Постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы" стр. 2

За период с 2010 по 2013 годы внутренние затраты организаций города Москвы на исследования и разработки увеличились со 194,4 до 264,7 млрд. рублей (в ценах 2010 года), или на 36,1%, составив 35,4% от общего уровня затрат по России. Среднегодовая стоимость основных фондов организаций, выполняющих исследования и разработки в сравнении с 2010 годом выросла более, чем на 120 млрд. рублей и составила 386,8 млрд. рублей, превысив уровень 2012 года на 15,7% (в постоянных ценах).
По сравнению с другими субъектами Российской Федерации, город Москва наиболее интегрирован в мировое научное сообщество: доля публикаций в международных журналах, сделанных московскими учеными и исследователями, по данным индекса цитирования Web of Science, составляет около 45% от общего числа публикаций российских авторов. Кроме того, город Москва остается крупнейшим научным центром Российской Федерации, в 2013 году доля персонала, занятого исследованиями и разработками в городе Москве составляет, как и в 2010 году, более 30% от общего числа занятых исследованиями и разработками в стране.
По данным на 2013 год в городе Москве расположено более 200 организаций, относящихся к инновационной инфраструктуре города, в том числе: объекты специализированных территорий (технополис и технопарки), частные и государственные бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры, центры коллективного пользования научным и технологическим оборудованием, центры прототипирования и центры молодежного инновационного творчества.
В границах территории города Москвы расположено 209 промышленных зон общей площадью 7,7 тысяч га, что составляет примерно 16% площади города Москвы (без учета присоединенных территорий). Территории промышленных зон, занятые объектами промышленности и науки (научно-производственные, научно-исследовательские институты, опытные производства, конструкторские бюро), составляют около 4,1 тысяч га (52%). На остальных территориях располагаются непромышленные объекты, в том числе объекты стройкомплекса, объекты энергетической, коммунальной и транспортной инфраструктуры.
По данным Мосгорстата, по состоянию на начало 2015 года на территории Москвы производственную деятельность осуществляли 668 крупных и средних организаций промышленности с численностью более 15 человек. Среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций производственной сферы в 2014 году в сравнении с 2011 годом увеличилась более чем на 55%: с 34,8 тыс. рублей до 54,1 тыс. рублей (январь-ноябрь 2014 года), достигнув 91,2% от среднемесячной заработной платы по городу Москве (в 2011 году этот показатель составлял 77,5%).
Объем налоговых поступлений в бюджет города Москвы от обрабатывающих производств по итогам 2014 года на 11,8 млрд. рублей превысил аналогичную цифру 2011 года, составив 6,3% от общего объема налоговых поступлений (в 2011 году этот показатель составлял 6,0%).
Таким образом, статистические показатели и экспертные оценки, характеризующие уровень развития предпринимательской, промышленной, инновационной деятельности в городе Москве, выше средних по России. При этом сравнение города Москвы с другими мировыми бизнес-столицами свидетельствует о том, что конкурентные преимущества города Москвы реализуются не в полной мере.

1.4. Повышение эффективности управления городским имуществом

Правительство Москвы последовательно осуществляет комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности города Москвы. Имеющиеся активы мобилизуются для решения важнейших социально-экономических задач города Москвы.
Доходы от вовлечения в хозяйственный оборот имущества, находящегося в собственности города Москвы, в период реализации Государственной программы города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы (далее - Государственная программа) ежегодно прирастали. По сравнению с 2010 годом объем доходов в 2014 году удвоился и составил 66,4 млрд. рублей. Доля доходов от использования имущества в бюджете города Москвы возросла с 5,2% в 2010 году до 6,5% в 2014 году.
Земельная составляющая имущественных доходов обеспечивается платежами правообладателей земельных участков. Мероприятия программы предусматривают выполнение всех необходимых действий, начиная от межевания жилых кварталов до оформления правоотношений.
На конец 2014 года межевание жилых кварталов выполнено для 18,7 тыс. га земель города Москвы, правообладатели 91,3% капитальных нежилых зданий, строений, сооружений имеют оформленные земельно-правовые отношения.
Использование городского имущества также характеризуется высоким процентом вовлечения его в оборот. В общем количестве объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, 85,7% переданы в пользование.
Город Москва стал использовать имеющееся у него имущество как инструмент привлечения частного капитала к развитию социальной инфраструктуры.
Запущен пилотный проект "Доктор рядом", в рамках которого оказывается доступная первичная медико-санитарная помощь в сфере обязательного медицинского страхования. Город Москва выставляет на торги нежилые помещения с установлением льготных ставок арендной платы. Большое внимание и поддержку получил проект, предусматривающий передачу в аренду частным образовательным организациям, реализующим основные общеобразовательные программы, объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы, в рамках которого установлены льготные условия аренды объектов нежилого фонда для инвесторов, организующих частные образовательные организации с использованием объектов нежилого фонда, требующих крупных затрат на проведение ремонтных работ. Реализация данного проекта позволяет повысить обеспеченность соответствующих районов города Москвы образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы.
В 2014 году продолжена практика предоставления в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, с установлением после проведения соответствующих работ льготной ставки арендной платы в размере 1 рубль за кв. метр в год с заключением договора аренды на 49 лет. За 2013-2014 годы было предоставлено 9 подобных объектов.
Изменен порядок установления ставок арендной платы за земельные участки при строительстве, в соответствии с которым размер повышенной арендной платы теперь определяется исходя из кадастровой стоимости.
Важным фактором повышения эффективности стало исчисление земельных платежей в процентах от кадастровой стоимости, которая была актуализирована в рамках мероприятий программы.
Проведение кадастровой оценки объектов капитального строительства позволило начать переход к определению налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости.
В 2014 году продолжил работу Штаб по вовлечению имущества города Москвы в хозяйственный оборот. Штабом рассматриваются вопросы, связанные с вовлечением имущества города Москвы в хозяйственный оборот, предусматривающие различные формы использования имущества города Москвы, в том числе в целях строительства (реконструкции) зданий, строений, сооружений, осуществляемого за счет средств бюджета города Москвы или на условиях государственно-частного партнерства с участием города Москвы.
Обеспечено электронное взаимодействие по предоставлению государственных услуг, оказываемых Департаментом городского имущества города Москвы в электронном виде. Создана Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства. Оказана активная информационная и консультативная поддержка в рамках семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе по вопросам выкупа арендуемых малым и средним бизнесом объектов нежилого фонда, уплаты земельных платежей и другим вопросам в сфере земельно-имущественных отношений.

1.5. Развитие сферы торговли и услуг города Москвы

Осуществление государственной политики в сфере торговли и услуг города Москвы в 2014 году было направлено на создание комфортных условий проживания населения. В рамках реализации мероприятий государственных программ города Москвы предусмотрено дальнейшее развитие отраслевой инфраструктуры. Запланировано достижение реальных результатов в формировании эффективной конкурентной среды, способствующей повышению качества, безопасности и обеспечению доступности товаров и услуг для различных категорий населения.
Наметились положительные тенденции динамичного увеличения объемных показателей работы предприятий торговли и общественного питания.
Одним из основных показателей эффективности работы данной сферы является оборот розничной торговли, который по итогам 2014 года составил 4 436,9 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах - 102,4% (в 2010 году - 2 882,4 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах - 106,8%).
В структуре оборота розничной торговли изменение доли непродовольственных и продовольственных товаров незначительны. В 2014 году удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров распределялся в пропорциях - 51,6% и 48,4% (в 2010 году соответственно 50,5% и 49,5%).
Продолжались процессы сокращения стихийной торговли, укрупнения и интенсификации деятельности розничных сетей. В результате доля организованного рынка в общем объеме оборота розничной торговли выросла до 82,1% по итогам 2014 года (в 2010 году - 79,0%).
В 2014 году показатель оборота общественного питания составил 174,1 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах 100,7% (в 2010 году - 120,9 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах - 97,4%).
В 2014 году населению было оказано услуг бытового характера на сумму 65,9 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах 98,2% (в 2010 году - 60,3 млрд. рублей с темпом роста - 89,8%).
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в декабре 2014 г. составила 3 918,12 рублей, и увеличилась по отношению к декабрю 2010 г. - 2 993,31 рублей.
По данным Мосгорстата в декабре 2014 г. сводный индекс цен потребительского рынка товаров и услуг в городе Москве составил 111,7%, в том числе на продовольственные товары - 114,4% (в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г. сводный индекс цен потребительского рынка товаров и услуг в городе Москве - 109,1%, в том числе на продовольственные товары - 111,9%).
За последние три года значительно вырос объем налоговых поступлений от предприятий потребительского рынка и услуг в бюджет города Москвы, составивший в 2014 году 211,4 млрд. рублей (за 2010 год - 96,3 млрд. рублей).
В городе Москве функционирует крупнейшая в России стационарная сеть торговли и услуг, насчитывающая по состоянию на 1 января 2015 г. в своем составе 43,4 тыс. предприятий (в 2010 году - 39,0 тыс. предприятий):
- 20,6 тыс. стационарных предприятий розничной торговли;
- 11,1 тыс. предприятий общественного питания;
- 11,7 тыс. предприятий бытового обслуживания.
За счет открытия новых и модернизации действующих стационарных предприятий в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы в 2014 году в стационарной сети сферы торговли и услуг создано 25,9 тысяч новых рабочих мест.
С учетом гипертрофированных размеров, которые приобрела в последние годы нестационарная торговля, развивавшаяся стихийно и во многих случаях несанкционированно, Правительством Москвы были приняты меры по оптимизации схемы размещения и сокращению количества объектов мелкорозничной сети. В конце 2014 года в схему размещения объектов мелкорозничной сети вошли 8,0 тысяч круглогодичных нестационарных объектов (в 2010 году - 18,3 тысяч объектов).
В целях выполнения требований Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в городе проводятся мероприятия по оптимизации размещения и развития сети розничных рынков. В конце 2014 года в городе функционировало 51 розничный рынок (в 2010 году - 80 единиц).
Ярмарочная торговля занимает особое место в обеспечении горожан продуктами питания. В целях обеспечения населения качественной отечественной продукцией по доступным ценам в 2014 году в городе было организовано 4,7 тысяч "ярмарок выходного дня", 295 - региональных ярмарок.
Реализация мероприятий Государственной программы позволила в 2014 году сохранить баланс спроса и предложения по всем видам продовольствия, количественно и качественно улучшить рацион питания жителей города Москвы. Этому способствовало развитие межрегиональных связей, а также привлечение отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и поставщиков продовольствия к формированию городских ресурсов. Также в 2014 году увеличилось и количество регионов Российской Федерации, желающих принять участие в ярмарках: в 2014 году в ярмарочных мероприятиях приняли участие 30 регионов, что почти в 2 раза больше, чем в 2012 году (19 регионов).
Вместе с тем, требуется дальнейшее совершенствование механизма обеспечения продовольственной безопасности города Москвы. Работа будет проводиться с учетом положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, развития агропромышленного комплекса на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, развития конкуренции на продовольственном рынке.
Действующая в городе Москве система похоронного обслуживания является крупнейшей в России. На площади более 1,8 тысяч га функционирует 133 городских, 1 муниципальное кладбище и 3 крематория. В рамках выделяемых средств бюджета города Москвы проводятся мероприятия по содержанию и благоустройству городских кладбищ, по подготовке московских кладбищ к дням массовых посещений, включая работы по вывозу мусора, снега, по ремонту и асфальтированию дорожек, ремонту и замене ограждений, поддержанию общественного порядка и безопасности.

1.6. Развитие рынка труда и содействие занятости населения

По предварительным данным Мосгорстата в среднем за 2014 год численность экономически активного населения города Москвы составила 7081 тысяч человек, численность занятых экономической деятельностью - 6977 тысяч человек.
В результате реализации мероприятий по обеспечению оптимизации привлечения иностранной рабочей силы на рынок труда города Москвы доля иностранной рабочей силы в численности занятого населения города Москвы в 2014 году не превысила программного значения 3,1%. Фактический показатель на конец 2014 года составил 2,8%.
Итогом реализации мероприятий по обеспечению безопасных условий труда в организациях стало снижение уровня производственного травматизма (число пострадавших в расчете на 1000 работающих) с 1,15 единицы в 2010 году до 0,9 единиц в 2014 году.
Позитивное воздействие на рынок труда и сферу занятости населения города Москвы оказал комплекс профилактических мер, реализованных органами исполнительной власти города Москвы, направленных на предотвращение массовых увольнений работников, трудоустройство, в том числе на общественные работы, граждан, находящихся под угрозой увольнения, их опережающее профессиональное обучение в соответствии с потребностями экономики города Москвы.
В течение 5 последних лет в службе занятости города Москвы ежегодно фиксируется около 1300 тысяч обращений граждан и работодателей, в том числе предоставляется более 400 тысяч консультаций. В 2014 году общее число обращений составило 1432,3 тысячи единиц, в том числе предоставлено 501,1 тысяч консультаций. Из 177,9 тысячи граждан, обратившихся в государственную службу занятости населения города Москвы в целях поиска подходящей работы, трудоустроились 137,1 тысяч человек.
Среднегодовой показатель численности зарегистрированных безработных в 2014 году составил 24,6 тысяч человек, а среднегодовой уровень зарегистрированной безработицы - 0,35% от экономически активного населения. На конец 2014 года уровень зарегистрированной безработицы составил 0,40% от численности экономически активного населения. При этом уровень общей безработицы сохранялся в пределах, не превышающих 2% от численности экономически активного населения города.