Доля населения Москвы, проживающего в зоне транспортной доступности от станций метрополитена в радиусе 0,8 км | процентов | X | X | X | X | 35,00 | 36,00 | 36,00 | 40,00 | 40,00 | 40,00 | 40,00 | ||||||
7 | Доля населения Москвы, проживающего в зоне транспортной доступности от станций метрополитена в радиусе 2,2 км | процентов | X | X | X | X | 81,60 | 81,60 | 85,00 | 85,00 | 85,00 | 86,00 | 87,00 | ||||||
8 | Уровень автомобилизации населения | единиц тыс. человек | X | X | X | X | 329,00 | 341,00 | 367,00 | 384,00 | 396,00 | 400,00 | 415,00 | ||||||
9 | Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ от автомобильного транспорта | кг/жителя в год | X | X | X | 77,00 | 77,00 | 70,00 | 63,00 | 61,00 | 58,00 | 55,00 | 50,00 | ||||||
10 | Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях (социальный риск) | количество на 100 тысяч населения | X | X | X | X | 6,70 | 6,60 | 6,50 | 6,30 | 6,00 | 5,70 | 5,30 | ||||||
11 | Среднее время в пути из центра города в аэропорт в часы пик | минут | 60,00 | 60,00 | 60,00 | 60,00 | 55,00 | 55,00 | 52,00 | 52,00 | 51,00 | 51,00 | 50,00 | ||||||
12 | Среднее время поездки на индивидуальном транспорте в утренние часы пик из жилых районов вблизи МКАД до центра города | минут | X | X | X | X | 60,00 | 60,00 | 57,00 | 57,00 | 55,00 | 53,00 | 50,00 | ||||||
13 | Средний интервал движения наземного городского пассажирского транспорта по выделенным полосам в утренние и вечерние часы пик | минут | X | X | X | X | 7,6 | 7,4 | 7,2 | 7,0 | 5,7 | 5,6 | 5,5 | ||||||
14 | Среднее время поездки на общественном транспорте в утренние часы пик из жилых районов вблизи МКАД до центра города | минут | 67,00 | 67,00 | 67,00 | 64,00 | 64,00 | 60,00 | 57,00 | 57,00 | 56,00 | 56,00 | 55,00 | ||||||
15 | Суммарная вместимость общественного транспорта | млн. мест в | X | X | X | X | 33,60 | 35,40 | 37,10 | 38,60 | 39,90 | 41,50 | 42,30 | ||||||
16 | Годовой объем пассажирских перевозок на общественном транспорте | млрд. пассажиров в год | 4,79 | 5,03 | 5,19 | 5,26 | 5,39 | 5,50 | 6,00 | 6,13 | 6,23 | 6,44 | 6,62 | ||||||
Задачи Государственной программы города Москвы | 1. Повышение уровня качества транспортного обслуживания населения.2. Повышение доступности транспортных услуг для всех групп населения.3. Повышение безопасности транспортной системы и снижение воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду.4. Повышение эффективности грузовой логистики. | ||||||||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы | Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы | ||||||||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм | Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города МосквыДепартамент строительства города Москвы | ||||||||||||||||||
Соисполнители подпрограмм | Департамент городского имущества города МосквыДепартамент развития новых территорий города МосквыДепартамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города МосквыДепартамент строительства города МосквыДепартамент капитального ремонта города МосквыДепартамент градостроительной политики города МосквыКомитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительстваДепартамент экономической политики и развития города Москвыпрефектура Восточного административного округа города Москвыпрефектура Западного административного округа города Москвыпрефектура Зеленоградского административного округа города Москвыпрефектура Северного административного округа города Москвыпрефектура Северо-Восточного административного округа города Москвыпрефектура Северо-Западного административного округа города Москвыпрефектура Центрального административного округа города Москвыпрефектура Юго-Восточного административного округа города Москвыпрефектура Юго-Западного административного округа города Москвыпрефектура Южного административного округа города Москвыпрефектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы | ||||||||||||||||||
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | Наименование Государственной программы | Источники финансирования | Расходы (тыс. рублей) | ||||||||||||||||
2010 год Факт | 2011 год Факт | 2012 год Факт | 2013 год Факт | 2014 год Прогноз | 2015 год Прогноз | 2016 год Прогноз | 2017 год Прогноз | 2018 год Прогноз | 2019 год Прогноз | 2020 год Прогноз | Итого | ||||||||
Государственная программа города Москвы "Развитие транспортной системы" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года | Всего | X | X | 355689025,6 | 381865013,3 | 455851893,0 | 549674087,6 | 551996150,4 | 549301729,5 | 557845113,3 | 513258523,3 | 525700923,3 | 4441182459,3 | ||||||
Расходы бюджета города Москвы | 78000000,0 | 259000000,0 | 267003884,3 | 287919132,6 | 341917534,0 | 308207518,8 | 287091111,8 | 284005241,2 | 332091111,8 | 332091111,8 | 332091111,8 | 2776518330,7 | |||||||
Средства федерального бюджета | X | X | 43248457,8 | 48511904,5 | 1766800,0 | 59913902 | 58849300,0 | 51786670,6 | 4620800,0 | 12070500,0 | 24512900,0 | 301180662,3 | |||||||
Средства юридических и физических лиц | X | X | 45436683,5 | 45433976,2 | 112167559,0 | 181552666,8 | 206055738,6 | 213509817,7 | 221133201,5 | 169096911,5 | 169096911,5 | 1363483466,3 | |||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы | Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016Этап 6: 01.01.2017-31.12.2017Этап 7: 01.01.2018-31.12.2018Этап 8: 01.01.2019-31.12.2019Этап 9: 01.01.2020-31.12.2020 |
1. Характеристика текущего состояния транспортной системы города Москвы
Город Москва является крупнейшим транспортным узлом России. Население города Москвы составляет 11,85 млн. человек. Площадь города Москвы составляет 2561 кв. км. На общественном транспорте в городе Москве совершается более 14 млн. поездок в сутки и более 5 млрд. поездок за год.
В настоящее время в городе функционирует транспортная система, в которую входят следующие виды транспорта: Московский метрополитен (далее метрополитен), Московская монорельсовая транспортная система, железнодорожный транспорт, наземный городской пассажирский транспорт и личный транспорт, которые перевозят в год около 6,89 млрд. пассажиров.
Современное состояние и проблемы транспортной отрасли города Москвы характеризуются на#следующими параметрами (по состоянию на конец 2011 года):
- плотность населения города Москвы (107,3 человек/га) превышает аналогичный показатель крупнейших мегаполисов мира;
- плотность улично-дорожной сети (3,38 км/кв.км) в 2-4 раза ниже аналогичных показателей крупнейших мегаполисов мира. Этот показатель на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы составляет 0,88 км/кв. км;
- фактическая загрузка всех видов общественного транспорта в утренние часы пик при движении в центр составляет 1,060 млн. человек и превышает провозную способность (870 тысяч человек) в среднем на 22%;
- загрузка автомобильных дорог превышает их пропускную способность на 42%;
- среднее время поездки на общественном транспорте пассажира из жилых районов до "мест приложения труда" составляет 67 минут, а около 20% жителей города Москвы тратят более трех часов в день на дорогу от дома до работы и обратно;
- при наименьшей протяженности линий метрополитена объем перевозок в 1,5-2 раза превышает аналогичные показатели крупнейших мегаполисов мира, средняя наполняемость вагонов электропоездов метрополитена составляет 5,2 человек/кв. м;
- недостаточное развитие наземных видов общественного транспорта, низкая плотность маршрутной сети, отсутствие преимуществ для движения общественного транспорта в транспортном потоке;
- слабая система хордовых связей между радиальными автомобильными дорогами;
- отсутствие дублирующих направлений магистральных радиальных автомобильных дорог, их недостаточная пропускная способность и несоответствие параметров автомобильных дорог на границе Москвы и Московской области планировочным параметрам;
- недостаточный уровень технического состояния искусственных сооружений и проезжей части на значительном протяжении автомобильных дорог федерального и регионального значения;
- отсутствие транспортных развязок на разных уровнях на пересечениях улично-дорожной сети, в том числе с железными дорогами и реками;
- отсутствие эффективной системы управления дорожным движением;
- недостаточное взаимодействие перевозчиков, обслуживающих автобусные маршруты, отсутствие скоординированной системы управления перевозками, использующей современные средства глобального позиционирования;
- неполная приспособленность транспортной инфраструктуры города к нуждам маломобильных групп населения;
- недостаточно эффективная работа перевозчиков различных форм собственности по транспортному обслуживанию пассажиров.
В Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы протяженность улично-дорожной сети составляет 1300 км, плотность улично-дорожной сети 0,88 км/кв. км. Плотность населения Троицкого и Новомосковского административных округах города Москвы - около 17 человек/га.
Несмотря на перегрузку улично-дорожной сети, личный транспорт является более привлекательным по сравнению с общественным не только по уровню комфорта, но и по времени в пути. В утренние часы пик время поездки на автомобиле занимает около часа, что на 10% меньше, чем на общественном транспорте. В 2011 году в Москве насчитывалось около 3,4 млн. легковых автомобилей. При среднегодовом увеличении на 4% к 2016 году количество легкового транспорта достигнет 4,2 млн. единиц.
Сохраняется устойчивая тенденция к увеличению затрат времени при поездках по городу.
При отсутствии мер по улучшению транспортной ситуации к 2025 году ожидается практически удвоение перегрузки по всем видам транспорта, даже несмотря на прогнозируемый умеренный прирост населения по 0,8% в год. Время в пути на личном транспорте вырастет на 25% - до 75 минут. Доля жителей, которые будут тратить более трех часов в день на дорогу от дома на работу и обратно, возрастет до 30%.
В ходе реализации мероприятий Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы" на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года (далее - Государственная программа) в 2012-2013 годах были существенно увеличены темпы метростроения, строительства, реконструкции и содержания дорог, проведено обновление подвижного состава, развернуты работы по развитию железнодорожного транспорта, сформированы пешеходное и велосипедное пространства. Более подробная информация о достигнутых в ходе реализации Государственной программы результатах изложена в составе соответствующих подпрограмм.
В результате принятых мер достигнуты следующие результаты по основным показателям, интегрально характеризующие улучшение транспортной ситуации:
- среднее время поездки на общественном транспорте в утренние часы пик из жилых районов вблизи Московской кольцевой автомобильной дороги до центра города уменьшилось с 67 до 64 минут;
- годовой объем пассажирских перевозок на общественном транспорте вырос с 5,03 до 5,26 млрд. пассажиров.
2. Прогноз развития транспортной системы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Государственной программы
Для улучшения транспортной ситуации предлагается осуществить ряд мер, основные из которых направлены на снижение среднего времени поездки в часы пик (до 55 минут при движении по городу Москве и до 70 минут из Московской области в город Москву) к 2020 году за счет увеличения провозной способности общественного транспорта на 40% и сдерживания использования личного автомобильного транспорта (снижение доли поездок на личном транспорте в часы пик с 12% до 8% на въезде в пределы третьего транспортного кольца, с 26% до 18% при въезде на Московскую кольцевую автомобильную дорогу).
В рамках Государственной программы предлагается приступить к реализации этих мер, рассчитанных на период до 2020 года.
Результатом выполнения Государственной программы должно стать:
- снижение среднего времени поездки на общественном транспорте в утренние часы пик из жилых районов вблизи Московской кольцевой автомобильной дороги до центра города на 18%;
- увеличение объема перевозок пассажиров общественным транспортом до 30%;
- снижение наполняемости подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта на 17%, 3,9 человек/кв. м;
- снижение наполняемости подвижного состава метрополитена на 14%, 4,5 человек/кв. м;
- сокращение среднего интервала движения на наземном городском пассажирском транспорте по выделенным полосам в часы пик на 22%, до 5,5 минут;
- увеличение скорости движения наземного городского пассажирского транспорта в часы пик на 22%, до 18 км/ч;
- сдерживание объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от автомобильного транспорта;
- повышение комфортности поездок на общественном транспорте за счет использования подвижного состава новых типов, приспособленных для перевозки маломобильных групп населения, сокращения интервалов движения транспорта;