Закон возлагает на депутатов Думы обязанность ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять вместе со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о расходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данные сведения подаются, если сумма сделки превышает общий доход депутата Думы и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, подаются сведения и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Представленные сведения будут размещаться на официальном сайте Думы.
Дальнейшее развитие указанные принципы борьбы с коррупционными проявлениями получили в Законе города Москвы от 15 мая 2013 года N 21 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в целях обеспечения контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности города Москвы, и иных лиц их доходам". Закон устанавливает правовые основы осуществления контроля за соответствием доходам расходов лиц, замещающих государственные должности города Москвы, муниципальные должности на постоянной основе, должности государственной гражданской и муниципальной службы.
Еще один блок вопросов, над которым работала комиссия по государственному строительству и местному самоуправлению, - это избирательное право.
Закон города Москвы от 29 мая 2013 года N 26 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" устанавливает порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. При проведении выборов Мэра Москвы кандидат на данную должность представляет в Московскую городскую избирательную комиссию сведения о трех кандидатурах, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации. Непредставление сведений о представленных кандидатом на должность Мэра Москвы кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации является основанием отказа в регистрации кандидата.
В связи с изменением статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенным Федеральным законом от 2 апреля 2013 года N 30-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указанным Законом города Москвы определен перечень сведений о принадлежащем кандидату, его супругу, несовершеннолетним детям недвижимом имуществе и расходах, которые кандидат на должность Мэра Москвы представляет в Московскую городскую избирательную комиссию при выдвижении.
Также сокращаются с 20 до 10 дней до дня голосования сроки осуществления таких избирательных действий, как составление списков избирателей, ознакомление со списками избирателей, выдача открепительных удостоверений и оповещение избирателей о времени и месте голосования. Установлены порядок и сроки утверждения новой схемы избирательных округов по выборам депутатов Думы, депутатов представительного органа местного самоуправления.
Изменен порядок размещения заказов на изготовление бюллетеней, открепительных удостоверений и специальных знаков (марок), используемых при проведении выборов. Размещение заказов осуществляется организующей соответствующие выборы комиссией или по ее решению соответствующими нижестоящими комиссиями. Заказы размещаются у исполнителей (подрядчиков), которые определяются Правительством РФ в порядке, установленном федеральным законодательством. Это позволит изготавливать документы строгой отчетности без проведения конкурсов, что в условиях избирательных кампаний сопряжено с многочисленными трудностями и зачастую не может быть осуществлено с соблюдением установленных законом сроков.
Предусмотрена возможность составления протокола об итогах голосования не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.
Начиная с 2012 года в городе Москве успешно реализуется проект привлечения на стажировки в органы государственной власти студентов выпускных курсов и аспирантов московских вузов. По итогам годовых стажировок обучающиеся, успешно их прошедшие, принимаются на государственную гражданскую службу в органы власти города, что позволяет обеспечить приток молодых способных (с учетом серьезного отбора, который необходимо пройти для поступления на стажировку) и мотивированных специалистов. Вместе с тем законодательство города Москвы содержало требование о наличии стажа государственной гражданской службы или работы по специальности для поступления на ведущие должности, что ограничивало возможности по реализации проекта стажировок. Поэтому 23 января 2013 года был принят Закон города Москвы N 3 "О внесении изменений в статью 9 Закона города Москвы от 26 января 2005 года N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы", который корректирует квалификационные требования к стажу гражданской службы города Москвы или стажу (опыту) работы по специальности для ведущей группы должностей государственной гражданской службы города Москвы и направлен на упрощение порядка поступления на государственную гражданскую службу города Москвы для лиц, успешно прошедших в установленном порядке стажировку в органах исполнительной власти города Москвы и Аппарате Мэра и Правительства Москвы и поступающих по окончании стажировки на государственную гражданскую службу города Москвы на ведущие должности государственной гражданской службы города Москвы категории "помощники (советники)", "специалисты" и "обеспечивающие специалисты".
1.2. О состоянии законодательства города Москвы в бюджетно-финансовой сфере
К исключительной прерогативе Думы относится рассмотрение проекта городского бюджета и контроль за его исполнением. В 2011 году город Москва стал одним из первых субъектов РФ, осуществивших переход на программно-целевой метод формирования и контроля исполнения бюджета. Начиная с 2012 года городской бюджет принимается не только на текущий год, но и на последующий плановый период.
С учетом внесенных изменений в бюджетное законодательство в 2011-2012 годах проходил процесс рассмотрения и принятия бюджета города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов*(3). Исполнение достаточно напряженного бюджета города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов потребовало осуществления взвешенной финансовой политики.
В силу ряда обстоятельств на протяжении 2013 года в Думе осуществлялась работа по корректировке принятого бюджета. Опережающий график рассмотрения проекта городского бюджета по сравнению со сроками рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период не позволил изначально отразить в городском бюджете межбюджетные трансферты, предусмотренные для Москвы федеральным бюджетом. Закон города Москвы от 30 января 2013 года N 4 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2012 года N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" учел изменения основных параметров бюджета за счет предоставленных трансфертов. Объемы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и направления их расходов (перечень и коды целевых статей) четко соответствуют федеральному законодательству.
Согласно федеральному законодательству Москва в 2013 году получила из федерального бюджета 21 межбюджетный трансферт, в том числе:
1) 18 субвенций на осуществление передаваемых полномочий Российской Федерации в таких сферах, как социальная поддержка отдельных категорий граждан в части оплаты жилищно-коммунальных услуг; содействие занятости населения; обеспечение жильем отдельных категорий граждан (ветеранов, в том числе Великой Отечественной войны и инвалидов); социальная поддержка почетных доноров СССР и России; государственная регистрация актов гражданского состояния; проведение оздоровительной кампании детей; государственная охрана ОКН федерального значения; контроль качества образования, лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, надзор и контроль за соблюдением законодательства в области образования и др.;
2) субсидию на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) межбюджетный трансферт на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек городов Москвы и Санкт-Петербурга;
4) межбюджетный трансферт на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации;
5) субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на метрополитене в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.
В связи с прекращением осуществления 58 внутригородскими муниципальными образованиями отдельных переданных полномочий*(4) произошло изменение объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета города Москвы в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов. Согласно бюджетному законодательству изменение объемов субвенций возможно только путем внесения изменений в закон города Москвы о бюджете, что нашло отражение в Законе города Москвы от 10 апреля 2013 года N 15 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2012 года N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
Кроме того, законом были уточнены объемы и направления межбюджетных трансфертов в части субвенций, предоставляемых в 2013 году из бюджета города Москвы бюджетам городских округов для осуществления переданных полномочий города Москвы в области образования, а также в части субсидий, предоставляемых в 2013 году из бюджета города Москвы бюджетам городских округов на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с нормами БК РФ впервые введен механизм исполнения бюджета города, позволяющий обеспечивать дополнительное финансирование расходов, связанных с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также с реализацией полномочий органов государственной власти города Москвы по предметам совместного ведения, установленным законодательством Российской Федерацией.
Изменения федерального налогового законодательства привели в 2013 году к снижению налогооблагаемой базы предприятий и организаций в связи с перераспределением прибыли внутри консолидированных групп налогоплательщиков (организаций газовой, нефтяной, энергетической отраслей), а также с уменьшением норматива отчислений в бюджеты субъектов РФ (со 100% до 40%) от акцизов на алкогольную продукцию.
В то же время на основе оценки налоговой службы увеличены показатели по таким видам налогов, как налог на имущество организаций; земельный налог; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения; ЕНВД и ряд других налогов, сборов и платежей.
Объем неналоговых доходов увеличился в целом на 27 868,2 млн. рублей в основном за счет доходов от реализации имущества, находящегося в собственности города (на 8 915,8 млн. рублей), а также доходов от установки и эксплуатации объектов рекламных конструкций (на 15 580,5 млн. рублей).
На основании данных главных администраторов доходов увеличены показатели по ряду видов неналоговых доходов, включая арендную плату за землю, доходы от продажи земельных участков, доходы от реализации инвестиционных контрактов и прочие неналоговые доходы. Одновременно уменьшаются объемы средств от продажи права на заключение договоров аренды земли, арендной платы за нежилые помещения, административных платежей и сборов, штрафов и санкций.
Однако в целом объем доходов бюджета города оказался меньше запланированного, что потребовало оптимизации расходов. Это нашло отражение в Законе города Москвы от 2 октября 2013 года N 52 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2012 года N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", который зафиксировал объем доходов бюджета на 2013 год в размере 1 трлн. 458 млрд. 330,8 млн. рублей и расходов - 1 трлн. 663 млрд. 819,3 млн. рублей. За счет снижения расходов и сокращения заимствований дефицит бюджета сократился на 81,7 млрд. рублей (с 287,2 до 205,5 млрд. рублей). Закон направлен на обеспечение сбалансированности бюджета города Москвы в 2013 году. Уменьшение расходной части бюджета города Москвы на 2013 год было сформировано исходя из экономии, сложившейся в результате проведения конкурсных процедур при размещении государственного заказа, отказа от проведения отдельных неэффективных мероприятий, а также оптимизации показателей Адресной инвестиционной программы, и не повлекло за собой снижение показателей государственных программ города Москвы.
Благодаря взвешенному структурированию бюджета город сохранил серьезный резерв прочности, позволивший безболезненно провести сокращение расходов по отдельным государственным программам и непрограммным мероприятиям. Несмотря на это, необходимый и достаточный уровень социальной защищенности жителей столицы сохранился.
Обсуждение предварительных итогов исполнения текущего бюджета, учитывающих существенные изменения в структуре и объемах поступлений по налоговым и неналоговым источникам, указало на необходимость объективной оценки происшедших сокращений доходов бюджета, которые нужно было учесть при рассмотрении бюджета 2014 года.
Вплоть до 2014 года все объекты недвижимости в городе Москве облагались налогом по их инвентаризационной (балансовой) стоимости, что имело ряд негативных последствий для наполнения бюджета города. Исходя из инвентаризационной стоимости собственники двух расположенных рядом равнозначных объектов нередко платят налоги, различающиеся в несколько раз из-за существенной разницы во времени постройки, так как инвентаризационная стоимость рассчитывается с учетом амортизации. Устранить имеющуюся несправедливость и выровнять платежи всех собственников может переход на налогообложение имущества организаций исходя из кадастровой стоимости. Кроме того, поскольку в качестве объекта налогообложения использовалась балансовая стоимость имущества, налог на имущество организаций составлял незначительную долю (6-7%) в доходах бюджета, в то время как доля налога на прибыль и налога на доходы физических лиц составляла почти 80%.
Однако эти налоги считаются нестабильными, поскольку зависят от общей экономической ситуации и в случае возникновения кризисных явлений в экономике и нестабильности мировых рынков могут значительно снизиться. Таким образом, дальнейшее развитие города оказалось в зависимости от конъюнктуры мирового рынка, уровня цен на энергоносители, а их падение существенным образом отразилось на налогооблагаемой базе. Более того, негативную роль сыграла и так называемая оптимизация, которая позволила организациям в рамках действующего законодательства уйти от уплаты налога на прибыль. При этом необходимо помнить, что отчисления по налогу на имущество организаций носят стабильный характер, позволяя достаточно четко спрогнозировать наполнение доходной части бюджета.
Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривается возможность для субъектов РФ, на территории которых проведена кадастровая оценка объектов недвижимого имущества*(5), применять ее для исчисления налога на имущество организаций в отношении отдельных категорий объектов недвижимого имущества*(6).
В связи с этим был принят Закон города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Переход на налогообложение в проценте от кадастровой стоимости позволит обеспечить устойчивый рост дохода по налогу на имущество, поскольку кадастровая стоимость недвижимости (в отличие от балансовой) со временем только растет. С учетом этого, по расчетам специалистов, к 2018 году доля налога на имущество организаций в городском бюджете должна увеличиться до 15%.
Налоговая ставка для расчета налога от кадастровой стоимости недвижимого имущества установлена в следующих размерах: 0,9% - в 2014 году; 1,2% - в 2015 году; 1,5% - в 2016 году; 1,8% - в 2017 году; 2,0% - в 2018 году. Москва не воспользовалась правом на установление максимально возможной ставки по налогу и вместо 1,5% на 2014 год предусмотрела ставку 0,9%, что явилось компромиссом, достигнутым в результате переговоров Правительства Москвы и представителей крупных инвесторов. При этом законодательно зафиксирована шкала постепенного повышения налога до 2018 года. Тем самым установлены четкие и прозрачные правила игры, которые позволят собственникам недвижимости осуществлять экономическое планирование на ближайшие 5 лет.
В 2014 году новая система налогообложения будет применяться только к административно-офисным и торговым объектам площадью свыше 5000 кв. метров, расположенным на земельных участках, разрешенное использование которых предусматривает размещение офисных зданий административного, делового и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. То есть речь идет о крупных объектах, которые в настоящее время, по расчетам уполномоченных органов власти города Москвы, перечисляют в бюджет города необъективно низкие платежи, находя всевозможные пути ухода от уплаты налога на прибыль организаций. В этом заключается еще одно из преимуществ налога на имущество: его труднее оптимизировать, чем налог на прибыль.
Кроме того, если при установлении размера налога исходить не из фактического использования объектов недвижимости, а из официально зарегистрированного разрешенного вида использования земельного участка, то это позволит обеспечить прозрачность и понятность формирования перечня налогоплательщиков, избежать судебных споров и т.п.
В составе налоговых льгот устанавливается не облагаемая налогом величина кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере 300 кв. метров площади одного объекта по выбору налогоплательщика. Право на уменьшение налоговой базы предоставляется организациям - субъектам малого предпринимательства, если они отвечают установленным законом условиям. Кроме того, предусматривается, что сумма налога уменьшается в четыре раза в отношении тех объектов (частей объектов), которые используются для ведения социально значимых видов деятельности (образовательной и (или) медицинской); для размещения научных организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
В городе Москве ставки налога на имущество физических лиц установлены Законом города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" в диапазоне от 0,1 до 0,75% в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества (домов, квартир, гаражей, других жилых и нежилых помещений).
Закон города Москвы от 20 ноября 2013 года N 64 "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" повысил ставки налога на имущество физических лиц в отношении нежилых помещений при их стоимости от 1 млн. рублей до 1,5 млн. рублей до 1,2% и установил максимально возможную налоговую ставку, предусмотренную Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц", для нежилых помещений стоимостью свыше 1,5 млн. рублей - 2%.
Кроме того, Закон города Москвы "О ставках налога на имущество физических лиц" приведен в соответствие с положениями указанного Закона Российской Федерации о том, что с 1 января 2014 года в качестве налоговой базы при расчете суммы налога на имущество физических лиц принимается инвентаризационная стоимость имущества, умноженная на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой НК РФ.
Потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход по такому виду деятельности, как сдача в аренду (наем) нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, установлен в сумме 1 млн. рублей в расчете на один объект. Однако на практике доходы от сдачи в аренду нежилых помещений существенно различаются в зависимости от площади таких помещений и от возможности их коммерческого использования в качестве складских, торговых и производственных помещений.
Закон города Москвы от 20 ноября 2013 года N 62 "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31 октября 2012 года N 53 "О патентной системе налогообложения" устанавливает дифференциацию потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода от сдачи в аренду (наем) нежилых помещений в зависимости от их площади:
до 100 кв. метров потенциально возможный годовой доход составит 1 млн. рублей, а сумма налога - 60 тыс. рублей;
свыше 100 кв. метров до 300 кв. метров потенциально возможный годовой доход составит 3 млн. рублей, а сумма налога - 180 тыс. рублей;
свыше 300 кв. метров до 600 кв. метров потенциально возможный годовой доход составит 5 млн. рублей, а сумма налога - 300 тыс. рублей;
свыше 600 кв. метров потенциально возможный годовой доход составит 10 млн. рублей, а сумма налога - 600 тыс. рублей.
Установленная дифференциация не приведет к существенному увеличению доходов бюджета города Москвы, однако обеспечит в определенной степени социальную справедливость.
Несмотря на указанные проблемы с наполнением городского бюджета, Дума не отказалась от предоставленного субъектам РФ права понижать ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, для отдельных категорий налогоплательщиков.