Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2011 г. N 2288"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071600 Музыкальное искус стр. 3

способностью и готовностью использовать в практической деятельности принципы, методы и формы проведения урока в исполнительском классе; методики подготовки к уроку, методологию анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способы их разрешения (ПК-23);
способностью и готовностью воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением (ПК-24);
способностью и готовностью к непрерывному познанию методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики (ПК-25);
способностью и готовностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26);
способностью и готовностью использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе над музыкальным произведением с обучающимся (ПК-27);
способностью и готовностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам, анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения (ПК-28);
способностью и готовностью планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус, сценическую и исполнительскую музыкальную культуру (ПК-29);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью к работе в коллективе - в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности, к планированию концертной деятельности эстрадного и джазового коллективов, к организации творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства и нормативно-правовых и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования (ПК-30);
в области музыкально-просветительской деятельности:
способностью и готовностью к показу своей исполнительской работы (соло, в ансамбле, в оркестре (с оркестром) на различных сценических площадках (в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры); к компетентной организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры, современных форм музыкального искусства эстрады (ПК-31).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. Основные образовательные программы бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
цикл истории и теории музыкального искусства;
профессиональный цикл
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость, (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
32-35
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные закономерности взаимодействия человека и общества, общества и культуры, исторического развития человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия;минимум объеме не лексических лексический иностранного языка в менее 4000 учебных единиц общего и терминологического характера, культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, основные особенности официально-делового, научного стиля, стиля художественной литературы;основные эпохи мировых цивилизаций, типы цивилизаций в древности, понятие "первобытное общество", его место в человеческой истории, эпоху античности, место средневековья во всемирно-историческом процессе, его хронологические рамки и периодизацию, западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития, историю нового времени, его хронологические рамки и периодизацию, европейскую цивилизацию и традиционные общества Америки, Азии и Африки;возникновение и развитие колониальной системы, место XX века во всемирно-историческом процессе, основные проблемы и процессы развития современной цивилизации;стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, речевое взаимодействие, основные единицы общения, устную и письменную разновидности литературного языка, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей, научный стиль, специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи, речевые нормы учебной и научной сфер деятельности, официально-деловой стиль, сферу его функционирования, жанровое разнообразие, языковые формулы официальных документов, приемы унификация языка служебных документов, интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи, язык и стиль распорядительных документов, язык и стиль коммерческой корреспонденции, язык и стиль инструктивно-методических документов, рекламу в деловой речи, правила оформления документов, речевой этикет в документе, жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи, основы ораторского искусства, основные виды аргументов, условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, культуру речи, основные направления ее совершенствования;уметь:анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности;использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональнойдеятельности;реализовывать словесное выступление (выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи);владеть:технологиями приобретения, использования и обновления социогуманитарных знаний;навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;различными способами вербальной и невербальной коммуникации;навыками грамотного письма, разговорной и письменной речи на иностранном языке;навыками грамотного письма публичного выступления на русском языке.
14-17
ФилософияИностранный языкИсторияРусский язык и культура речиОК-1ОК-3ОК-7 - 9ОК-11 - 13
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
18-21
Б.2
Цикл истории и теории музыкального искусства
59-62
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные исторические периоды развития музыкальной культуры, историю отечественной и зарубежной музыки, основные этапы эволюции художественных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили оркестровой, инструментальной, вокальной музыки, направления и стили зарубежной и отечественной музыки XX-XXI веков, техники композиторского письма XX-XXI веков, творчество зарубежных и отечественных композиторов XX-XXI веков, основные направления массовой музыкальной культуры XX-XXI веков;теоретические основы и историю исполнительского искусства, исполнительства на специальном инструменте, историю возникновения и развития инструмента;общие законы развития искусства: виды, формы, направления и стили, специфику отдельных видов искусства, основы художественного языка искусства, общую периодизацию и представление об основных эпохах развития мирового искусства, искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие памятники художественной культуры и творческие портреты мастеров;историю эстрадной и джазовой музыки;основные методы научного исследования музыкального произведения, проблемы исполнительства и педагогики;современные информационные технологии, наиболее распространенные компьютерные программы, основы акустики, цифровой записи звука и его компьютерной обработки;уметь:применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры, различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития;рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса, выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений;выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;подбирать материал для исследования в области музыкального исполнительства и педагогики на базе архивных материалов, периодики, музыковедческой литературы, систематизировать его, составлять библиографические списки;осуществлять подбор материала для дипломного реферата, выстраивать структуру дипломного реферата;осуществлять компьютерный набор нотного текста в одной из современных программ; владеть:профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения;методами и навыками критического анализа музыкальных произведений событий;развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;методами пропаганды музыкального искусства и культуры.
39-42
История музыки (зарубежной и отечественной)Музыка второй половины XX - начала XXI вековИстория исполнительского искусстваИстория искусства (изобразительного, театрального, кино, архитектуры)История эстрадной и джазовой музыкиОсновы научных исследований и подготовка дипломного рефератаСовременные информационные технологииЭстетика и теория искусстваОК-2 - 5ОК-10 - 11ПК-1ПК-4 - 6ПК-15
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
20-23
Б.3
Профессиональный цикл
117-23
Базовая часть
50
Общий модуль базовой части цикла
29
Дисциплины общего модуля базовой части
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать:основной сольный репертуар, основные жанры и стили в области эстрадной и джазовой музыки;основы методики выживаний в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности жизнедеятельности в учебном процессе;историю развития музыкального образования, педагогики и психологии, основные направления, предмет, объект и методы психологии;основные функции и структуру психики, соотношение сознания и бессознательного, основные психические процессы, структуру сознания, закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;психологию межличностных отношений в группах разного возраста; способы психологического и педагогического изучения обучающихся;сущность и структуру образовательных процессов, способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса;объект, предмет, задачи, функции, методы музыкальной педагогики;основные категории музыкальной) педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность;основные характеристики отечественной и зарубежных систем образования, суть различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенности их становления и развития;цели, содержание, структуру образования;образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, роль воспитания в педагогическом процессе;общие формы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом;специфику музыкально-педагогической работы в группах разного возраста;методическую литературу;основы планирования образовательного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в том числе детских школах искусств и детских музыкальных школах;уметь:самостоятельно анализировать художественные и технические особенности музыкальных произведений, осознавать и раскрывать художественное содержание, прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;работать с электронными инструментами и звукозаписывающей аппаратурой;изучить и подготовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров;ориентироваться в основной научно-педагогической проблематике;использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;ориентироваться в различных педагогических методах и подходах в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;проводить с обучающимися разного возраста групповые и индивидуальные занятия, организовывать контроль их самостоятельной работы в соответствии с требованиями образовательного процесса, развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, использовать наиболее эффективные методы, формы и средства обучения, планировать учебный процесс, составлять учебные программы, пользоваться справочной литературой; владеть:различными художественными,техническими приемами и средствами исполнительской выразительности;методикой освоения художественно-исполнительских трудностей, заложенных в репертуаре;исполнительской техникой для освоения репертуара различных стилей и жанров;музыкальной формой; навыками импровизации;навыками чтения с листа;навыками общения с обучающимися различного возраста, приемамипсихической саморегуляции, педагогическими технологиями;методикой преподавания профессиональных дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей, навыками воспитательной работы с обучающимися.Специальность**Безопасность жизнедеятельностиМузыкальная педагогика и психологияОК-2 - 4ОК-14ПК-1 - 29
Профили подготовки
Б.3.1
"Инструменты эстрадного оркестра (по видам инструментов: фортепиано, скрипка, альт, виолончель, контрабас, гитара, бас-гитара, ударные инструменты, саксофон, труба, тромбон)"
21
Дисциплины профильного модуля базовой части
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийсядолжен:знать:принципы исполнительства и репертуар дополнительного инструмента - в соответствии с программными требованиями, основной набор оркестровых партий для дополнительного инструмента;основной набор оркестровых партий для специального инструмента;основные принципы отечественной и зарубежной педагогики, различные методы и приемы преподавания, методическую литературу по профилю;репертуар для различных составов ансамблей;методику работы с ансамблями;уметь:исполнять на дополнительном инструменте произведения разных стилей и жанров, читать с листа;мобильно осваивать оркестровые партии для включения в репетиционный процесс в оркестровом классе;планировать учебный процесс, составлять учебные программы;пользоваться справочной и методической литературой;исполнять произведения для различных составов;слышать в ансамбле все исполняемые партии, согласовывать исполнительские намерения и находить совместные исполнительские решения;находить согласованные художественные и организационные решения в работе ансамблей;владеть:на высоком художественном уровне игрой на дополнительном инструменте;навыками высокой исполнительской культуры оркестровой игры, навыками репетиционной работы;навыками общения с обучающимися разного возраста, приемами психической саморегуляции, педагогическими технологиями, методикой преподавания профессиональных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, навыками воспитательной работы с обучающимися;методикой ведения репетиционной работы с партнерами, профессиональной терминологией.Дополнительный инструментОркестровый классМетодика обучения игре на инструментеАнсамбльМетодика преподавания эстрадного ансамбляПК-1 - 19
Б.3.2
"Эстрадно-джазовое пение"
21
Дисциплины профильного модуля базовой части
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать:значительный эстрадный и ансамблевый, классический, джазовый сольный и репертуар, включающий произведения разных жанров и стилей, импровизации известных мастеров джаза, джазовые "стандарты";основы сценического движения, различные танцевальные жанры;основные принципы отечественной и зарубежной вокальной педагогики, различные методы и приемы преподавания, вокально-методическую литературу;принципы исполнительства на фортепиано, репертуар для фортепиано, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;уметь:грамотно прочитывать нотный текст, на основе его проникать в содержание музыкального произведения и в ясной доступной форме доносить это содержание до слушателя, импровизировать соло на заданные темы в джазовой манере;исполнять свою партию в различных ансамблевых составах;читать с листа вокальные партии, импровизировать, транспонировать;органично соединять в сценическом движении музыкальный материал и пластику;проводить с обучающимися разного возраста групповые и индивидуальные занятия, организовывать контроль их самостоятельной работы в соответствии с требованиями образовательного процесса, развивать у учащихся самостоятельность, инициативу, использовать наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;использовать фортепиано в работе над вокальным репертуаром, для ознакомления с музыкальнойлитературой, теоретического анализа музыкального произведения;владеть:профессиональной терминологией, профессиональными основами вокальной техники, спецификой исполнения вокальных эстрадных и джазовых произведений, техникой ансамблевого исполнительства, культурой сценического движения;вокальной культурой, режиссурой исполняемых песен, техникой джазового пения, необходимойкультурой движения, различнымистилями, танцевальными жанрами и пластическими формами в эстрадно-джазовом исполнительстве;навыками общения с обучающимися различного возраста, приемамипсихической саморегуляции, педагогическими технологиями;методикой преподавания профессиональных дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей, навыками воспитательной работы с обучающимися;игрой на фортепиано на уровне, достаточном для решения повседневных задач в творческо-исполнительской и педагогической деятельности.Сольное пениеВокальный ансамбльТанец, сценическое движениеМетодика обучения вокалуФортепианоПК-1 - 19
Б 3.3
"Мюзикл, шоу-программы"
21
Дисциплины профильного модуля базовой части
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные этапы развития актерского искусства в мюзиклах и шоу-программах, методические разработки выдающихся мастеров мюзикла, шоу-программ и театральных педагогов, жанровые и стилистические особенности сценического существования;классический и современный репертуар оперетты и мюзикла, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей, специфику вокального исполнения в жанре мюзикла;специфические вокально-сценические приемы;различные формы композиции мюзиклов и шоу-программ;жанры современной хореографии, основы танцевального искусства;отдельные направления и школы современного танца, сформировавшихся в XX веке;творческие биографии и теории наиболее известных представителей современного танца;основы хореографической драматургии; историки советской танцевальной эстрады, студийное движение послереволюционных лет;уметь:взаимодействовать с режиссером в работе над спектаклем, исполнять роли в спектакле, органично соединять в сценическом движении музыкальный материал и пластику;исполнять отдельные фрагменты современного репертуара мюзиклов и шоу-программ;владеть:навыками художественной выразительности;навыками коллективного творчества и партнирования на сцене;навыками актерской выразительности в их соединении с вокальным исполнением;элементами внутренней актерской техники;навыками исполнения в ансамблях разного количественного состава;навыки исполнения в ансамбле собственных соло, импровизаций, соответствующих стилю данной композиции.Мастерство актера Класс ансамбля Композиция шоу-программ Основы современной хореографииПК-1 - 19
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
67-71
Б.4
Физическая культура
2
Б.5
Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются вузом в соответствии с профилями ООП)
15
ОК-12ПК-1 - 12ПК-14ПК-17ПК-20 - 31
Б.6
Государственная (итоговая) аттестация
5
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей промежуточной аттестаций.
** При разработке ООП бакалавриата по профилю "Инструменты эстрадного оркестра (по видам инструментов - фортепиано, скрипка, альт, виолончель, контрабас, гитара, бас-гитара, ударные инструменты, саксофон, труба, тромбон)" вуз после наименования дисциплины указывает наименование музыкального инструмента.

VII Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавриата, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки и включающую в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития искусства, культуры, науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера).
Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
Аудиторные учебные занятия по всем профилям подготовки проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В соответствии со статьей 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы"** каникулярные отпуска предоставляются военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях по очной форме обучения (кроме школ техников), во время перерывов в учебных занятиях на следующие сроки:
а) зимний каникулярный отпуск - 15 суток;
б) летний каникулярный отпуск - 30 суток.
Летний каникулярный отпуск является основным, а зимний - дополнительным.