Паспорт подпрограммы "Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы Челябинской области на 2014 - 2016 годы"
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы | - | отсутствуют |
Основная цель подпрограммы | - | воспроизводство запасов общераспространенных полезных ископаемых, используемых в качестве природного сырья для производства строительных материалов;обеспечение сырьем горнодобывающих организаций и перерабатывающих предприятий строительного комплекса Челябинской области |
Основные задачи подпрограммы | - | выявление и оценка перспективных месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Челябинской области |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | количество выявленных перспективных участков (площадей) для проведения геологоразведочных работ;количество выявленных прогнозных ресурсов и запасов общераспространенных полезных ископаемых по категориям Р1+С2 и С1 |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | - | 2014 - 2016 годы (реализуется в один этап) |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы | - | общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы составляет 5 999,0 тыс. рублей, в том числе:средства областного бюджета - 5 999,0 тыс. рублей,в том числе по годам:2014 год - 2 553,0 тыс. рублей;2015 год - 2 000,0 тыс. рублей;2016 год - 1 466,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | в качественном отношении:обеспечение потребности в природном сырье строительных отраслей промышленности на ближайшую и долгосрочную перспективу;в количественном отношении:выделение 2 перспективных участков (площадей) для проведения дальнейших геологоразведочных работ;прирост прогнозных ресурсов и запасов на выявленных и оцененных месторождениях строительного песка на 10 млн. кубических метров |
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Челябинская область обладает значительной минерально-сырьевой базой строительных материалов. На территории региона по состоянию на 1 января 2013 года выявлено и разведано более 400 месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее именуются - ОПИ), в том числе 128 месторождений строительного камня (из них 110 месторождений передано в пользование), 44 месторождения облицовочного камня (из них 41 месторождение передано в пользование), 52 месторождения глины для грубой керамики (из них 22 месторождения передано в пользование), 30 месторождений строительных песков (из них 22 месторождения передано в пользование), 20 месторождений песчано-гравийных смесей (из них 10 месторождений передано в пользование), 6 месторождений карбонатных пород для обжига на известь, 3 месторождения кремнистого сырья (диатомитов и трепелов), 2 месторождения керамзитовой глины, 3 месторождения гипса, 1 месторождение светложгущихся глин, 1 месторождение кровельных сланцев, более 100 месторождений торфа и более 70 месторождений сапропеля.
Строительные и облицовочные камни, строительные пески и песчано-гравийные материалы представляют собой обширную группу нерудных полезных ископаемых, занимающих по объемам потребления одно из первых мест в строительном производстве, и составляют главный комплекс природных строительных материалов, используемых в естественном состоянии без применения термохимической обработки. Резерв месторождений по строительному и облицовочному камню, пескам и песчано-гравийным отложениям близок к исчерпанию. Уровень компенсации добычи полезных ископаемых приростом запасов должен быть не менее 100 процентов и в настоящее время выдерживается. К 2020 году намечается существенный рост объемов добычи ОПИ, в то же время ожидается спад объемов геологоразведочных работ и, как следствие, меньший прирост запасов ОПИ, который не обеспечит компенсацию добычи ОПИ.
По состоянию на 1 января 2013 года добыча и геологическое изучение полезных ископаемых, формирующих сырьевую базу стройиндустрии, осуществлялись по 305 лицензиям на право пользования недрами, предоставленными недропользователям с различными формами собственности.
Из общего количества лицензий на право пользования недрами имеются утвержденные запасы ОПИ по 195 лицензиям. Реальная добыча ОПИ осуществляется по 115 лицензиям, идет подготовка к освоению (составление проектов разработки, оформление земельных участков и другое) по 80 лицензиям, не завершены геологоразведочные работы по 110 лицензиям.
Сведения о распределении указанных лицензий по целевому назначению приведены в таблице 1 (на одном месторождении может быть несколько лицензий на право пользования недрами).
Таблица 1 | ||||
количество лицензий | ||||
N п/п | Полезные ископаемые | Целевое назначение лицензии | Всего | |
добыча | геологическое изучение, разведка и добыча или разведка и добыча | |||
1. | Строительный камень | 49 | 95 | 144 |
2. | Облицовочный камень | 23 | 51 | 74 |
3. | Строительный песок и песчано-гравийные материалы | 13 | 37 | 50 |
4. | Глина для грубой керамики | 16 | 13 | 29 |
5. | Вяжущие материалы (гипс и ангидрит) | 1 | 0 | 1 |
6. | Карбонатные породы для получения извести | 1 | 1 | 2 |
7. | Кремнистое сырье (диатомит, трепел) | 1 | 0 | 1 |
8. | Керамзитовое сырье (глина) | 0 | 1 | 1 |
9. | Глина светложгущаяся | 0 | 0 | 0 |
10. | Кровельные сланцы | 0 | 0 | 0 |
11. | Торф | 2 | 0 | 2 |
12. | Сапропель | 0 | 1 | 1 |
Всего | 106 | 199 | 305 |
Геологоразведочные работы по 110 лицензиям осуществляются за счет внебюджетных источников - собственных средств предприятий - пользователей недр.
Сведения об окончании геологоразведочных работ по условиям указанных лицензий приведены в таблице 2.
Таблица 2 | |||||||
количество лицензий | |||||||
N п/п | Полезные ископаемые | Срок окончания геологоразведочных работ (по условиям лицензий) | Всего | ||||
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | |||
1. | Строительный камень | 8 | 28 | 9 | 3 | 6 | 54 |
2. | Облицовочный камень | 13 | 4 | 1 | 5 | 5 | 28 |
3. | Строительный песок и песчано-гравийные материалы | 10 | 4 | 4 | 0 | 1 | 19 |
4. | Глина для грубой керамики | 0 | 3 | 2 | 2 | 1 | 8 |
5. | Вяжущие материалы (гипс и ангидрит) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6. | Карбонатные породы для получения извести | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7. | Кремнистое сырье (диатомит, трепел) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
8. | Керамзитовое сырье (глина) | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
9. | Глина светложгущаяся | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
10. | Кровельные сланцы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
11. | Торф | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
12. | Сапропель | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Всего | 31 | 39 | 17 | 10 | 13 | 110 |
Минерально-сырьевая база ОПИ является основой строительной отрасли производства, ее состояние и развитие обеспечивают стабильный рост объемов производственного, жилищного, дорожного строительства.
Основные принципы формирования минерально-сырьевой базы ОПИ заключаются в следующем:
наличие потребностей в минеральном сырье, основанных на ориентирах развития экономики Челябинской области;
учет реально существующей минерально-сырьевой базы и природных возможностей Челябинской области.
Начиная с 2000 года по основным видам товарной продукции, получаемой на основе минерального сырья, произошла стабилизация и наметился рост объемов производства. По экспертным оценкам, эта тенденция определяет среднесрочную перспективу развития экономики Челябинской области.
В соответствии с Программой развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Челябинской области на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 28.04.2012 г. N 196-П "О Программе развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Челябинской области на 2012 - 2020 годы", ввод жилья в эксплуатацию к 2020 году составит 3787 тыс. квадратных метров полезной площади (для сравнения, в 2012 году - ввод 1500 тыс. квадратных метров полезной площади), что, в свою очередь, диктует повышение спроса на различные виды строительных материалов более чем в 2 раза.
Производство основных видов строительных материалов к 2020 году составит по щебню и гравию 17500 тыс. кубических метров, а по строительному песку - 6600 тыс. кубических метров. Также ожидается рост объема производства мелкоштучных стеновых материалов (кирпичей) (таблица 3).
Таблица 3 | ||||||||||
млн. штук условного кирпича | ||||||||||
Показатели | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |
Производственные мощности | 683 | 683 | 683 | 683 | 900 | 900 | 900 | 900 | 950 | |
Потребность в стеновых материалах в Челябинской области | 409 | 474 | 541 | 595 | 655 | 714 | 781 | 842 | 893 |
Ежегодный рост объемов производства стройматериалов в 2013 - 2020 годах ожидается на уровне 10 процентов.
С учетом вышеизложенного ожидаемые годовые потребности региона до 2020 года в основных видах минерального сырья приведены в таблице 4.
Прогноз годовых объемов потребления основных видов минерального сырья в Челябинской области на период до 2020 года
Таблица 4 | ||||||
Виды минерального сырья | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2015 год | 2017 год | 2020 год |
факт | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | ||
Строительный камень | млн. кубических метров | 18,5 | 19,8 | 23,9 | 28,9 | 38,5 |
Облицовочный камень | млн. кубических метров | 0,6 | 0,66 | 0,79 | 0,96 | 1,28 |
Песок строительный и песчано-гравийный материал | млн. кубических метров | 2,0 | 2,2 | 2,6 | 3,2 | 4,2 |
Глина для грубой керамики | млн. кубических метров | 0,3 | 0,33 | 0,39 | 0,48 | 0,64 |
За последние три года объем добычи ОПИ в Челябинской области неуклонно растет, что, в свою очередь, отражается и на объеме поступивших налогов (в первую очередь налога на добычу полезных ископаемых). Имеющийся прирост запасов ОПИ в будущем не сможет компенсировать потребности экономики.
Объемы добычи основных видов ОПИ
Таблица 5 | |||
N п/п | Полезное ископаемое | Единица измерения | Объем добычи |
1. | Строительный камень | ||
2010 год | тыс. кубических метров | 13611 | |
2011 год | тыс. кубических метров | 15280 | |
2012 год | тыс. кубических метров | 18475 | |
2. | Облицовочный камень | ||
2010 год | тыс. кубических метров | 500 | |
2011 год | тыс. кубических метров | 590 | |
2012 год | тыс. кубических метров | 652 | |
3. | Строительный песок и песчано-гравийные материалы | ||
2010 год | тыс. кубических метров | 1339 | |
2011 год | тыс. кубических метров | 1344 | |
2012 год | тыс. кубических метров | 1989 | |
4. | Глина для грубой керамики | ||
2010 год | тыс. кубических метров | 245 | |
2011 год | тыс. кубических метров | 226 | |
2012 год | тыс. кубических метров | 280 |
Эффективная реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и расширение транспортной и инженерной инфраструктуры на территории Челябинской области невозможны без развития и освоения минерально-сырьевой базы природного минерального сырья. Рост объемов строительства требует адекватного роста объемов производства строительных материалов и, соответственно, добычи и переработки строительного сырья.
Разумное, экономически и социально оправданное освоение природных ресурсов, выпуск на их основе конкурентоспособной товарной продукции позволят привлечь необходимые инвестиции в производство, создать рабочие места.
2. С целью дальнейшего повышения эффективности развития горнодобывающей отрасли и ее значимости для социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу необходимо разработать концепцию развития минерально-сырьевой базы ОПИ на территории Челябинской области.
Концепция развития минерально-сырьевой базы - это система мероприятий, направленных на достижение стратегической цели: долговременного, устойчивого обеспечения экономики строительным сырьем, повышения качества жизни населения за счет роста эффективности использования природных ресурсов при целенаправленном снижении уровня негативного воздействия на окружающую среду.
Разработанная концепция развития минерально-сырьевой базы будет ориентирована на поддержку инновационной составляющей экономики Челябинской области, на улучшение инвестиционного климата и повышение конкурентоспособности региона.
3. Несмотря на то, что прогнозная потребность Челябинской области в строительных и облицовочных камнях, строительных песках и песчано-гравийных материалах, кирпичных глинах обеспечена их запасами более чем на 10 лет, неудовлетворительная ситуация по обеспечению этими видами полезных ископаемых складывается из-за неравномерного территориального размещения месторождений и перерабатывающих заводов. Большая дальность транспортировки минерального сырья и продуктов его передела значительно увеличивает стоимость строительства дорог, гражданских и промышленных объектов, снижает экономическую эффективность производства и сдерживает развитие предприятий местной стройиндустрии.
Фонд резервных месторождений невелик и состоит в основном из мелких месторождений, расположенных главным образом в местах, удаленных от промышленной инфраструктуры и социальной сферы, требующих больших капитальных вложений для начала их разработки и поставки сырья потребителям. Одни районы Челябинской области не имеют разведанных месторождений строительных песков и песчано-гравийного материала, другие - строительных камней требуемого качества, в третьих отсутствует необходимое количество кирпичных глин.
По опыту работы производственных организаций, наиболее оптимальное расстояние транспортировки щебня, песка и гравия к месту строительства автодороги не должно превышать 15 - 20 километров. Однако практика показывает, что при строительстве автодорог местного и областного значения из-за отсутствия разведанных месторождений строительных песков зачастую используется некондиционное сырье низкого качества из так называемых "стихийных" карьеров, что отрицательно сказывается на качестве дорожного полотна. При безлицензионной добыче полезных ископаемых бюджет региона не получает соответствующий доход (налог на добычу полезных ископаемых, разовые платежи за пользование недрами). Решить эту проблему можно путем разведки и резервирования в каждом административном районе, где позволяют геологические условия, 2 - 3 небольших месторождений для использования их в качестве базовых местными строительными и автодорожными предприятиями. Одновременно это позволит повысить учет добычи полезных ископаемых и следить за качеством используемого сырья.
Для решения этой задачи необходимо обеспечить прирост запасов строительного камня и строительных песков путем осуществления поисковых и поисково-оценочных работ на строительный камень, строительный песок, песчано-гравийный материал (далее именуется - ПГМ) и кирпичную глину в муниципальных образованиях Челябинской области, не имеющих достаточного количества месторождений и запасов стройматериалов (Варненский муниципальный район), а также в центрах промышленного потребления.
4. В 2013 году по итогам рабочей поездки в Варненский муниципальный район Губернатор Челябинской области дал поручение Правительству Челябинской области обеспечить организацию геологического изучения территории, прилегающей к Михеевскому месторождению медно-порфировых руд, с целью определения участков недр, содержащих ОПИ.
Такое мероприятие даст возможность заполнить территориальный пробел в размещении наиболее распространенных видов минерального сырья для местной строительной индустрии и сформировать достаточный резерв месторождений и перспективных участков для передачи их недропользователям с целью организации разведки и добычи сырья.
5. Проблема обеспечения строительной индустрии качественным сырьем в необходимых количествах и на длительную перспективу решается путем последовательного и непрерывного геологического изучения недр, включающего поиски и оценку новых месторождений строительного сырья и являющегося начальной стадией геологоразведочных работ. Подготовленные по результатам геологического изучения перспективные участки недр передаются на аукционной основе путем проведения торгов горнодобывающим предприятиям для последующего проведения разведки месторождений и их промышленного освоения. Налоги, платежи и сборы, поступающие в областной бюджет при проведении разведочных и добычных работ, многократно компенсируют затраты областного бюджета на геологическое изучение недр.
6. Развитие минерально-сырьевой базы ОПИ (строительных материалов), разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы действующим законодательством отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Разработка подпрограммы "Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы Челябинской области на 2014 - 2016 годы" согласуется как с развитием страны в целом, так и с областными приоритетами в социально-экономическом развитии.
Разработка и реализация подпрограммы включены в перечень мероприятий по развитию минерально-сырьевой базы и повышению эффективности использования природных ресурсов Основных направлений деятельности Правительства Челябинской области на 2011 - 2015 годы по эффективной реализации Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 15.12.2010 г. N 296-П "Об Основных направлениях деятельности Правительства Челябинской области на 2011-2015 годы по эффективной реализации Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года".
7. Анализ современного состояния минерально-сырьевой базы показывает, что геологическая изученность территории Челябинской области является неравномерной по качеству и видам геологических исследований.
В нераспределенном фонде находится значительная доля запасов, отработка которых в настоящее время экономически нецелесообразна. Месторождения удалены от транспортных магистралей и сетей энергоснабжения, освоение их требует значительных капитальных затрат. Следствием этого является ограниченное количество инвестиционно-привлекательных проектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.
Программно-целевой метод развития минерально-сырьевой базы ОПИ Челябинской области необходим для обеспечения скоординированных действий государственных органов исполнительной власти по развитию жилищного и дорожного строительства, определения и организации выполнения приоритетных мероприятий в названной сфере деятельности.
Проблему воспроизводства минерально-сырьевой базы целесообразно решать на областном уровне, поскольку только бюджетное финансирование начальной стадии геологоразведочных работ позволит значительно сократить период от геологического изучения недр до начала эксплуатации месторождений, оптимизировать размещение промышленных объектов по добыче ОПИ и производству строительных материалов в соответствии со схемой территориального развития Челябинской области. Выполнение поисковых и оценочных работ, предусмотренных подпрограммой, позволит восполнить практически исчерпанный государственный резерв запасов строительного сырья на месторождениях, предназначенных для ввода в эксплуатацию в ближайшее десятилетие.
При разработке месторождений востребованных видов полезных ископаемых недропользователи по различным причинам не всегда вкладывают средства в геологоразведочные работы для компенсации добычи приростом запасов. За последние годы унаследованный фонд недропользования пополняется лишь частично.
Значительная продолжительность периода изучения и освоения недр (полный цикл геологоразведочных работ при непрерывном ведении работ и устойчивом финансировании от обнаружения перспективных площадей до открытия месторождений составляет от 5 до 10 лет), необходимость координации действий большого числа участников, включая государство и частные компании, определяют необходимость программного подхода к геологическому изучению недр, развитию и освоению минерально-сырьевой базы. Это обеспечит наилучший эффект, сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы Челябинской области и стабилизацию доходов от пользования недрами.
В условиях ограниченных средств регионального бюджета развитие минерально-сырьевой базы ориентировано на финансовосберегающие технологии ведения геологоразведочных работ с компенсацией основной части затрат на разведку полезных ископаемых за счет инвестиций недропользователей, что осуществляется и в настоящий момент.
Таким образом, с целью эффективного решения задач в области развития и использования минерально-сырьевой базы Челябинской области предлагается использование программно-целевого метода, являющегося наиболее эффективным, поскольку позволяет сконцентрировать средства областного бюджета, а также средства недропользователей.