Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 г. N 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015 - 2020 годы" стр. 11

В соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 780 "О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа" в Санкт-Петербурге создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа (ОЭЗ).
ОЭЗ является уникальной средой для активного развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода её на российский и международный рынки. Совокупность государственных преференций, квалифицированного персонала и растущих потребностей в высоких технологиях делает технико-внедренческую зону привлекательной для производителей высокотехнологичной продукции.
Сегодня в ОЭЗ зарегистрировано 32 резидента. Эти компании представляют различные наукоемкие и высокотехнологичные отрасли: энергетику, приборостроение, фармацевтику и медицинские технологии, сферу информационных технологий и телекоммуникаций.
Общий объем инвестиций, заявленных резидентами в бизнес-планах на период до 2023 года, составляет более 30,8 млрд. рублей. По состоянию на 01.03.2014 объем инвестиций, осуществленных организациями с начала деятельности в качестве резидента превысил 4,5 млрд. рублей.
В Санкт-Петербурге в рамках комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 N 328-р, реализуется проект создания в Санкт-Петербурге технопарка в сфере высоких технологий (ИТ-парк). Сроки реализации проекта создания ИТ-парка - 2007 - 2017 годы.
В соответствии с проектом ИТ-парк представляет собой комплексно застроенную территорию, включающую в себя помимо развитой деловой инфраструктуры, учебных центров, а также бизнес-инкубатора, гостиницы, удобные автомобильные парковки, различные социальные объекты, а также торговые площади.
Для организации застройки территории ИТ-парка и управления зданиями ИТ-парка после введения их в эксплуатацию, в 2007 году было создано открытое акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга" (далее - ОАО "Технопарк Санкт-Петербурга"), 100 процентов акций которого оформлены в собственность Санкт-Петербурга.
Деятельность ОАО "Технопарк Санкт-Петербурга" направлена также на создание и управление объектами инновационной инфраструктуры, в том числе объектов по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инновационной деятельности.
На период проектирования и строительства основных объектов ИТ-парка и для апробирования модели функционирования бизнес-инкубатора, с 2009 года реализуется пилотный проект создания бизнес-инкубатора.
В настоящее время резидентами бизнес-инкубатора являются субъекты малого предпринимательства, которые осуществляют деятельность в области высоких технологий, таких как информационные технологии, технологии химической промышленности, в приборостроении и других областях.
Резиденты бизнес-инкубатора получают консультационные услуги по четырем основным направлениям: инвестиции, менторы, клиенты, таланты. Кроме того, действует специальная партнерская программа с образовательными организациями высшего образования, развивается партнерство с зарубежными инновационными центрами.
С 2010 года по настоящее время наблюдается положительная динамика доходов, полученных от деятельности бизнес-инкубатора.
По состоянию на 01.01.2014 резидентами бизнес-инкубатора являлась 81 компания с общей численностью сотрудников - 583.
По итогам 2013 года объем инвестиций в проекты резидентов составил 250,4 млн. рублей, объем выручки резидентов - 615,4 млн. рублей.
В целях развития субъектов предпринимательства в сфере инновационной деятельности на базе ОАО "Технопарк Санкт-Петербурга" будет создан новый инфраструктурный объект - Центр прототипирования. Деятельность Центра прототипирования будет направлена на оптимизацию процесса разработок, производства с целью ускоренного внедрения передовых технологий и технологического оборудования для комплексного решения задач модернизации и технологического развития ИТ-предприятий и других высокотехнологичных предприятий, а также на содействие в создании, проектировании и изготовлении прототипов новых изделий, что увеличит объем привлеченных инвестиций в технологические предприятия.
Финансовую инфраструктуру поддержки инновационной деятельности образуют региональные фонды предпосевных и венчурных инвестиций, сформированные за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Привлечению в инновационные проекты организаций Санкт-Петербурга частных инвестиций, средств федеральных институтов развития и грантов в рамках программ приграничного сотрудничества способствуют мероприятия по субсидированию затрат организаций на формирование комплекта заявки для получения финансирования из институтов развития, а также мероприятия по стимулированию участия организаций Санкт-Петербурга в международных программах приграничного сотрудничества.
В 2013 году подписано Соглашение о сотрудничестве и План совместных действий Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Правительства Санкт-Петербурга по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую продукцию (далее - инновационная продукция) в Санкт-Петербурге на 2013 - 2016 годы (далее - План). Планом предусмотрены мероприятия по снятию существующих барьеров, связанных с внедрением инновационной, в том числе нанотехнологической продукции, выявлению и стимулированию спроса на инновационную продукцию, информированию о принципах внедрения инновационной продукции; по продвижению продукции предприятий Санкт-Петербурга в другие регионы. Результатом реализации мероприятий Плана станет повышение доли инновационной продукции в государственном заказе Санкт-Петербурга.
На сегодняшний день наиболее прогрессивной формой развития экономик ведущих стран является кластер. Целью кластеризации предприятий является производство инновационной продукции.
Министерство экономического развития Российской Федерации по результатам конкурсного отбора в августе 2012 года сформировало и утвердило Перечень инновационных территориальных кластеров.
В указанный перечень из 14 приоритетных кластеров включен "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий г. Санкт-Петербурга". В расширенный перечень кластеров вошел также "Кластер информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга".
В настоящее время в рамках реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности России на период до 2020 года Правительством Санкт-Петербурга реализуется ряд проектов в области фармацевтики, медицинской промышленности и биотехнологий. Их цель - повышение доли отечественных лекарственных препаратов на российском рынке до 50 процентов, увеличение доступности лекарственных средств, повышение качества и эффективности оказываемых населению медицинских услуг. В Санкт-Петербурге предоставляются налоговые льготы инвесторам, проводится подготовка территорий, снижается размер арендной платы за землю на период строительства производств резидентами кластера. Происходит обновление фармацевтической отрасли. В частности, реализуются крупные инвестиционные проекты:
создание в Санкт-Петербурге Центра протонной лучевой терапии;
разработка группой компаний "Новартис" новых фармацевтических препаратов и организация их производства в Санкт-Петербурге.
В рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 12.11.2012 N ПР-3028 с 2013 года особое внимание уделяется развитию отрасли композиционных материалов.
Производство композиционных материалов в Санкт-Петербурге представлено как традиционными предприятиями промышленного сектора, так и рядом новых современных производств, а также ведущими учреждениями образования и науки. Основными направлениями производства композиционных материалов, конструкций и изделий из них являются: арматура, углеродные и армирующие материалы, алюминиевые панели, стеклопластик, теплоизоляционные трубы, корпуса судов.
В Санкт-Петербурге композиционные материалы применяются при строительстве инженерных сетей, объектов дорожной и транспортной инфраструктуры, жилой, деловой и промышленной застройки, реализации программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
Опыт производства качественной продукции из композиционных материалов имеют такие производственные предприятия, как: закрытое акционерное общество "Завод "Композит", общество с ограниченной ответственностью "Гравис", общество с ограниченной ответственностью "Композитное Кораблестроение", закрытое акционерное общество "ПЕТЕРПАЙП", закрытое акционерное общество "Нордпайп", общество с ограниченной ответственностью "СК", закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение специальных материалов", общество с ограниченной ответственностью "Завод по переработке пластмасс имени "Комсомольской правды", общество с ограниченной ответственностью "Институт полимеров". В частности, общество с ограниченной ответственностью "Средне-Невский судостроительный завод" является одним из ведущих предприятий судостроительной отрасли России, специализирующихся на строительстве кораблей и судов нового поколения из стеклопластика с использованием новейших технологических достижений.
Ведущими научными организациями Санкт-Петербурга в сфере разработки и внедрения технологий композиционных материалов являются: федеральное государственное унитарное предприятие "ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", федеральное государственное унитарное предприятие "Крыловский государственный научный центр", открытое акционерное общество "Центр технологии судостроения и судоремонта", общество с ограниченной ответственностью "Пролетарский завод", общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственный комплекс "Композит", общество с ограниченной ответственностью "Композитное Кораблестроение".
Подготовку специалистов в области применения композиционных материалов, осуществляют следующие ведущие учебные заведения Санкт-Петербурга: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский политехнический университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)" и другие.
К проблемам внедрения композиционных материалов в России, в том числе и в Санкт-Петербурге, относятся:
информационная неосведомленность потребителей/проектировщиков, о различиях между современными композиционными материалами и обычными пластиками, бетонами и другими традиционными материалами;
отсутствие обширного опыта применения изделий из композитов;
дефицит инженерных кадров, имеющих опыт разработки, производства и применения изделий из композитов;
отсутствие отечественного оборудования для производства композиционных материалов;
утилизацию и вторичную переработку композиционных материалов.
Среди проблем отечественного рынка композиционных материалов: ограниченный ассортимент сырья российского производства, практическое отсутствие собственного производства химикатов-добавок, несоответствие продукции мировым стандартам качества, длительные циклы проведения испытаний на стадии внедрения, недостатки в процедуре создания и тестовых испытаний литьевых форм, несовершенство нормативной базы испытаний полимерных материалов.
Для формирования в Санкт-Петербурге спроса на композиты и изделия из них, необходимо:
создать условия для внедрения композиционных материалов в различных отраслях путем организации слаженной, открытой и скоординированной работы органов государственной власти, научно-исследовательских организаций и предприятий-производителей композиционных материалов и изделий из них;
сформировать полноценную базу данных по композиционным материалам, методикам расчета конструкций и методикам ценообразования изделий из композиционных материалов, а также обеспечить доступ к ней проектировщиков и конечных потребителей из различных отраслей экономики Российской Федерации;
проинформировать потребителей о преимуществах использования композиционных материалов.

3.2. Описание целей и задач подпрограммы

Целью подпрограммы является развитие и эффективное использование инновационного потенциала Санкт-Петербурга.
Для достижения поставленной цели подпрограммой предусмотрены мероприятия, направленные на решение следующих задач:
стимулирование субъектов инновационной деятельности Санкт-Петербурга к созданию и выпуску высокотехнологичной и конкурентоспособной инновационной продукции;
защита прав интеллектуальной собственности;
стимулирование спроса;
содействие развитию кластеров Санкт-Петербурга;
содействие внедрению композиционных материалов, конструкций и изделий из них.

3.3. Сроки реализации подпрограммы

Срок реализации подпрограммы: 2015 - 2020 годы.