Так, в части 2 статьи 3 Закона N 2 появилась норма, в соответствии с которой оказание государственной поддержки гражданам в вопросах улучшения жилищных условий осуществляется исходя именно из имущественной и финансовой обеспеченности жителей города Москвы. В зависимости от имущественного статуса, предлагаются различные формы улучшения жилищных условий. Малоимущим гражданам - бесплатное жилье по договору социального найма или по договору безвозмездного пользования, а не малоимущие граждане могут участвовать в возмездных городских программах, предусматривающих, в том числе и предоставление социальной ипотеки, покупку жилья в рассрочку и тому подобное*(50).
Законом N 26 закреплено право исполнительной власти определять уполномоченный орган, который должен устанавливать требования к жилым помещениям, приобретаемым в жилищный фонд города Москвы (пункт 2 части 2 статьи 7 Закона N 2).
В соответствии с внесенными изменениями значительно расширена возможность города Москвы по формированию жилищного фонда, включающая теперь передачу жилых помещений в собственность города Москвы по соглашениям с федеральными органами исполнительной власти, а также иных субъектов РФ, перевод нежилых помещений в жилые, приобретение жилых помещений в собственность города Москвы путем совершения сделок купли-продажи жилых помещений, мены, передачи в собственность по иным возмездным сделкам.
Кроме того, в новой редакции статьи 25.1 Закона N 2 определены механизмы приобретения и принятия жилых помещений в собственность города Москвы в соответствии с гражданским законодательством.
Положения данной статьи разрабатывались в тесном взаимодействии с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, а также с учетом мнения независимых экспертов*(51).
Закон N 2 дополнен нормами, регулирующими электронное взаимодействие организаций и граждан, развитие информационно-аналитических систем по анализу очередности жилищного строительства, оптимизации электронных систем учета жилых помещений и граждан - участников жилищных правоотношений при реализации прав на жилище.
Изменения, внесенные в Закон N 2 в целях обеспечения прав граждан на относящиеся к жилищному фонду города Москвы жилые помещения, предоставляемые в качестве служебных жилых помещений до 1 марта 2005 года, дают право Правительству Москвы устанавливать основания и порядок принятия решения в отношении таких помещений.
Важным является исключение из Закона N 2 норм, ограничивающих размеры площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы в качестве служебного жилого помещения до вступления в силу ЖК РФ.
Изменения, внесенные в статью 63 Закона N 2, позволили значительно расширить круг лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения маневренного фонда города Москвы.
Одним из самых значимых изменений является закрепление за нанимателем, которому предоставляется жилое помещение в общежитии, права вселять членов семьи, которые указаны в договоре найма жилого помещения (статья 66 Закона N 2).
В связи с многочисленными обращениями граждан 17 января 2011 года на совместном заседании комиссии по социальной политике и трудовым отношениям и комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья была рассмотрена ситуация, сложившаяся с жилыми помещениями, занимаемыми работниками столичного здравоохранения по договорам субаренды, заключенным более 10 лет назад. В результате рассмотрения вопроса выяснилась недостаточность правового регулирования правоотношений по дальнейшему использованию жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру. По данному факту комиссией по социальной политике и трудовым отношениям и комиссией по здравоохранению и охране общественного здоровья было направлено письмо на имя Мэра Москвы, в результате рассмотрения которого были внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП, расширившие возможности оформления по договору социального найма жилых помещений, занимаемых работниками бюджетной сферы города, ранее предоставленных им по договорам субаренды.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что изменения законодательства города Москвы в жилищной сфере осуществляются своевременно с учетом требований прокуратуры, мнения москвичей, правоприменительной практики и в соответствии с законодательством. Внесение изменений в действующие законы и принятие новых базовых законов всегда направлено на совершенствование механизмов, регулирующих отношения в сфере жилищной политики, проводимой органами власти города Москвы.
2.6. Законодательное обеспечение благоустройства городских территорий и инфраструктурных объектов
В российском законодательстве вопросы благоустройства придомовых территорий, парков, скверов, территорий общего пользования, предназначенных для массового отдыха людей, не имеют комплексного регулирования.
Специалисты в области конституционного права относят регулирование вопросов комплексного благоустройства в большей степени к полномочиям субъекта РФ, отмечая отсутствие такого регулирования на региональном уровне как пробел в законодательстве.
Согласно общепринятой практике (нормативные акты исполнительной власти субъектов РФ, теоретический материал и др.) объектами благоустройства могут являться различные типы открытых пространств и их окружения: парки, сады, скверы, набережные, бульвары, площади, улицы (в т.ч. пешеходные), дворы, пляжи, аквапарки и др.; внешний вид фасадов зданий и сооружений (в т.ч. временных). В то же время как объекты благоустройства рассматриваются и временные сооружения и их комплексы: торговые киоски, павильоны, стационарные лотки, мини-рынки, летние кафе, автостоянки, гаражные боксы, отдельно стоящие объекты наружной рекламы и др. Более комплексный подход относит к предмету деятельности по благоустройству целые кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов, город в целом, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории города.
Таким образом, комплексное благоустройство должно пониматься как совокупность мероприятий, направленных на создание и поддержание функционально, экологически, информативно и эстетически организованной городской среды, включающей:
приведение в порядок дворовых территорий и фасадов зданий (в том числе ступеней к подъездам, козырьков, входных дверей, водосточных труб);
архитектурно-планировочную организацию территории (в частности, упорядочение пешеходных связей как внутридворовых, так и к объектам притяжения - школам, детским садам, магазинам, остановкам общественного транспорта; организация велодорожек, площадок - детских, спорта, отдыха, выгула собак, автостоянок);
реконструкцию озеленения (посадку деревьев и кустарников с организацией ландшафтных групп, устройство газонов и цветников, применение вертикального озеленения, вырубку сухостоя и прореживание загущенных посадок);
освещение территорий, зданий, сооружений;
устройство водных сооружений (фонтанчики, бассейны и пр.);
размещение малых архитектурных форм и объектов городского дизайна (скамей, урн, оборудование детских площадок, площадок отдыха, ограждений и пр.);
размещение рекламы, элементов визуальной коммуникации и информации (досок объявлений местной администрации, указателей и пр.) и другое.
Проводя работы по благоустройству территорий, необходимо также помнить о создании условий для жизнедеятельности инвалидов.
В законодательстве города Москвы нет определения комплексного благоустройства территории города Москвы, хотя данный термин используется в ряде законов, регулирующих отношения в градостроительной сфере.
Наиболее полное определение комплексного благоустройства территорий содержалось в Законе города Москвы от 27 апреля 2005 года N 14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)", который утратил силу в связи с принятием Закона города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы": "комплексное благоустройство территории - деятельность, направленная на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности городской среды, осуществляемая с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, некапитальных сооружений, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации, рекламы и иных средств".
Новый закон о Генплане не раскрывает указанное понятие, но в приложении к нему к задачам территориального планирования пространственного развития города Москвы на период до 2025 года, направленным на обеспечение общественных интересов, социальных гарантий, последовательное повышение качества городской среды и устойчивости развития города в части обеспечения структурной целостности, относится архитектурно-композиционное, ландшафтное, цветовое, световое акцентирование территорий и объектов, образующих каркас пространственного развития города, в том числе и выделение в качестве общегородских территорий комплексного благоустройства:
общественных пространств города - участков территорий функционально-планировочных образований, предназначенных для свободного доступа людей к объектам и комплексам объектов общественного назначения, для обеспечения пешеходных связей между указанными объектами и их комплексами, а также между ними и объектами общественного транспорта;
активно посещаемых рекреационных территорий - парков культуры и отдыха, бульваров, скверов;
автомагистралей непрерывного движения и въездов в город (подпункт 2.4.1.2 пункта 2).
К мероприятиям в области комплексного благоустройства территории Закон N 17 относит разработку рекомендаций по определению рекреационной емкости и предельно допустимых рекреационных нагрузок для озелененных и природных территорий" (подпункт 3.9 пункта 3).
Статья 7 ГрК Москвы к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относит выполнение в соответствии с Генпланом городских программ, в том числе и в области комплексного благоустройства территорий.
В соответствии со статьей 11 ГрК Москвы реорганизация и комплексное благоустройство должны проводиться в зонах развития, являющихся территориями с особыми требованиями к осуществлению градостроительной деятельности.
Далее термин "благоустройство территорий" применяется в пункте 5 статьи 11 ГрК Москвы в связи с размещением на территории "объекта капитального строительства - объекта благоустройства территорий". В статье 49 ГрК Москвы указано, что размещение "объектов благоустройства территорий" осуществляется в соответствии с требованиями региональных нормативов в части благоустройства территорий и обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности.
Постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2002 года N 623-ПП "Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02" "комплексное благоустройство" рассматривается как "взаимоувязанное применение средств ландшафтной и садово-парковой архитектуры, пластической организации и покрытия поверхности земли, оборудования территории и застройки устройствами для безопасности и удобства использования, средств освещения и цветового решения участков территории, зданий и сооружений, декоративного озеленения, декоративной пластики и графики, визуальной информации и рекламы, иных средств".
В соответствии с главой 8 КоАП Москвы "Административные правонарушения в области благоустройства города Москвы" к благоустройству города Москвы относятся:
проектирование комплексного благоустройства;
внешний вид и содержание зданий, ограждений, строений, сооружений, водоемов и элементов оборудования благоустройства;
текущий ремонт, санитарное и техническое содержание внутридворовых спортивных площадок;
установка контейнеров, гаражей, строительной и дорожной техники, объектов мелкорозничной торговли и оказания услуг населению, складских помещений, бытовок и иных быстровозводимых объектов, а также возведение произведений монументально-декоративного искусства.
монтаж и эксплуатация оборудования детских игровых площадок;
содержание и эксплуатация устройств наружного освещения и контактной сети;
эксплуатация объектов праздничного и тематического оформления;
вывески и номерные знаки на домах, зданиях и сооружениях;
соблюдение чистоты на территориях, связанных с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств;
запрещение несанкционированного сброса и сжигания мусора;
организация уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве;
принятие мер по предотвращению подтопления городских улиц;
очистка крыш от снега и льда;