5) торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора заявок поставщиков и участников с регулируемым потреблением, осуществляемого не позднее чем за час до поставки электрической энергии в целях формирования сбалансированного режима производства и потребления электрической энергии (далее - конкурентный отбор заявок для балансирования системы);
6) торговля электрической энергией в объемах, соответствующих отклонениям, по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым по соглашению сторон в договорах купли-продажи (далее - свободные договоры купли-продажи отклонений);
7) торговля мощностью по договорам купли-продажи (поставки) мощности, заключенным поставщиками в отношении мощности генерирующих объектов, определенных в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в случае, когда объем мощности, отобранной по результатам конкурентного отбора мощности в какой-либо зоне свободного перетока (группе зон свободного перетока), не обеспечивает удовлетворение спроса на мощность (далее - договоры купли-продажи (поставки) мощности по итогам дополнительного отбора инвестиционных проектов);
8) торговля мощностью на основании договоров, заключенных в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, по ценам, определяемым по результатам конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, в соответствии с параметрами, заявленными в отобранном по итогам конкурса инвестиционном проекте;
9) торговля электрической энергией и мощностью по ценам, определенным исходя из регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, установленных для поставщиков, в неценовых зонах оптового рынка;
10) торговля мощностью по договорам купли-продажи и договорам (поставки) мощности:
предусматривающим условия, касающиеся сроков начала продажи мощности каждого из указанных в таких договорах генерирующих объектов, устанавливающим технические характеристики (параметры) генерирующего оборудования и заключенным между покупателями, организациями коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка и генерирующими компаниями оптового рынка, созданными на основании решений Правительства Российской Федерации путем реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" (за исключением оптовой генерирующей компании, которая создана в результате реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и в уставный капитал которой переданы генерирующие объекты гидроэлектростанций) (далее - договоры о предоставлении мощности). Договоры о предоставлении мощности заключаются в отношении генерирующих объектов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации и наличие которых в составе ЕЭС России исходя из их месторасположения, технических и иных характеристик необходимо в целях надежного и бесперебойного снабжения потребителей электрической энергией;
заключенным в отношении следующих генерирующих объектов атомных электростанций и гидроэлектростанций (далее - договоры купли-продажи (поставки) мощности новых объектов атомных электростанций и гидроэлектростанций):
объекты, строящиеся в соответствии с Программой деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009 - 2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. N 705, и программой строительства гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций), реализуемой оптовой генерирующей компанией, созданной на основании решений Правительства Российской Федерации путем реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", в уставный капитал которой переданы генерирующие объекты гидроэлектростанций, и включенные в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики. При этом в отношении объектов атомных электростанций, начало поставки мощности которых предполагается не позднее 1 января 2017 г., и объектов гидроэлектростанций указанные договоры должны быть заключены до 1 января 2011 г.;
объекты новых атомных электростанций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций), определенные по результатам отбора инвестиционных проектов, проводимого в установленном порядке более чем за 5 лет до планируемого ввода в эксплуатацию таких объектов;
11) торговля мощностью по договорам купли-продажи (поставки) мощности, производимой с использованием генерирующих объектов в период, на который мощность таких объектов не была отобрана по результатам конкурентного отбора мощности, в случае необходимости поддержания данных объектов в работоспособном состоянии для обеспечения установленных техническими регламентами и иными обязательными требованиями параметров работы ЕЭС России, систем жизнеобеспечения, режимов водопользования (далее - генерирующие объекты, мощность которых поставляется в вынужденном режиме);
12) торговля электрической энергией и (или) мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам в целях обеспечения совместной работы ЕЭС России и энергетических систем иностранных государств в порядке, установленном настоящими Правилами;
13) торговля электрической энергией и мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам в целях компенсации потерь в электрических сетях (далее - потери) в порядке, установленном настоящими Правилами;
14) торговля мощностью, производимой квалифицированными генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, на основании договоров купли-продажи (поставки) мощности, заключенных в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка по результатам конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее - договоры о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии).
5. Поставщики электрической энергии и (или) мощности и покупатели электрической энергии и мощности участвуют в отношениях купли-продажи электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке после получения в установленном порядке статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке. При этом поставщики и покупатели заключают обязательные для участников оптового рынка договоры и совершают иные действия для осуществления поставки (покупки) электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
6. Системный оператор в целях минимизации стоимости электрической энергии осуществляет выбор состава включенного генерирующего оборудования и генерирующего оборудования, находящегося в резерве (далее - состав оборудования), не позднее 24 часов до начала периода, на который осуществляется выбор состава оборудования, момент начала и продолжительность (не более 10 дней) которого определяются системным оператором и доводятся в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка до сведения участников оптового рынка.
Для осуществления указанного выбора участники оптового рынка - поставщики электрической энергии представляют следующую информацию:
параметры генерирующего оборудования;
величина расходов на осуществление пуска и выключения генерирующего оборудования;
максимальные цены, указываемые в ценовых заявках на продажу электрической энергии, подаваемых для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед и в конкурентном отборе заявок для балансирования системы на каждый час указанного периода, - для участников рынка, функционирующих в ценовых зонах оптового рынка.
Информация, предусмотренная абзацем третьим настоящего пункта, предоставляется системному оператору, а информация, предусмотренная абзацами четвертым и пятым настоящего пункта, - организации коммерческой инфраструктуры, которая передает ее системному оператору. Сроки предоставления и передачи указанной информации определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
До начала конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед участники оптового рынка могут изменить заявленные ими для целей выбора состава оборудования на соответствующий период параметры генерирующего оборудования. Системный оператор актуализирует состав оборудования с учетом измененных параметров, при этом измененные параметры учитываются в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка при установлении выполнения участниками оптового рынка требований, определенных подпунктами 3, 4 и 6 пункта 50 настоящих Правил.
7. Не позднее 24 часов до начала суток, в течение которых осуществляется поставка электрической энергии, покупатели электрической энергии сообщают системному оператору максимальные почасовые объемы потребления электрической энергии.
Исходя из предоставленной участниками оптового рынка в соответствии с настоящим пунктом информации, из прогнозируемых системным оператором почасовых объемов потребления электрической энергии и выбранного состава оборудования, системный оператор устанавливает ограничения на плановое почасовое производство электрической энергии (максимальные и минимальные почасовые значения мощности генерирующего оборудования), обеспечивающие исполнение сформированного им прогноза работы энергосистемы с учетом системных ограничений, потерь электрической энергии в электрических сетях, требований по поддержанию резервов мощности (в том числе по их территориальному расположению в ЕЭС России), необходимости обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии.
Указанные ограничения учитываются при проведении конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Объемы электрической энергии, указываемые покупателями в ценовых заявках, подаваемых для участия в конкурентном отборе на сутки вперед и (или) конкурентном отборе для балансирования системы, не должны превышать заявленные этими покупателями максимальные почасовые объемы потребления электрической энергии и должны определяться с учетом установленных системным оператором ограничений на плановое почасовое производство электрической энергии в порядке, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Участники оптового рынка - покупатели электрической энергии сообщают системному оператору до 20-го числа каждого месяца информацию о фактических объемах потребления электрической энергии обслуживаемых ими потребителей за предыдущий месяц в порядке и объемах, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Цены, указываемые участниками оптового рынка в ценовых заявках на продажу электрической энергии, подаваемых для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед и конкурентном отборе заявок для балансирования системы, не должны превышать заявленные ими в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил максимальные цены.
8. До начала суток, в течение которых осуществляется поставка электрической энергии, приобретаемой на оптовом рынке, организация коммерческой инфраструктуры проводит в ценовых зонах оптового рынка конкурентный отбор ценовых заявок на сутки вперед. По результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед на каждый час следующих суток в ценовых зонах оптового рынка определяются:
объемы планового почасового производства и потребления электрической энергии для каждой группы точек поставки участников оптового рынка (далее - плановое почасовое производство (потребление)), которые сообщаются организацией коммерческой инфраструктуры участнику оптового рынка и системному оператору не позднее дня, предшествующего дню поставки электрической энергии;
цены на объемы электрической энергии, включаемые в плановое почасовое производство (потребление), уравновешивающие спрос и предложение электрической энергии (далее - равновесные цены на электрическую энергию).
9. Для участия в торговле электрической энергией по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и обеспечения исполнения обязательств по заключенным на оптовом рынке договорам, обеспечивающим куплю-продажу электрической энергии на оптовом рынке, участники оптового рынка, функционирующие в ценовых зонах оптового рынка, подают организации коммерческой инфраструктуры оформленные в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка ценовые заявки на покупку (продажу) электрической энергии в каждой группе точек поставки на каждый час следующих суток.
Системный оператор на основании результатов конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и прогнозируемых им почасовых объемов потребления электрической энергии планирует электроэнергетические режимы и режимы работы генерирующих и энергопотребляющих объектов на каждый час суток, в течение которых осуществляется поставка электрической энергии.
10. В целях формирования сбалансированного режима производства и потребления электрической энергии и управления режимами работы объектов электроэнергетики не позднее чем за час до поставки электрической энергии системный оператор после определения планового почасового производства (потребления) осуществляет в ценовых зонах конкурентный отбор заявок для балансирования системы.
На основании результатов конкурентного отбора заявок для балансирования системы в нормальных условиях работы ЕЭС России системный оператор управляет технологическими режимами работы объектов электроэнергетики в течение суток, когда осуществляется поставка электрической энергии. В случае угрозы возникновения аварийной ситуации системный оператор вправе в установленном порядке ограничить потребление электрической энергии и мощности. При этом расчет стоимости электрической энергии проводится на основе результатов конкурентного отбора заявок для балансирования системы.
11. Участники оптового рынка, функционирующие в неценовых зонах оптового рынка, участвуют в соответствии с настоящими Правилами в торговле электрической энергией в ценовых зонах оптового рынка по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и конкурентного отбора заявок для балансирования системы в объеме, соответствующем перетоку электрической энергии по границе с ценовой зоной (ценовыми зонами) оптового рынка, на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
12. В период действия в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике, введенного в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г. N 929, стоимость электрической энергии определяется с учетом регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, установленных в отношении поставщиков и предназначенных для применения в период действия второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике, в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
13. Ограничения режима потребления электрической энергии на оптовом рынке вводятся по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. При этом в случае введения режима ограничения потребления электрической энергии на оптовом рынке в первую очередь ограничивается переток электрической энергии в энергосистемы иностранных государств.
14. Договоры, заключенные участниками оптового рынка в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, учитываются организацией коммерческой инфраструктуры при определении обязательств (требований) данных участников в порядке, установленном настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Если предварительно рассчитанные объемы обязательств (требований) участника оптового рынка по оплате электрической энергии и (или) мощности по итогам расчетного периода по заключенному договору, в том числе величина, определяемая по каждой группе точек поставки, соответствуют нулевой величине, то объемы обязательств (требований) участника оптового рынка по оплате соответствующих объемов электрической энергии и (или) мощности при составлении окончательного расчета по итогам расчетного периода составляют 1 рубль.
Стоимость и объем электрической энергии и (или) мощности, купленных (проданных) участником оптового рынка за расчетный период, определяются с учетом обязательств (требований) данного участника по всем заключенным им на оптовом рынке договорам, на основании которых осуществляется купля-продажа электрической энергии и (или) мощности.
При определении обязательств (требований) участников оптового рынка по заключенным на оптовом рынке договорам учитываются дополнительные обязательства (требования), возникшие у участника оптового рынка в текущем расчетном периоде в результате нарушения порядка расчета объемов и стоимости электрической энергии и (или) мощности, купленных (проданных) в предыдущих периодах, в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
15. В целях определения предельного уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), реализуемую на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, по нерегулируемым ценам, организация коммерческой инфраструктуры за расчетный период рассчитывает для отдельных участников оптового рынка в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков составляющие предельных уровней нерегулируемых цен, дифференцированные по ценовым категориям. Результаты расчета, максимальный час фактической пиковой нагрузки для каждых рабочих суток расчетного периода для субъекта Российской Федерации, а также объемы электрической энергии и (или) мощности, приобретаемые соответствующими участниками оптового рынка по регулируемым ценам (тарифам) и свободным (нерегулируемым) ценам, и прогнозные значения составляющих предельных уровней нерегулируемых цен, указанных в пункте 183 настоящих Правил, на следующий расчетный период публикуются на официальном сайте организации коммерческой инфраструктуры в сети Интернет.
16. С целью снижения финансовых рисков участникам оптового рынка предоставляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка возможность заключения контрактов на будущие поставки электрической энергии и мощности и на покупку или продажу фиксированного объема электрической энергии и мощности для поставки в оговоренную дату в будущем по согласованной сторонами цене (форвардных и фьючерсных контрактов).
17. В целях своевременного обеспечения требований поставщиков по оплате электрической энергии и (или) мощности, поставленной покупателям, на оптовом рынке должна быть введена в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка система гарантий исполнения обязательств.
18. Требования экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии, а также ценовых заявок на продажу мощности определяются федеральным антимонопольным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере социально-экономической политики, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса и федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
На оптовом рынке должно обеспечиваться действие системы установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощность, в том числе с использованием методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованию экономической обоснованности, утверждаемой федеральным антимонопольным органом.
В целях обеспечения формирования конкурентных цен на электрическую энергию и мощность в ценовых зонах оптового рынка не допускается одновременный учет одних и тех же расходов на производство электрической энергии или мощности при формировании цен, указываемых участниками в различных ценовых заявках, подаваемых для участия в конкурентных отборах.
Контроль за установлением случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке осуществляется федеральным антимонопольным органом.
Контроль за размерами ежемесячной платы за единицу мощности в целях выявления действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе манипулирование ценами на мощность на оптовом рынке, осуществляется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.