В целях обеспечения таможенными органами Российской Федерации защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза и в соответствии с положениями статей 331, 332, 333 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), статей 308, 309, 310 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252), пункта 5.2.4 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст. 3569; 2008, N 17, ст. 1883, N 24, ст. 2867, N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738, N 12, ст. 1429; 2010, N 9, ст. 967, N 26, ст. 3350, N 52 (ч. I), ст. 7080), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок действий таможенных органов Российской Федераций при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.О. Шохина.
Руководитель ФТС России | А. Бельянинов |
Приложение
к приказу Федеральной таможенной службы
от 25 марта 2011 г. N 626
к приказу Федеральной таможенной службы
от 25 марта 2011 г. N 626
Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности
I. Общие положения
1. Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (далее - Порядок) разработан в соответствии с положениями статей 331, 332, 333 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796)) (далее - Кодекс) и статей 308, 309, 310 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) (далее - Закон), гражданского законодательства Российской Федерации, а также международных договоров и иных обязательств Российской Федерации в целях обеспечения единообразного подхода при осуществлении защиты прав интеллектуальной собственности и противодействия незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
2. Порядок определяет перечень, сроки и последовательность действий Таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы) при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как включенные, так и не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - Реестр), в том числе порядок взаимодействия структурных подразделений таможенных органов, а также таможенных органов между собой, с правообладателями (их представителями), федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, органами прокуратуры, судебными органами и иными государственными органами Российской Федерации, к компетенции которых отнесены вопросы, связанные с охраной и защитой прав на объекты интеллектуальной собственности (далее - государственные органы), участниками внешнеэкономической деятельности и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, с иными учреждениями, организациями и гражданами при исполнении функции, связанной с обеспечением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
3. Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности только в отношении тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров (далее - объекты интеллектуальной собственности) и ввоз которых в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем влечет нарушение прав правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - товары, обладающие признаками контрафактных).
4. Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включённые в Реестр, на основании письменного заявления правообладателя или его представителя, а также не внесенные в Реестр, в порядке, предусмотренном главами II и III Порядка.
От имени ФТС России Реестр ведёт структурное подразделение ФТС России, к основным функциям которого отнесены организация защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами и ведение Реестра (далее - Управление).
5. Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами при ввозе товаров в Российскую Федерацию, их вывозе из Российской Федерации или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Согласно положениям статьи 5 Закона:
- ввоз товаров в Российскую Федерацию - фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствий с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территории, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Законом;
- вывоз товаров из Российской Федерации - фактическое перемещение любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Таможенного союза или на территории, не входящие в единую таможенную территорию Таможенного союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение товаров до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений; над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;
- вывоз товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза - вывоз товаров из Российской Федерации, если страной назначения товаров в соответствии с намерениями лиц, осуществляющих перемещение товаров, является территория государства, не являющегося членом Таможенного союза;
В соответствии со статьей 96 Кодекса товары при их ввозе в Российскую Федерацию находятся под Таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Таможенного союза (далее - таможенная граница) и др;
- помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
- приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза в соответствии со статьей 200 Кодекса;
- помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с Кодексом и (или) Законом;
- обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в Соответствии с законодательством Российской Федерации;
- фактического вывоза из Российской Федерации, в том числе за пределы Таможенного союза.
Товары находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.
Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе из Российской Федерации с момента регистрации таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров из Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
6. Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами вне зависимости от таможенной процедуры, под которую помещаются товары, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Меры, связанные и приостановлением выпуска товаров, не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:
1) физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;
2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования.
Положения абзаца второго настоящего пункта применяются также при помещении товаров под таможенные процедуры беспошлинной торговли и уничтожения в соответствии с установленным для данных процедур порядком согласно статьям 302 и 307 Кодекса.
В случае если таможенная процедура беспошлинной торговли в соответствии со статьей 305 Кодекса завершается не реализацией товаров в розницу в магазинах беспошлинной торговли, то в отношении товаров, помещенных под эту таможенную процедуру, применяются меры, предусмотренные Порядком.
В соответствии со статьей 307 Закона таможенные органы не осуществляют принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности, в отношении которого ФТС России принято решение о проведении проверки, предшествующей внесению в Реестр изменений. О периоде проведения такой проверки таможенные органы уведомляются ФТС России.
Неприменение мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, не освобождает от обязанности указания в установленном порядке сведений об объектах интеллектуальной собственности при декларировании товаров.
7. Меры, связанные с приостановлением таможенными органами выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации.
8. В целях обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенные органы могут применять систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным, средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
9. Таможенные органы при выполнении функции (обязанности), связанной с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности, осуществляют следующие действия:
1) ФТС России:
- прием и регистрацию заявлений о включении объектов интеллектуальной собственности в Реестр, а также иных документов, имеющих отношение к ведению Реестра;
- рассмотрение заявлений о включении объектов интеллектуальной собственности в Реестр, осуществление проверки заявленных сведений и представленных документов;
- принятие решения о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении объекта интеллектуальной собственности в Реестр;
- включение в Реестр объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых принято решение о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;
- присвоение объекту интеллектуальной собственности, включаемому в Реестр, регистрационного номера;
- продление срока, принятия таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;
- внесение в Реестр изменений;
- проведение в установленных Законом случаях проверочных мероприятий;
- исключение объектов интеллектуальной собственности из Реестра;
- доведение в установленном порядке данные Реестра до сведения таможенных органов и обладателей исключительных прав на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателей исключительного права использования наименования места происхождения товара (далее - правообладатели) (их представителей);