Несмотря на потери бюджета города в 2014-2018 годах, обусловленные применением пониженной ставки налога на прибыль, в результате реализации инвестиционных проектов, рассчитанных на период с 2013 года по 2020 год, поступления налога на прибыль от организаций автомобилестроения составят 11,3 млрд. рублей, в том числе в период действия пониженной ставки налога на прибыль организаций - 5,7 млрд. рублей.
Формирование доходной части бюджета города Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов в соответствующем проекте закона города Москвы (далее - законопроект о бюджете города), внесенном 10 сентября 2013 года, осуществлялось в условиях действующего в 2013 году налогового законодательства и на основании учтенных в уточненном бюджете города Москвы на 2013 год показателей доходов. Однако принятые на федеральном уровне изменения налогового законодательства позволили регионам путем внесения соответствующих изменений в собственные налоговые законы пересмотреть доходную часть законопроекта о бюджете города.
К тому времени законопроект о бюджете города уже прошел второе чтение и для его отзыва потребовалось внести изменения в закон, регулирующий бюджетный процесс в городе Москве, так как процедура отзыва законопроекта о бюджете города на стадии его рассмотрения Думой в случае изменения бюджетного и налогового законодательства города Москвы не была урегулирована в соответствии с частью 2 статьи 59 БК РФ.
Закон города Москвы от 6 ноября 2013 года N 58 "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" и статьи 6 и 32 Закона города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" установил норму, позволяющую Мэру Москвы или по его поручению редактору проекта в официальном порядке отозвать законопроект о бюджете города до его принятия Думой в третьем чтении. При этом вновь внесенный законопроект о бюджете города рассматривается в первоочередном порядке. В соответствии с частью 21.1 статьи 32 Закона города Москвы "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" был отозван первый вариант законопроекта о бюджете города. При этом упорядочение процедуры отзыва позволило избежать нарушения сроков и порядка принятия закона города Москвы о бюджете города.
Законом города Москвы от 18 декабря 2013 года N 70 "О бюджете города Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" доходы бюджета города Москвы на 2014 год утверждены в общем объеме 1503 млрд. рублей, или с ростом 4,5% к ожидаемой оценке исполнения доходов бюджета города Москвы на 2013 год.
Прогноз доходов на 2015 год составляет 1 585 млрд. рублей с ростом 5,5%, на 2016 год - 1 663 млрд. рублей с ростом 4,9% к предыдущему году.
Как и в предыдущие годы, основная доля доходов приходится на налоговые поступления (2014 год - 91%, 2015 год - 90,8%, 2016 год - 91%), объем которых на 2014 год прогнозируется на уровне 1 368 595,2 млн. рублей, на 2015 и 2016 годы - 1 440 071,3 млн. рублей и 1 514 274,4 млн. рублей соответственно. При этом наибольший удельный вес имеют федеральные налоги на прибыль организаций (2014 год - 36,8%, 2015 год - 35%, 2016 год - 33,3%), на доходы физических лиц (2014 год - 46,4%, 2015 год - 47,7%, 2016 год - 48,9%), региональный налог на имущество организаций (2014 год - 8,6%, 2015 год - 9,2%, 2016 год - 9,8%).
Начиная с 2012 года формирование показателей расходной части бюджета города Москвы осуществляется по государственным программам города Москвы и не включенным в государственные программы города Москвы направлениям деятельности органов государственной власти города Москвы.
Расходы бюджета города Москвы на 2014 год прогнозируются в общем объеме 1 650,8 млрд. рублей. Прогноз расходов бюджета города Москвы на 2015 год составляет 1 708,4 млрд. рублей с ростом 3,5% к предыдущему году, на 2016 год - 1 765,9 млрд. рублей с ростом 3,4% к предыдущему году.
Реализация мероприятий государственных программ города Москвы осуществляется в рамках направлений деятельности Правительства Москвы, определившего приоритеты развития города в целях создания комфортных и безопасных условий проживания всех категорий граждан.
Для совершенствования программно-целевого планирования и исполнения бюджета города Москвы с учетом анализа реализации государственных программ города Москвы в 2012-2013 годах Правительством Москвы принято решение о совершенствовании структуры государственных программ города Москвы, в том числе:
изменена структура государственных программ города Москвы в части количества и наименования подпрограмм государственных программ города Москвы, а также количества и наименования мероприятий государственных программ (подпрограмм);
упразднена Государственная программа города Москвы "Энергосбережение в городе Москве" на 2011, 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года, мероприятия которой включены в Государственную программу города Москвы "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры";
включены в отдельные государственные программы города Москвы мероприятия в сфере охраны и повышения качества окружающей среды, ранее не включенные ни в одну государственную программу города Москвы.
В предстоящий трехлетний период за счет всех источников финансового обеспечения (средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, юридических и физических лиц) на приоритетные направления программы развития столицы "Москва - город, удобный для жизни" предполагается направить свыше 9 730,8 млрд. рублей, из них за счет бюджета в 2014 году - 1 508,8 млрд. рублей, в 2015 году - 1 515,2 млрд. рублей, в 2016 году - 1 515,8 млрд. рублей.
В составе ресурсного обеспечения государственных программ города Москвы за счет расходов бюджета города Москвы планируются инвестиционные расходы, обеспечивающие осуществление принятых в программах основных целей и задач. Бюджетные инвестиции предусмотрены на 2014 год в объеме 374 016,7 млн. рублей, на 2015 год - 377 954,8 млн. рублей, на 2016 год - 375 048,1 млн. рублей. Более 98% общего объема бюджетных инвестиций распределены по соответствующим государственным программам города Москвы.
В части бюджетных расходов наибольшие объемы финансового обеспечения будут направлены на реализацию следующих приоритетов данной программы в 2014-2016 годах:
"Мобильный город" - в сумме 1 013,4 млрд. рублей (22,3% от общего объема расходов бюджета). Основная доля бюджетных инвестиций в рамках данной программы будет направлена на развитие линий московского метрополитена (порядка 60%), а также на строительство автомобильных дорог и развитие улично-дорожной сети (около 35%). Это связано, прежде всего, с необходимостью улучшения дорожной ситуации в городе, модернизацией общественного транспорта, обновлением подвижного состава городского пассажирского транспорта в целях повышения спроса на услуги общественного транспорта. Строительство и реконструкция улично-дорожной сети, линий метрополитена, а также развитие железнодорожного транспорта значительно увеличат пропускную способность дорог, повысят безопасность дорожного движения, что приведет к улучшению качества жизни москвичей. Запланированные ассигнования на развитие метрополитена позволят в 2014-2016 годах ввести в эксплуатацию 75,8 км линий метрополитена и 43 станции метро, в том числе в 2014 году - 18,2 км линий и 11 станций, в 2015 году - 30 км линий и 15 станций, в 2016 году - 27,6 км линий и 17 станций. Бюджетные инвестиции, запланированные на развитие наземного городского пассажирского транспорта, позволят закупить подвижной состав в 2014-2016 годах в количестве 177 единиц, в том числе автобусов - 41 единицу, трамваев - 120 единиц, троллейбусов - 16 единиц;
"Здоровый город" - в сумме 637,7 млрд. рублей (12,4% от общего объема расходов бюджета). В целях обеспечения жителей города современной, качественной и своевременной медицинской помощью будет продолжено строительство и реконструкция амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений, станций скорой медицинской помощи, а также учреждений здравоохранения в области материнства и детства. Запланированные ассигнования позволят в 2014-2016 годах построить 24 амбулаторно-поликлинических учреждения, 10 больничных корпусов, 9 подстанций скорой медицинской помощи;
"Образованный город" - в сумме 790,3 млрд. рублей (17,4% от общего объема расходов бюджета). В целях обеспечения детей местами в детских садах и школах будет продолжено активное строительство детских образовательных учреждений, блоков начальных классов и школ. В 2014-2016 годах бюджетные инвестиции планируется направить на строительство 58 детских дошкольных учреждений на 11770 мест, 17 общеобразовательных школ на 11625 мест и 22 пристроек к школам на 5740 мест;
"Социально защищенный город" - в сумме 1 027 млрд. рублей (22,6% от общего объема расходов бюджета).
Расходы по направлениям деятельности, не включенные в государственные программы города Москвы, составят в 2014-2016 годах менее 10% от общего объема расходов, в том числе расходы на руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти города Москвы (2014 год - 44 686,4 млн. рублей, или 2,7%).
Бюджетные инвестиции, не включенные в государственные программы, запланированные в 2014 году в объеме 1 408,2 млн. рублей, в 2015 году - 5 892,6 млн. рублей и в 2016 году - 7 409,2 млн. рублей, предполагается направить на реализацию мероприятий, связанных с компенсационными расходами.
Резервный фонд предусмотрен в бюджете города Москвы в целях финансового обеспечения непредвиденных расходов. Размер резервного фонда Правительства Москвы определен на 2014-2016 годы в объеме по 18 млрд. рублей ежегодно, или 1,1% от общего объема расходов.
В составе направлений деятельности, не включенных в государственные программы города Москвы, предусматриваются бюджетные ассигнования на обеспечение вопросов, связанных с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также с полномочиями органов государственной власти города Москвы по предметам совместного ведения, установленным законодательством Российской Федерации, на 2014 год в размере 12 750,0 млн. рублей, на 2015 год - 12 680,0 млн. рублей, на 2016 год - 11 950,0 млн. рублей.
В составе направлений деятельности, не включенных в государственные программы города Москвы, также учтены бюджетные ассигнования для предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы бюджетам внутригородских муниципальных образований в городе Москве в форме субвенций, субсидий и дотаций на 2014 год в размере 2 277,1 млн. рублей, на 2015 и 2016 годы - по 2 299,7 млн. рублей ежегодно.
1.3. Законодательное регулирование в сфере экономической политики, науки и промышленности
Поддержка инновационной и промышленной деятельности
Законом N 22 в целях обеспечения эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала города Москвы для достижения качественного экономического роста и конкурентоспособности экономики города Москвы установлены основы научно-технической и инновационной политики города Москвы, формы государственной поддержки субъектов научно-технической и инновационной деятельности.
В 2013 году в целях реализации отдельных форм государственной поддержки, предусмотренных указанным Законом, принят ряд законов города Москвы.
Законом города Москвы от 23 января 2013 года N 2 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для резидентов технополисов, технологических парков и индустриальных парков" установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций в части налога, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, в размере 13,5%. Данная ставка устанавливается для организаций - резидентов технополисов, технологических парков и индустриальных парков города Москвы на срок 10 лет со дня получения ими указанного статуса.
Закон города Москвы от 6 февраля 2013 года N 6 "О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статью 3.1 Закона города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге" также принят в целях реализации предусмотренных Законом N 22 форм государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве. Так, установлены пониженная ставка налога на имущество организаций, пониженная ставка земельного налога, а также налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков на определенный срок.
Закон города Москвы от 26 июня 2013 года N 33 "О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" предусматривает отмену устаревшей и фактически не действующей с 1 января 2012 года налоговой льготы для организаций, осуществляющих серийное производство легковых автомобилей, в течение периода освоения проектной мощности автомобильного производства.
В целях стимулирования развития на территории города Москвы современного автомобилестроения и привлечения инвестиций в эту отрасль предлагается освободить от уплаты налога на имущество организации, осуществляющие на территории города Москвы производство автомобилей. Организации могут претендовать на данную форму государственной поддержки при условии осуществления капитальных вложений в установленных законом объемах и нарастающим итогом.
Одновременно Законом города Москвы от 26 июня 2013 года N 34 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций, осуществляющих на территории города Москвы производство автомобилей" установлена пониженная налоговая ставка на срок 5 лет. Эту форму государственной поддержки организации получают также при условии осуществления капитальных вложений в установленных законом объемах и нарастающим итогом.
В связи с изменениями федерального и городского законодательства требует актуализации большинство положений Закона города Москвы от 16 июня 1999 года N 21 "О промышленной деятельности в городе Москве". В связи с этим осуществляется подготовка законопроекта, направленного на сохранение, развитие и эффективное использование промышленного потенциала города Москвы.
Создание в городе Москве института Уполномоченного по защите прав предпринимателей
7 мая 2013 года был принят Федеральный закон N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", создавший принципиально новый для России институт защиты конституционно закрепленного права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Необходимость создания данного института была обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.
Анализ ситуации, сложившейся в сфере предпринимательской деятельности, и возникающих при этом негативных явлений привел к тому, что Президент РФ в своем Указе от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" поручил Правительству РФ в целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности создать институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, который бы действовал как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В результате исполнения указанного поручения был подготовлен и принят Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", предусмотревший в числе прочего, что законом субъекта РФ может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (далее - уполномоченный в субъекте РФ), которая является государственной должностью субъекта РФ. Уполномоченный в субъекте РФ осуществляет свою деятельность в границах территории соответствующего субъекта РФ.
Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного в субъекте РФ должны быть установлены законом субъекта РФ с учетом положений федерального закона. При этом назначение кандидата на должность уполномоченного в субъекте РФ должно осуществляться в порядке, установленном законом субъекта РФ, но по согласованию с Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного в субъекте РФ также возможно только по представлению федерального уполномоченного либо с его согласия.
Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного в субъекте РФ осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
Таким образом, перед Думой встала задача по разработке законопроекта, создающего эту должность и регламентирующего правовой статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве (далее - Уполномоченный).
Актуальность этой работы была обусловлена тем, что, несмотря на существование в городе достаточно большого количества представителей предпринимательского сообщества (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российской союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" и др.), до сих пор так и не удалось создать единую комплексную систему защиты прав предпринимателей, эффективную систему коммуникации между бизнесом и властью, позволяющую отслеживать реальные проблемы, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, и находить пути их решения.
До сих пор отчасти эту задачу решал Штаб по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве, созданный постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2012 года N 66-ПП. Вместе с тем с учетом специфики задач, которые необходимо решать этому органу, состоящему из представителей исполнительной власти города Москвы, создание института уполномоченного представляется не только целесообразным, но и необходимым.
С учетом этого Думой был принят Закон города Москвы от 30 октября 2013 года N 56 "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве", который определил правовое положение, основные задачи, компетенцию Уполномоченного, а также закрепил основные принципы его деятельности.
В частности, данный Закон города Москвы определил, что должность Уполномоченного является государственной должностью города Москвы, обеспечивающей гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти города Москвы, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в городе Москве, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделенными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами. Уполномоченный осуществляет свою деятельность в границах территории города Москвы.
На Уполномоченного распространяются все ограничения и запреты, предусмотренные законодательством для лиц, замещающих государственные должности, поэтому Уполномоченный обязан прекратить деятельность, не совместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня назначения на должность.
Основными задачами Уполномоченного являются: