СП 316.1325800.2017 Терминалы контейнерные. Правила проектирования стр. 2

3. Термины и определения

3.1
автоконтейнеровоз: Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом или полуприцепом, предназначенный для перевозки контейнеров.
[СП 262.1325800.2016, пункт 3.1]
3.2 автоконтейнеровоз-погрузчик, портальный автопогрузчик; ПАП: Разновидность автопогрузчиков портального типа для транспортирования и штабелирования контейнеров в пределах контейнерного терминала.
3.3 автостоянка открытого типа: Автостоянка без наружных стеновых ограждений.
3.4 аппарель: Нестационарная регулируемая горизонтальная или наклонная платформа, предназначенная для заезда напольных транспортных средств в железнодорожный вагон, в автомобиль или на судно и обратно.
3.5
взрывобезопасность: Состояние производственного процесса, при котором исключается возможность взрыва, или в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей вызываемых им опасных и вредных факторов и обеспечивается сохранение материальных ценностей.
[ГОСТ 12.1.010-76]
3.6 вилочный контейнерный автопогрузчик: Автопогрузчик с фронтальным вилочным грузозахватом, применяемый для перегрузок, транспортировки и штабелирования порожних контейнеров.
3.7 вставка, встройка: Часть здания, предназначенная для размещения административных и бытовых помещений, расположенная в пределах производственного здания и выделенная противопожарными преградами.
3.8 высотное стеллажное хранение: Хранение грузов на стеллажах с высотой складирования свыше 5,5 м.
3.9
габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.
[ГОСТ 9238-2013, статья 2.2]
3.10 грузовая рампа: Часть конструкции складского здания высотой 1200 мм, служащая для выравнивания уровня пола склада и уровня кузова транспортного средства для обеспечения механизации погрузочно-разгрузочных работ.
3.11 грузовой терминал; (ГТ): Технический объект в транспортной сети и системах доставки грузов, предназначенный для логистического преобразования грузопотоков в пунктах взаимодействия различных видов транспорта с целью дальнейшего наиболее эффективного транспортирования или использования грузов.
3.12 грузооборот: Применительно к транспорту - произведение количества перевезенного груза за определенный период времени на расстояние перевозки. Применительно к грузовому терминалу - сумма прибывающих и выдаваемых грузов за определенный период времени.
3.13 грузопоток: Количество грузов, поступившее или выданное с грузового терминала за определенный период времени или перевезенное за это время из одного пункта в другой.
3.14 двадцатифутовый эквивалент; ДФЭ: Единица измерения объема контейнерных перевозок, емкости и перерабатывающей способности контейнерных терминалов в числе 20-футовых контейнеров.
3.15
емкость контейнерной площадки: Единовременный запас хранения контейнеров, который измеряется в TEU (ДФЭ).
[СП 262.1325800.2016, пункт 3.7]
3.16
железнодорожный (автомобильный) грузовой фронт; ЖГФ, АГФ: Участок грузового района или часть склада с оптимально рассчитанными длиной фронта и высотой штабеля груза, подлежащего хранению, и некоторого пространства для безопасной работы людей и средств механизации, на которых производится грузовая обработка транспортных средств, с прилегающим участком погрузочно-разгрузочного железнодорожного и/или внутрипортового железнодорожного пути и/или автомобильной дороги.
[СП 262.1325800.2016, пункт 3.8]
3.17 интермодальная перевозка: Перевозка, при которой один оператор (экспедитор или провайдер логистических услуг) организует и осуществляет по договору с грузовладельцем доставку груза от места отправления до места назначения по единому перевозочному документу, выполняя часть работы самостоятельно или с привлечением сторонних транспортных организаций.
3.18
контейнер-цистерна: Специализированный контейнер для жидких грузов, газов или сыпучих грузов.
[ГОСТ 20231-83, статья 14]
3.19
контейнерная площадка; КП: Территория, на которой расположен комплекс технических средств и сооружений для выполнения операций, связанных с погрузкой и выгрузкой контейнеров на подвижной состав автомобильного и железнодорожного транспорта, погрузкой (разгрузкой), сортировкой и хранением контейнеров, а также с их завозом (вывозом), выполнением коммерческих операций и их техническим обслуживанием.
[СП 262.1325800.2016, пункт 3.9]
3.20 контейнерный автопогрузчик: Машина напольного транспорта с двигателем внутреннего сгорания для перегрузок, транспортирования и складирования контейнеров внутри контейнерного терминала, оснащенная специальным грузозахватом для контейнеров.
3.21 контейнерный автопогрузчик с выдвижной крановой стрелой (ричстакер): Специализированный автопогрузчик с телескопической стрелой и автоматическим грузозахватом для контейнеров.
3.22
контейнерный терминал; КТ: Специальный комплекс сооружений, персонал, технические и технологические устройства, организационно взаимоувязанные и предназначенные для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой контейнеров, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в интер-, мультимодальных и прочих перевозках.
[СП 262.1325800.2016, пункт 3.10]
3.23 контейнеропоток: Грузопоток, в котором перемещаемыми грузами являются груженые или порожние контейнеры, измеряется в ДФЭ за единицу времени.
3.24 контрольно-пропускной пункт; КПП: Автотранспортный контрольно-пропускной пункт в местах въезда/выезда автотранспорта с территории контейнерного терминала. Оснащается шлагбаумами, смотровыми площадками, закрытым отапливаемым помещением, устройствами видеонаблюдения, компьютерным терминалом, устройствами сигнализации и связи и т.д.
3.25
кран грузоподъемный: Машина цикличного действия, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом.
[ГОСТ 27555-87, статья 1]
3.26 кран козловой: Мостовой кран, у которого подкрановые пути расположены не выше 200 мм над уровнем складской площадки.
3.27 кран мостовой: Грузоподъемная машина цикличного действия, предназначенная для подъема и перемещения груза, закрепленного к грузовому крюку крана с помощью грузозахватного устройства, основной грузонесущей частью которой служит металлический сварной мост, перемещающийся по подкрановым путям. Мостовые краны бывают: однобалочные и двухбалочные, опорные и подвесные, с управлением из кабины, с пола или дистанционным.
3.28 кран портальный: Стреловой кран, ходовой частью которого служит портал, перемещающийся по подкрановым путям, уложенным не выше 200 мм над уровнем складской площадки.
3.29 кран портальный пневмоколесный; (ППК): Безрельсовый портальный кран, оборудованный ходовыми тележками колесной модификации с приводом постоянного или переменного тока, предназначенный для работы в зоне хранения контейнеров, характеризующийся плотной установкой контейнеров в штабель.
3.30 кран стреловой: Грузоподъемная машина цикличного действия, предназначенная для подъема и перемещения груза, закрепленного к грузовому крюку крана с помощью грузозахватного устройства, основной грузонесущей частью которой служит металлическая сварная грузовая стрела, вращающаяся вокруг вертикальной оси. Краны различают по типу ходовой части: железнодорожные, портальные, автомобильные, башенные, пневмоколесные, гусеничные.
3.31 логистическая операция: Любая элементарная материальная или информационная операция в логистической цепи доставки грузов.
3.32 логистическая цепь: Линейно упорядоченная последовательность этапов прохождения материального и информационного потоков от поставщика до потребителя.
3.33 ло-ло: Вертикальный метод погрузки и выгрузки контейнеров из транспортных средств с использованием грузоподъемного оборудования.
3.34 мостовой контейнерный перегружатель: Мостовой кран, устанавливаемый на причале морского терминала, служащий для погрузки и выгрузки контейнеров из грузовых судов методом ло-ло. Имеет морскую консоль для обслуживания судов и береговую консоль для передачи контейнеров на терминальный или сразу на внешний железнодорожный транспорт.
3.35 мультимодальная перевозка: Транспортирование грузов по одному договору, но выполненное по меньшей мере двумя видами транспорта; перевозчик несет ответственность за всю перевозку, даже если транспортирование выполняется различными видами транспорта (например, железной дорогой, морем, автодорогой и т.д.).
3.36 мягкий контейнер (биг-бэг): Контейнер из резинотканевого материала или искусственной ткани, предназначенный для перевозки, перегрузок и временного хранения сыпучих грузов на открытых складских площадках.
3.37 перерабатывающая способность терминала: Количество грузов (в ДФЭ или тоннах) или транспортных средств (вагонов), которое может переработать контейнерный терминал за определенный период времени (за год, за сутки).
3.38 погрузочно-разгрузочный участок терминала или склада: Участок контейнерного терминала или часть склада, предназначенные для погрузки и выгрузки контейнеров и других грузов с транспортных средств, завозящими контейнеры или грузы на терминал или вывозящие их с территории терминала.
3.39 подъездной железнодорожный путь: Путь необщего пользования, примыкающий к ближайшей железнодорожной станции общего пользования и предназначенный для подачи и уборки груженых и порожних вагонов с площадки терминала. Состоит из внешнего и внутриплощадочных железнодорожных путей.
3.40 ро-ро: Горизонтальный метод погрузки и выгрузки контейнеров из судна или на судна машинами напольного транспорта (погрузчиками, автотягачами).