В электрооборудовании или Ex-компонентах с гальванически изолированными частями испытание проводят на каждой части по отдельности при соответствующем напряжении.
6.2 Вращающиеся электрические машины
6.2.1 Испытания электродвигателя с короткозамкнутым ротором для определения отношения и времени проводят в режиме короткого замыкания.
Как альтернативу, если испытание электродвигателя признано нецелесообразным, можно определить расчетные данные времени и повышения температуры в номинальном режиме работы, а также в режиме короткого замыкания. Желательно, чтобы метод расчета лишь дополнял метод испытания. Ссылки по расчету температуры заторможенного ротора даны в библиографии.
Методы испытания и расчетов электродвигателя представлены в приложении А.
6.2.2 Если условия испытания полностью отражают условия эксплуатации, то испытание электродвигателей можно проводить только при горизонтальном положении оси электродвигателя даже тогда, когда эксплуатация предполагается с другим положением его оси.
6.2.3 Дополнительные испытания электродвигателей на высокое напряжение
6.2.3.1 Система изоляции обмотки статора
6.2.3.1.1 Испытания проводят:
- на собранном статоре;
- на статоре в корпусе электродвигателя;
- на электродвигателе;
- на статоре с неполной обмоткой.
Во всех случаях испытательный образец должен быть в состоянии "как новый" и представлять собой собранный статор с противокоронной защитой (если требуется), с маркировкой механической нагрузки, с уплотнением и креплением, пропиткой и проводящими частями, например с сердечником статора. Все открытые проводящие части следует заземлить.
6.2.3.1.2 Кабель, предназначенный для присоединения к статору, испытывают с собранным статором или с представительным образцом. Особое внимание следует уделить размещению кабеля относительно находящихся рядом проводящих частей и их размещению относительно друг друга. Все открытые проводящие части следует заземлить.
6.2.3.1.3 Системы изоляции и соединительные кабели следует испытывать в течение не менее 3 мин синусоидальным напряжением промышленной частоты, превышающим номинальное действующее значение напряжения сети не менее чем в 1,5 раза, во взрывоопасной испытательной смеси в соответствии с таблицей 8. Максимальная скорость повышения напряжения должна составлять 0,5 кВ/с.
Таблица 8 - Взрывоопасные испытательные смеси
Группа электрооборудования | Содержание испытательной смеси в воздухе, объемная доля, % |
IIC | (21±5) водорода |
IIВ | (7,8±1) этилена |
IIА | (5,25±0,5) пропана |
Напряжение следует подавать между одной фазой и землей, все другие фазы должны быть заземлены. При этом не должно произойти воспламенения взрывоопасной испытательной смеси.
6.2.3.1.4 Системы изоляции и присоединяемые кабели следует испытывать во взрывоопасной испытательной смеси в соответствии с таблицей 8 путем подачи 10 импульсов напряжения, амплитуда которых не менее чем в три раза больше амплитуды фазного напряжения. Время повышения напряжения варьируется между 0,2 и 0,5 мкс, а время спада напряжения составляет не менее 20 мкс. Импульсы следует подавать пофазно и отдельно от фазы к земле.
Примечания
1 Это нестандартная форма волны. Однако предполагается, что для инициирования разряда нужно использовать короткое время повышения напряжения, а длительность импульса должна быть достаточной для получения энергии воспламенения. Данные результаты основываются на экспериментах, проведенных Физико-техническим федеральным учреждением (РТВ), Германия.
2 Данные испытания представительных двигателей, соединенных звездой с заземленной средней точкой источника питания или соединенных треугольником с виртуальной средней точкой рядом с заземлением системы. Другие соединения питания требуют дополнительного согласования приемлемых испытаний изоляционной системы между изготовителем и пользователем.
Не должно произойти воспламенения взрывоопасной испытательной смеси.
6.2.3.2 Ротор короткозамкнутой машины
6.2.3.2.1 Испытание проводят на электродвигателе со статором и ротором, полностью укомплектованном представительном образце, то есть с сердечником статора и обмоткой и сердечником ротора и короткозамкнутым ротором. В испытуемом образце должны быть проходы, центрирующие кольца, кольцевые прокладки под короткозамыкающими кольцами и, если необходимо, уравновешивающие кольца.
6.2.3.2.2 Ротор короткозамкнутой машины следует испытать на износ, для чего проводят, как минимум, пять испытаний ротора в заторможенном состоянии. Максимальная температура ротора короткозамкнутой машины должна колебаться в пределах между максимальной расчетной температурой и температурой менее 70 °С. Подаваемое напряжение должно составлять не менее 50% номинального значения.