Постановление Московской городской Думы от 11 апреля 2012 г. N 72 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году" стр. 20

установление порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня;
установление порядка и условий предоставления во владение и (или) в пользование включенного в него государственного имущества.
На сегодняшний день зарегистрировано 372 участника Реестра негосударственных некоммерческих организаций города Москвы, взаимодействующих с органами исполнительной власти города Москвы, в Реестре участников благотворительных организаций города Москвы - 56 организаций, которым в соответствии с Законом города Москвы от 12 июля 2006 года N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" (далее - Закон N 38) оказываются меры поддержки.
В целях реализации положений Федерального закона N 40-ФЗ Думой 25 января 2012 года был принят Закон города Москвы N 4 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 июля 2006 года N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" (далее - Закон N 4).
В дополнение к установленным федеральным законодательством видам деятельности некоммерческих организаций указанный Закон установил следующие виды деятельности для признания их социально ориентированными:
1) защита семьи, детства, материнства и отцовства, преодоление социального сиротства, развитие семейных форм воспитания детей;
2) содействие адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) развитие детского и молодежного общественного движения, поддержка детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, осуществляющих работу с детьми и молодежью;
4) профилактика негативных явлений в подростковой и молодежной среде;
5) гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, содействие сохранению и популяризации отечественного исторического и культурного наследия, поддержка проектов в области культуры и искусства;
6) организация досуга жителей города Москвы;
7) просветительская деятельность;
8) научно-исследовательская деятельность по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций;
9) содействие укреплению межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактике экстремизма, ксенофобии, иных социально опасных форм поведения граждан;
10) обеспечение и содействие трудовой занятости;
11) развитие институтов гражданского общества и общественного самоуправления;
12) содействие развитию межрегионального сотрудничества социально ориентированных некоммерческих организаций, популяризация их деятельности.
Также было закреплено положение о том, что оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев;
2) предоставление льгот по уплате налогов и сборов, направляемых в бюджет города Москвы, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами города Москвы;
3) установление льгот по арендной плате за землю и иные объекты недвижимости, находящихся в государственной собственности города Москвы, но не меньше минимальной ставки арендной платы, устанавливаемой Правительством Москвы на соответствующий финансовый год;
4) формирование и утверждение программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
5) иных формах, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.
Введены следующие дополнительные меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций города Москвы:
1) предоставление субсидий;
2) предоставление во владение и (или) пользование на долгосрочной основе включенного в перечень имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, свободного от прав третьих лиц, в том числе по льготным ставкам арендной платы;
3) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
4) осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
5) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В связи с принятием Закона N 4 потребуется принятие постановлений Правительства Москвы о порядке предоставления имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям без проведения торгов; о программе государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Потребуется также внесение изменений в постановление Правительства Москвы от 21 августа 2007 года N 720-ПП "О реализации Закона города Москвы от 12 июля 2006 года N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" в части формирования и ведения Реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки.
Принятие Закона N 4 позволит законодательно закрепить формы гражданского участия в решении социально-экономических задач, установить формы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных, расширить формы взаимодействия органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций, выработать четкую и скоординированную систему поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций города Москвы на основе уже существующей и положительно себя зарекомендовавшей.

Раздел III. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики

В предыдущем разделе доклада был проведен анализ состояния законодательства города Москвы по основным направлениям работы комиссий Думы, основой которого стал осуществленный комиссиями Думы правовой мониторинг. В материалах второго раздела раскрываются актуальные проблемы законодательного регулирования и перспективы развития законодательства города Москвы, дается оценка реализации законов города Москвы.
Не вызывают сомнения важность и актуальность подобного анализа, его значимость для развития законодательства. Однако проведение этой работы невозможно без тщательного изучения практики применения законов различными органами и организациями, иными правоприменителями. Поэтому настоящий раздел содержит информацию, поступающую в Думу из Московского городского суда, Прокуратуры города Москвы, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, КСП Москвы, различных общественных организаций.
Также раздел содержит информацию о формах контроля за исполнением законов города Москвы (круглые столы, общественные слушания, научно-практические конференции по вопросам реализации законов, депутатские запросы и другие материалы, позволяющие изучать общественное мнение и проводить анализ правоприменительной практики).

1. Судебная практика

Практика применения законов судами является одним из ключевых показателей качества закона, поскольку недостаточно четко проработанные правовые дефиниции приводят к тому, что соответствующий закон или вовсе не применяется, или различные суды по-разному толкуют его положения, что в конечном счете не может не затрагивать права граждан и юридических лиц. Очевидно, что в судебной практике преимущество отдается федеральным законам как актам, имеющим большую юридическую силу. Тем более важно отметить, что законы города достаточно активно применяются как районными судами, так и мировыми судьями.
В частности, по данным за 2011 год, мировыми судьями города Москвы было применено 10 законов города при рассмотрении 5367 дел.
Обобщение практики применения судами законодательства города Москвы за 2011 год показало, что мировыми судьями в основном применялись законы города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге", от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц", а также КоАП Москвы. Значительно реже применялись законы города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге", от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" и от 1 октября 2008 года N 46 "О занятости населения в городе Москве".
Еще одним существенным индикатором качества законов является практика их обжалования в судах лицами, чьи права затронуты. Так, за 2011 год судами было рассмотрено 8 дел, противоречащими федеральному законодательству были признаны нормы только Закона города Москвы от 21 марта 2007 года N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".

2. Прокурорский надзор

Прокуратурой города Москвы постоянно проводится надзор за соблюдением не только федерального законодательства, но и законодательства города Москвы. Результаты надзорной деятельности, выявленные нарушения анализируются и обобщаются, что служит источником информации для мониторинга состояния и применения законодательства города Москвы, которому в последнее время стало уделяться все больше внимания. Так, в целях организации проведения на постоянной основе мониторинга исполнения московского законодательства и реагирования на факты его нарушения Прокуратура города Москвы в 2010 году направила подчиненным прокурорам соответствующее информационное письмо.
По результатам мониторинга правоприменения законов города Москвы за 2011 год установлено, что межрайонными прокурорами, прокурорами административных округов выявлен широкий спектр нарушений действующего московского законодательства, регламентирующего различные сферы правоотношений. В связи с этим приняты соответствующие меры прокурорского реагирования, а в ряде случаев практика позволяет сформулировать предложения о необходимости совершенствования законодательства города Москвы.
Так, например, повсеместно выявляются нарушения жилищных прав граждан, связанные с незаконным снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентированные Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Зачастую имеют место случаи временного предоставления освободившихся в результате отселения многоквартирных домов жилых помещений для проживания рабочих эксплуатирующих организаций, что прямо запрещено Законом города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве".
Достаточно распространены нарушения Закона города Москвы от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)", когда опекунам (попечителям) не выплачиваются положенные им денежные средства. Также имеют место нарушения Закона города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" при определении размера вознаграждения приемному родителю.
По результатам проверок исполнения Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест" вынесено 11 постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении, внесено 6 представлений, в суд направлено 35 заявлений. По результатам проведенной работы Прокуратура города Москвы отмечает, что этот Закон города Москвы не учитывает, что квотирование осуществляется в отношении граждан, которые имеют ограниченную способность к трудовой деятельности (их нельзя привлекать к работам с вредными (опасными) условиями труда). Для некоторых граждан требуется создать специальные рабочие места, что позволяет работодателям выделять либо самые низкооплачиваемые места, либо места, не приспособленные для труда соответствующей категории граждан.
Выявлены нарушения Закона города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры". Так, Прокуратурой города Москвы проведена проверка в связи с жалобой ГУК города Москвы "Московский драматический театр "Сопричастность", в ходе которой выявлено, что историческое здание, являющееся памятником регионального значения, используется как гараж и автомойка, кроме того, изменено его целевое назначение и дополнено возможностью размещения в здании шиномонтажа, в то время как в соответствии с указанным законом города Москвы и Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" прямо запрещено использование памятников культуры под гаражи, а также осуществление в них иной деятельности, связанной с неблагоприятным температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ, которые могут причинить вред памятнику.
Достаточно широко распространены нарушения требований Закона города Москвы от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" в части соблюдения обязанности по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими должности руководителей муниципальных образований, муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципалитетах внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также в части достоверности и полноты представляемых сведений.
Несмотря на довольно короткий срок действия Закона города Москвы от 22 июня 2011 года N 29 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 июня 2008 года N 22 "О такси в городе Москве", уже зафиксированы факты его нарушения, когда юридические лица, не имеющие собственных транспортных средств, заключают договоры на оказание диспетчерских услуг с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
В ходе проводимых проверок прокурорами активно используются полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП Москвы. Так, в 2011 году были применены 23 состава правонарушений.