активный рельеф правого берега реки Кинешемки от улицы Пархоменко
- река Чёрная - Черниговский овраг до Черного оврага;
Спасская гора;
овраг Голява, ныне частично засыпанный;
Черниговский овраг;
Черный овраг.
3. Объемно-пространственная структура
Охраняется объемно-пространственная структура центральной части города Кинешмы, представляющая собой сложную объемно-пространственную градостроительную композицию, сформированную относительно невысокой застройкой с размещением высотных доминант на сложном рельефе высокого правого берега реки Волги, обрамленную водными пространствами - в том числе:
- "мысовое" размещение города на высоком берегу при слиянии рек Волги и Кинешемки;
- водные пространства: фрагмент акватории реки Волги, акватория искусственной гавани на реке Кинешемке, искусственные гидросооружения и акватория реки Казохи;
- активный рельеф, в том числе искусственно сформированный благоустроенный береговой склон набережной реки Волги, прибрежный рельеф реки Кинешемки и реки Казохи;
- планировочная структура центральной части города, сформировавшаяся в XVI - первой половине XX веков, в том числе фрагменты дорегулярной планировочной системы, сохранившиеся в регулярной планировочной структуре города.
4. Композиция и силуэт застройки (соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов)
Охране подлежат:
- композиция и силуэт застройки центральной части города Кинешмы (соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов), определяемая естественным рельефом и сложившейся системой градостроительных доминант, сформированной храмами, храмовыми комплексами и отдельными градостроительными акцентами в перспективах улиц, при сохранении главенствующей композиционной роли храмового комплекса Успенского и Троицкого соборов с колокольней.
- высота застройки от 1 до 5 этажей и сложно-силуэтная панорама города со стороны акватории реки Волги и правого берега и акватории залива (гавани) реки Кинешемки.
- высотные доминанты и их визуальные связи между собой.
- Общегородские доминанты:
Ансамбль соборного холма (улица Советская, дом 2): Успенский,
Троицкий Собор, Колокольня;
Вознесенская церковь (улица Советская, дом 45);
Спасо-Преображенская церковь (улица Юрьевецкая, дом 16);
Успенская церковь "в Заречье" (улица Юрьевецкая, дом 13).
- Локальные доминанты:
Церковь Александра Невского (улица Аристарха Макарова, дом 1а);
"Красные" торговые ряды (улица Рылеевская, дом 1);
- Периферийные доминанты:
Кинешемский художественно-исторический музей (улица Комсомольская, дом 30);
Винный магазин Бобкова (улица Карла Маркса, дом 2/17);
Дом торговый А.Г. Елисова (улица Комсомольская, 1/14).
- Охраняется размещение исторических доминант в перспективах улиц: Ансамбль соборного холма (улица Юрьевецкая, дома 5-16) - в перспективе улиц Плесской, Ивановской, Жуковской, Карла Маркса. Вознесенская церковь (улица Советская, дом 45) в перспективе и во фронте улиц Советской и улицы им. Крупской;
- местоположение и параметры акваторий реки Волги, залива (гавани) реки Кинешемки, устья реки Казохи в перспективах улиц: Волжского бульвара, Рылеевской, им. Фрунзе, Советской, Плесской, Ивановской, Жуковской, Карла Маркса.
5. Соотношение меяеду различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными)
Общая площадь территории, вошедшей в границы исторического поселения, составляет 263,46 га., в том числе:
- | Водные пространства | 29,9%; |
- | Застроенные территории (кварталы и улицы) | 7,09%; |
- | Застройка кварталов (процент застройки от 30 до 45%) | 5,57%; |
- | Застройка кварталов (процент застройки от 20 до 30%) | 13,79%; |
- | Озелененные территории, включая городские парки, скверы и естественные ландшафты | 21,53%; |
- | Производственные территории (с озеленением менее 30%) | 5,78%; |
- | Иные территории (с озеленением менее 30%) | 16,55% |
6. Композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения
Охране подлежат согласно приложениям NN 1, 2 к предмету охраны:
- перечень охраняемых панорам, перспектив и видов согласно приложению N 1;
- композиция и силуэт панорам и существующие перспективы, и видовые раскрытия ценных градоформирующих объектов, за исключением объектов, появившихся во второй половине XX - начале XXI веков, включая стихийные зеленые насаждения, согласно приложению N 2.
Приложение N 1
к предмету охраны
к предмету охраны
Справочно
Перечень охраняемых панорам, перспектив и видов
1. Панорама с акватории реки Волги вверх по течению
Охране подлежит силуэт и многоплановая композиция панорамы: сочетание водной поверхности с благоустроенной береговой зоной, которая по мере движения взгляда от искусственной гавани на реке Кинешемке, организованной в 1906 году, к благоустроенному береговому склону реки Волги и, далее - к устью реки Казохи фиксирует внимание на разноплановые высотные акценты, воспринимаемые на фоне застройки и городского озеленения ("Красные" торговые ряды, чайная, Соборный ансамбль - Успенский собор, колокольня и Троицкий собор, гостиничный комплекс "Мирная пристань" на дебаркадере, памятник В.И. Ленину, ансамбль церквей Иоанна Златоуста и Вознесенской (в Заградье), за исключением зданий двух мельничных комбинатов, выстроенных в XX веке в устье реки Кинешемки и в устье реки Казохи, здания речного вокзала, закрывающего обзор пространства бывшей Торговой площади с реки Волги, и здания драматического театра).
2. Панорама с акватории реки Волги вниз по течению
Охране подлежит силуэт и многоплановая композиция панорамы: сочетание водной поверхности с благоустроенной береговой зоной, которая по мере движения взгляда от устья реки - к благоустроенному береговому склону реки Волги и, далее - к искусственной гавани на реке Кинешемке и ансамблю церквей Спасского холма (Спасо-Преображенской и Успенской церквей в Заречье), фиксирует внимание на разноплановые высотные акценты, воспринимаемые на фоне застройки и городского озеленения (ансамбль церквей Иоанна Златоуста и Вознесенской (в Заградье), памятник В.И. Ленину, гостиничный комплекс "Мирная пристань" на дебаркадере, Соборный ансамбль - Успенский собор, колокольня и Троицкий собор, чайная, "Красные" торговые ряды, ансамбль Спасо-Преображенской и Успенской церквей в Заречье), за исключением зданий двух мельничных комбинатов, выстроенных в XX веке в устье реки Казохи и в устье реки Кинешемки, здания драматического театра и современного здания речного вокзала, препятствующего обзору пространства исторической торговой площади с традиционной и композиционно важной точки обзора площади с акватории реки Волги.
3. Панорама с акватории реки Волги на соборы и торговую площадь
Охране подлежит силуэт и многоплановая композиция панорамы: сочетание водной поверхности с благоустроенной береговой зоной, представленной нижней и верхней набережными, благоустроенным береговым склоном, акцентами первого плана - дебаркадерами речного вокзала и гостиницы "Мирная пристань", чайная, второго плана - "Красные" торговые ряды, Успенский собор, колокольня и Троицкий собор, памятник В.И. Ленину, ансамбль церквей Иоанна Златоуста и Вознесенской (в Заградье), которые воспринимаются на фоне застройки и городского озеленения, за исключением зданий, выстроенных в XX веке - здания драматического театра и современного здания речного вокзала, препятствующего обзору пространства исторической торговой площади с традиционной точки обзора с акватории реки Волги.
4. Панорама с Козьей слободы через реку Кинешемку на центральную часть города, ансамбли и застройку центральной части
Охране подлежит многоплановая панорама с раскрытиями водных пространств - гаванью, формирующей акваторию реки Кинешемки, на переднем плане (с невысокой дамбой гавани и оврагом за ней), Благовещенская церковь, расположенная на низком берегу Кинешемки - единственный уцелевший храм "торговой" стороны и, на втором плане - Соборный ансамбль (Успенский собор, колокольня и Троицкий собор). Из-за особенностей рельефа и из-за разного масштаба (высоты) колоколен расположенная на переднем плане колокольня Благовещенской церкви воспринимается значительно ниже колокольни Успенского собора, что придает последней еще большую значимость и масштаб. Охране не подлежит масса стихийно разросшихся зеленых насаждений, активного цвета современных кровельных материалов и глухих заборов (из профнастила).