Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2013 года" (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, государственными заказчиками - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство связи, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета до 2013 года включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансовому обеспечению за счет средств федерального бюджета, и уточнять объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2013 года;
предусматривать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.
Председатель Правительства Российской Федерации | М.Касьянов |
Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года"
Паспорт федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" |
Основание для разработки Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 76-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство связи, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство по физической культуре и спорту |
Цели и задачи Программы | - | основными целями Программы являются:повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; |
создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; | ||
создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; | ||
повышение престижности проживания в сельской местности. | ||
Основными задачами Программы являются:улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; | ||
улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и спорта; | ||
улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности; | ||
активизация культурной деятельности на селе; | ||
развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения; | ||
повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и электросвязи в сельской местности; | ||
расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство; | ||
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест | ||
Основные целевые индикаторы и показатели Программы | - | сокращение темпов снижения численности сельского населения до 0,019 процента к концу 2013 года; |
ввод и приобретение 13104,85 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 5084,89 тыс. кв. м жилья для молодых семей и молодых специалистов; | ||
введение в действие общеобразовательных учреждений на 197,54 тыс. мест, дошкольных образовательных учреждений на 11,985 тыс. мест, открытие 1195 фельдшерско-акушерских пунктов, клубных учреждений на 39,23 тыс. мест, 1589 организаций по оказанию населению услуг производственной деятельности (использующих мельницы, маслобойки, крупорушки и т.д.); | ||
открытие 1393 филиалов детско-юношеских спортивных школ при сельских общеобразовательных учреждениях, 1376 организаций розничной торговли и общественного питания, 7087 специализированных организаций бытового обслуживания, 169 информационно-консультационных центров; | ||
газификация 437231 дома (квартиры); | ||
повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 55,9 процента; | ||
повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 58,5 процента; | ||
введение в действие 985,55 тыс. номеров телефонной сети; | ||
введение в действие 5234,43 км автомобильных дорог; | ||
централизованное водоснабжение 24998 домов (квартир)реализация проектов комплексной компактной застройки в 4 сельских поселениях | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2003 - 2013 годы:I этап - 2003 - 2005 годы;II этап - 2006 - 2010 годы;III этап - 2011 - 2013 годы |
Основные мероприятия Программы | - | мероприятия Программы сгруппированы по следующим направлениям:обеспечение жильем, образование, здравоохранение, культура, торгово-бытовое обслуживание, информационно-консультационное обеспечение сельского населения, электрификация, газификация, водоснабжение, электросвязь, комплексная компактная застройка сельских поселений, дорожное строительство. |
Реализация мероприятий Программы обеспечит:улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов; | ||
улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи; | ||
сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма; | ||
повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; | ||
активизацию культурно-досуговой деятельности в сельской местности; | ||
развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения; | ||
повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения населенных пунктов, расположенных в сельской местности, обеспечение их телефонной и электросвязью, увеличение охвата сельских поселений комплексной компактной застройкой; | ||
расширение сети автомобильных дорог в сельской местности и их благоустройство; | ||
повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест | ||
Исполнители основных мероприятий Программы | - | определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Объемы и источники финансового обеспечения Программы | - | общий объем финансового обеспечения I этапа Программы (2003 - 2005 годы) составляет 52,9 млрд. рублей, в том числе:средства федерального бюджета -5,5 млрд. рублей;средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации -23,1 млрд. рублей;средства внебюджетных источников - 24,3 млрд. рублей; |
общий объем финансового обеспечения II этапа Программы (2006 - 2010 годы) составляет 143 млрд. рублей, в том числе:средства федерального бюджета -34,9 млрд. рублей;средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации -59,4 млрд. рублей;средства внебюджетных источников - 48,7 млрд. рублей; | ||
общий объем финансового обеспечения III этапа Программы (2011 - 2013 годы) составляет 90,9 млрд. рублей, в том числе:средства федерального бюджета -26,8 млрд. рублей;средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации -38,3 млрд. рублей;средства внебюджетных источников - 25,8 млрд. рублей | ||
средства внебюджетных источников - 22,7 млрд. рублей | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | реализация Программы позволит:улучшить жилищные условия более 211,5 тыс. сельских семей, в том числе 89,2 тыс. молодых семей и молодых специалистов; |
повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 55,9 процента; | ||
улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией; | ||
довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 90 процентов; | ||
повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 40 - 45 процентов; | ||
расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на 1195 единицы; | ||
повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями до 181,5 места на 1 тыс. человек; | ||
улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения; | ||
привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 35 процентов учащейся сельской молодежи и 22 процента населения, работающего в сельской местности; | ||
расширить сеть комплексных организаций торгово-бытового обслуживания; | ||
повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 58,5 процента; | ||
обеспечить введение 0,98 млн. телефонных номеров; | ||
привести в нормативное техническое состояние 13,8 тыс. км ведомственных автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты, и ввести в действие 5,2 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 42 процента сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 44 процента, канализацией - 32 процента, горячим водоснабжением - 20 процентов площади сельских жилых помещений.
Сеть участковых больниц сократилась на 1994 единицы (41 процент), фельдшерско-акушерских пунктов - на 3408 единиц (7 процентов). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.
Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания.
Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на две трети, их единовременная пропускная способность составляет 10 - 15 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3 - 5 процентов взрослого населения и 8 - 10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38 процентов, тогда как в городе она составляет 66 процентов.
В результате оптимизации региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тысяч. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 265 дошкольных учреждений и 315 школ, то в 2004 году соответственно - 292 учреждения и 144 школы.
В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и недостаточной организации доставки к ним детей обострилась проблема доступности для сельского населения услуг образования.
Сеть сельских клубов и домов культуры сократилась на 26 процентов, библиотек - на 11 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 71 млн. экземпляров (17 процентов). В расчете на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходится 327 клубных учреждений против 410 в 1990 году.
В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения.
Обострилась проблема электроснабжения сельских населенных пунктов. Большая часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработала свой нормативный срок и требует замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.
В сельской местности газифицировано 75 процентов площади жилых домов, но только две пятых этой площади газифицированы сетевым газом.
Централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских населенных пунктов (31,8 процента), канализацией - 6,4 тыс. (4,5 процента). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских населенных пунктов телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27 процентов сельских семей, а среди горожан - 67 процентов. Нетелефонизированной остается почти половина организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.
В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса.
Из-за бездорожья и нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских населенных пунктов остается без автобусного сообщения.
Ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения увеличилась с 30 тыс. человек в 1992 году до 793 тыс. человек на начало 2005 года. Коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 18 промилле, что на 18 процентов выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни на селе на начало 2005 года по сравнению с 1990 годом снизилась на 4,1 года и составляет 63,8 года против 65,8 года в городе.
В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число сельских населенных пунктов, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40 процентов и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 процента.
Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.
Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 119,9 тыс. человек. Наиболее ощутим он в регионах, где функционируют современные интегрированные формы агробизнеса - агрофирмы, агрокомбинаты, агрохолдинги.
Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2004 году среди занятого в сельском хозяйстве населения профессиональное образование имели только 53 процента работников, а высшее - 13,6 процента.
Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства" и Госпрограмме, предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях или сельских поселениях и межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность). Предполагается, что перечень таких сельских населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации будет определяться высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - Программа) обусловлена:
социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением;
потребностью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой;
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.