85,6% за запрет курения в образовательных учреждениях.
Таким образом, инициатива принятия подобного законопроекта выявила абсолютное согласие москвичей с данными нормами.
В связи с расхождением юридических оценок соответствия норм федеральному законодательству данный законопроект с данными серьезного социологического исследования был представлен в Минздравсоцразвития и включен в текст проекта закона, который в настоящий момент проходит публичное обсуждение на официальном сайте Министерства.
В то же время обсуждение законопроекта "О защите населения города Москвы от табачного дыма" косвенным образом положительно повлияло на ситуацию в городе - некоторые образовательные учреждения и учреждения здравоохранения самостоятельно запретили курение на своих территориях, а Правительство Москвы приняло решение о запрете рекламы табака в метрополитене путем внесения изменений в конкурсную документацию.
3.6. Законодательное обеспечение развития физической культуры и спорта в городе Москве, Государственная программа города Москвы "Спорт Москвы" на 2012-2016 гг.
Законодательство города Москвы в области физической культуры и спорта направлено на привлечение жителей города Москвы к активным занятиям физической культурой и спортом, создание для этого необходимых условий для всех возрастных групп и социальных категорий населения, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также на достижение московскими спортсменами наивысших спортивных результатов.
Развитию этого направления способствует прежде всего реализация Закона города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" (далее - Закон N 27).
В столице функционируют 127 учреждений, подведомственных Москомспорту, 93 спортивных федерации, 1572 спортивных клуба по месту жительства. Вопросы физического воспитания детей и молодежи успешно решаются в 1849 общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного образования детей, 122 государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, более 200 некоммерческих спортивных организациях.
Для спортивных занятий граждан, в том числе учащихся, используются 1286 школьных спортивных площадок, 701 школьный и межшкольный стадион.
Ежегодно увеличивается количество москвичей, занимающихся спортом, стремящихся к здоровому образу жизни (с 17% в 2009 году до 22,3% в 2011 году). Число ежегодно проводимых физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий увеличилось с 22,5 тысячи до 23,1 тысячи*(123).
Высокие результаты показаны московскими спортсменами на общероссийских соревнованиях. Успешно развиваются зимние виды спорта с учетом необходимости подготовки к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году. В городе Москве в спортивных школах функционируют 575 отделений по различным видам спорта, в которых занимаются более 165 тыс. человек, в том числе 1826 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. В группах спортивного совершенствования проходят подготовку свыше 4,8 тыс. человек, в группах высшего спортивного мастерства - более 1,4 тыс. человек. Функционирует ряд крупных спортивных сооружений международного уровня. Ежегодно в городе Москве проходит около 50 значимых международных и российских спортивных мероприятий*(124).
За все время действия Закона N 27 в него лишь дважды вносились изменения. Они были направлены на повышение социальной защищенности спортсменов, имеющих высокие спортивные достижения, а также на приведение законодательства города Москвы в области физической культуры и спорта в соответствие с федеральным.
Цель Закона города Москвы от 13 июля 2011 года N 34 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" - создание надлежащих условий для совершенствования правового регулирования физкультурно-спортивной деятельности в городе Москве. В нем предусматривается возможность создания региональных спортивных федераций в форме структурных подразделений общероссийских спортивных федераций без образования юридического лица, а в дальнейшем и их государственной аккредитации, а также закрепляется положение о том, что привлечение спортивных волонтеров к организации и проведению официальных городских физкультурных и спортивных мероприятий должно осуществляться в соответствии с порядком, предусмотренным федеральным законодательством.
Важными являются и изменения, в соответствии с которыми Департаменту физической культуры и спорта города Москвы как уполномоченному Правительством Москвы органу исполнительной власти в области физической культуры и спорта переданы полномочия по утверждению порядка ведения городского реестра физкультурно-спортивных организаций и его структуры, а также порядка организации деятельности городских центров спортивной подготовки и др.
Закон города Москвы от 11 января 2012 года N 1 "О внесении изменений в статью 30 Закона города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" расширил перечень спортсменов, имеющих право на получение поощрительных денежных выплат, дополнив его спортсменами, завоевавшими звание призеров или чемпионов на финальных соревнованиях Спартакиады учащихся России в составе спортивных сборных команд города Москвы. Это будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и мастерства спортивного резерва города, а также конкурентоспособности московских спортсменов на российских и международных соревнованиях.
Однако, несмотря на общую положительную динамику развития физкультуры и спорта в Москве, остается много нерешенных проблем, в том числе касающихся развития материально-технической базы в данной области и эксплуатации спортивных объектов, особенно тех, которые находятся в образовательных учреждениях.
Более 30% зданий спортивных школ построено до 1960 года, они имеют значительную степень износа. 61 спортивная школа Москомспорта не имеет своей базы и арендует помещения у других организаций.
Несмотря на то, что начиная с 2007 года построено более 100 ФОКов различной типологии (с залами, катками и бассейнами), увеличение численности жителей города Москвы и возрастающий интерес к занятиям спортом требуют значительного увеличения площадей спортивных сооружений*(125).
Останутся актуальными на ближайшие годы и вопросы, связанные с созданием условий для занятия спортом различных категорий инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание уделяется приспособлению спортивных сооружений для доступности указанным лицам. "В 2010 году велись работы на 89 объектах, в том числе комплексно приспособлено 37 объектов, в 2011 году планируется комплексно приспособить еще 59 объектов. Обустраиваются для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья также дворовые спортивные площадки, приобретаются мобильные площадки для проведения занятий с инвалидами-колясочниками... Проведенная работа позволяет предоставлять физкультурно-спортивные услуги свыше 20 тыс. инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья. Программой запланированы мероприятия, которые позволят 45 тыс. инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья заниматься физической культурой и спортом"*(126).
Повышению уровня вовлеченности москвичей в занятия физической культурой и спортом способствует и развитие спортивной инфраструктуры парков и зон отдыха: в большинстве из них москвичи получили возможность заниматься велоспортом, кататься на роликах, зимой - на лыжах. Ежегодно увеличивается количество катков, заливаемых в зимний период (всего зимой 2010-2011 годов работало 1140 катков). Тем не менее на сегодняшний день задействован не весь имеющийся в городе потенциал. Социологические опросы показывают, что 20% детей школьного возраста не занимаются спортом только потому, что нет желания, а это свидетельствует о низком уровне организации пропаганды здорового образа жизни, имиджа спортивного молодого человека*(127).
Необходимо предпринимать дополнительные меры по совершенствованию инфраструктуры и методологии массового спорта, вовлечению москвичей в активную спортивную жизнь по месту жительства путем поддержки и стимулирования инициативы граждан.
На решение этих и других задач в области физической культуры и спорта направлена принятая Правительством Москвы Государственная программа города Москвы "Спорт Москвы" на 2012-2016 гг., основная цель которой - повышение доступности и привлекательности городской спортивной инфраструктуры для максимального числа желающих заниматься спортом, достижение московскими спортсменами наивысших спортивных результатов.
Подпрограмма "Массовая физкультурно-спортивная работа" предусматривает мероприятия по созданию необходимых условий для занятий физической культурой и спортом жителей Москвы по месту жительства, учебы, работы, для самостоятельных занятий.
Подпрограмма "Подготовка спортивного резерва, развитие спорта высших достижений" предусматривает мероприятия по обеспечению подготовки спортивного резерва и сборных команд государственными учреждениями города Москвы, в рамках которых будут созданы центры спортивной подготовки по группам видов спорта, отделения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, по видам спорта, входящим в программы летних и зимних Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, а также мероприятия по целевой подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации тренеров и иных специалистов по приоритетным видам спорта, спорта высших достижений, в том числе в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта*(128).
В соответствии с Законом города Москвы от 7 декабря 2011 года N 62 "О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" на указанную Государственную программу планируются ассигнования в объеме 29,7 млрд. рублей. Рост расходов в 2012 году по сравнению с аналогичными расходами в 2011 году составит примерно 15%.
В 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов предусматриваются дополнительные ассигнования на строительство объектов для подготовки спортивного резерва и развития спорта высших достижений; увеличение объемов физкультурно-спортивных услуг для льготных категорий граждан, предоставляемых негосударственными организациями; реализацию мероприятий по физическому воспитанию молодежи допризывного возраста на базе воинских частей и специальных учебно-тренировочных центров Московского гарнизона; развитие материальной базы.
3.7. Совершенствование законодательной базы в области развития малого и среднего предпринимательства
Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике города Москвы. По данным КСП Москвы*(129), на 1 января 2011 года на территории столицы действовало почти 393 тыс. хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства (малые, средние предприятия, микропредприятия и индивидуальные предприниматели). Число работавших в городском малом бизнесе составляло более 1,6 млн. человек, или свыше 33% от общего числа занятых в экономике города. Суммарный оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, превысил 4,7 трлн. рублей (оборот малых и микропредприятий составил 82% от общего оборота, или 3,86 млрд. рублей).
В настоящее время федеральное законодательство*(130) и Закон города Москвы от 26 ноября 2008 года N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон N 60) содержат достаточно широкий спектр форм поддержки малых и средних предприятий. Тем не менее потенциал развития этих предприятий в городе реализован далеко не полностью. При этом, по данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Москва занимает седьмое место среди 11 российских городов с населением свыше 1 млн. человек и семнадцатое место среди российских регионов по индексу условий для развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
Отчасти это обусловлено тем, что на протяжении ряда лет поддержка субъектов МСП в городе Москве осуществлялась при отсутствии четко выстроенных приоритетов, нередко без учета осуществляемой деятельности. В результате основными получателями поддержки стали предприятия торговли. При этом формы поддержки субъектов МСП, установленные в Законе N 60, не в полной мере соответствуют положениям Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), в соответствии со статьями 9 и 16 которого определение основных форм поддержки отнесено к федеральной компетенции, в то время как субъекты РФ могут вводить дополнительные формы поддержки, не противоречащие закрепленным в указанном Федеральном законе.
Долгое время в городе широко использовалась такая форма имущественной поддержки субъектов МСП, как льготные ставки арендной платы за нежилые помещения. Вместе с тем, как показал анализ практики реализации этой меры поддержки, зачастую имеют место нарушения, фактически нивелирующие ее значение, а также нарушения требований законодательства при ее предоставлении. Так, например, имеют место случаи неоднократного предоставления имущественной поддержки двум категориям арендаторов: занимающимся, как правило, оптовой и розничной торговлей и имеющим от двух до шести одновременно действующих договоров аренды; "постоянным участникам" торгов (физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, не менее двух раз участвовавшим (победившим) в торгах, занимающимся последующей перепродажей права аренды помещений, приобретенного на торгах).
Кроме того, в ряде случаев малым и средним предприятиям передаются в аренду помещения, не включенные в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень), в то время как в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ имущественная поддержка может осуществляться только в рамках Перечня.
Все это заставляет отказаться от указанной меры имущественной поддержки в пользу иных форм, одной из которых является право льготного выкупа субъектом МСП арендуемого им нежилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ). Согласно ранее действовавшей редакции Закона города Москвы от 17 декабря 2008 года N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы" это право ограничивалось 100 кв. метрами. При этом практически все арендуемые помещения были включены в Перечень, что в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ исключало возможность их приватизации.
Поэтому Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 15 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 17 декабря 2008 года N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы" право льготного выкупа было увеличено до 300 кв. метров. Параллельно уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы проводится работа по рассмотрению поступивших заявок и исключению соответствующих помещений из Перечня.
Однако, как отмечают эксперты*(131), установленное в Федеральном законе N 159-ФЗ требование, согласно которому может быть выкуплено только имущество, которое арендуется субъектами МСП непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу этого Федерального закона, в значительной степени ограничивает круг тех, кто мог бы воспользоваться предоставленной льготой. Поэтому комиссией по экономической политике и предпринимательству подготовлен проект федерального закона, расширяющий круг субъектов МСП, которые могли бы воспользоваться преимущественным правом выкупа арендуемых ими помещений.
Важной формой поддержки МСП является финансовая поддержка, поскольку, по отзывам предпринимателей*(132), в существующих условиях обычные кредитные инструменты им практически недоступны. Особенно это касается начинающих предприятий.
Мерами, предоставляемыми городом, в основном являются субсидии (на инновации, на компенсацию процентной ставки по кредиту, на продвижение продукции и т.д.), предоставление возможности участия в госзаказе, а также поручительство. Однако в настоящее время механизмы оценки эффективности этих инструментов поддержки отсутствуют. Законодательно не закреплены виды субсидий, которые могут предоставляться субъектам МСП. Кроме того, встает вопрос о целесообразности налогообложения бюджетных субсидий и грантов. Недостаточно прозрачно законодательное регулирование налогообложения малого и среднего бизнеса, получающего субсидии от государства, в результате чего в ряде случаев субсидии облагаются налогом на прибыль, а в ряде случаев - не облагаются.
Все это указывает на необходимость тщательной проработки и законодательного регулирования вопросов данной формы поддержки МСП посредством внесения изменений в Закон N 60, статью 251 НК РФ. Возможно, потребуется разработка подзаконных нормативных актов, более подробно регламентирующих порядок выбора и реализации различных инструментов финансовой поддержки, оценки их эффективности.
Еще одним вопросом, требующим законодательного регулирования, является развитие инфраструктуры поддержки МСП. Проблема заключается в отсутствии единой системы и классификации объектов такой инфраструктуры, что вызывает затруднения в определении правового статуса бизнес-инкубаторов и технопарков. Вместе с тем, как показывает практика, эти институты являются эффективной мерой поддержки МСП. Например, бизнес-инкубатор "Зеленоград" за два года своей деятельности принес в казну в виде налогов 70 млн. рублей, а в технопарке "Строгино" создано порядка 1000 рабочих мест и 400 млн. рублей в виде налогов ушло в бюджеты разных уровней.
Федеральный закон N 209-ФЗ ввел понятие инфраструктуры поддержки МСП, к которой относятся технопарки, научные парки, бизнес-центры, научно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и иные организации. В соответствие с Законом N 60 инфраструктуру поддержки МСП составляют коммерческие и некоммерческие организации, созданные и осуществляющие свою деятельность или привлекаемые в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации программ развития МСП. Однако столь общее определение не позволяет провести четкую грань между организациями инфраструктуры поддержки. В связи с этим требует проработки вопрос о внесении соответствующих изменений в законодательство.
3.8. Реализация молодежной политики в городе Москве
Основополагающим законодательным актом в области молодежной политики в городе Москве является Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года N 39 "О молодежи" (далее - Закон N 39).
Для реализации норм, содержащихся в ряде статей Закона N 39, необходимо принятие правовых актов Правительством Москвы. Так, например, согласно статье 24 в целях поддержки молодежи в сфере образования в бюджете города Москвы в соответствии с законами и иными правовыми актами города Москвы ежегодно предусматриваются средства на пособия студентам - молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также иным категориям студентов, нуждающихся в социальной поддержке. Порядок и условия выплаты пособий определяются Правительством Москвы. В апреле 2011 года в Молодежную палату при Московской городской Думе поступило письмо заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике Л.И. Швецовой с предложением согласовать проект постановления Правительства Москвы "О порядке и условиях выплаты пособий студентам - молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также иным категориям студентов, нуждающихся в социальной поддержке", разработанный ДСиМП. Проект постановления и приложения к нему (Положение о порядке и условиях выплаты пособий студентам - молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также иным категориям студентов, нуждающихся в социальной поддержке, Положение о Наблюдательном совете города Москвы по вопросам выплаты пособий студентам - молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также иным категориям студентов, нуждающихся в социальной поддержке) были рассмотрены Молодежной палатой при Московской городской Думе на заседании 29 апреля 2011 года. По результатам рассмотрения было подготовлено 20 замечаний и предложений к указанным документам, которые были переданы в ДСиМП, и принято решение согласовать данный проект с замечаниями. К сожалению, до настоящего времени постановление Правительством Москвы не принято.
Вместе с тем анализ практики реализации Закона N 39 указал на целесообразность внесения в него изменений, направленных на оптимизацию процессов управления в сфере реализации государственной молодежной политики в городе Москве, а также на законодательное закрепление уже сложившейся практики реализации отдельных ее направлений. В связи с этим Думой 14 декабря 2011 года был принят Закон города Москвы N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года N 39 "О молодежи". Данный Закон, в частности, урегулировал ряд вопросов, которые не относятся федеральным законодательством к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Так, полномочия по определению порядка ведения Реестра молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики (сейчас их в Реестре около 770), по организации и проведению ежегодного Форума молодежи предоставлены уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы, реализующему государственную молодежную политику, который в настоящее время фактически и осуществляет данную деятельность. В связи с этим принятия отдельных нормативных правовых актов Правительством Москвы по данным направлениям не потребуется. Кроме того, с целью повышения статуса и роли Форума молодежи города Москвы, который в декабре 2011 года состоялся уже в четвертый раз и проведение которого подтвердило эффективность данного института, расширены полномочия Форума по направлению обращений к органам государственной власти, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Также установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы представляет на обсуждение Форума молодежи города Москвы информацию (доклад) о реализации государственной молодежной политики, которая размещается на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет". Это, очевидно, будет способствовать более эффективной работе уполномоченного органа, иных органов и организаций, участвующих в реализации молодежной политики.
Молодежной палатой совместно с Общественной молодежной палатой города Москвы проводился мониторинг применения норм Закона N 39 в части создания и деятельности молодежных совещательно-консультативных органов.
Правовые основы осуществления деятельности совещательно-консультативными органами, состоящими из молодых граждан, созданными органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, организациями для участия молодежи в разработке и принятии управленческих решений, заложены в части 8 статьи 1 и статье 15 Закона N 39.
Кроме того, в целях единообразной реализации молодежной политики на территории города Москвы в части 1 статьи 1 Закона N 39 закреплено определение понятия "молодежь, молодые граждане", а также возрастные критерии указанной категории граждан.
Так, "молодежь, молодые граждане - граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, имеющие место жительства на территории города Москвы, обучающиеся или работающие в городе Москве".
Таким образом, членами молодежного совещательно-консультативного органа, создаваемого в Москве, могут быть лица в возрасте от 14 до 30 лет.