Постановление Московской городской Думы от 11 апреля 2012 г. N 72 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году" стр. 8

1. В 2011 году во исполнение Указа Президента РФ от 18 февраля 2010 года N 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" принят Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ), направленный на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями.
За полицией были закреплены такие правоохранительные функции, как защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений и производство дознания по уголовным делам, розыск лиц, производство по делам об административных правонарушениях, охрана имущества и объектов на договорной основе, государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
Проект указанного Федерального закона рассматривался на заседании комиссии по безопасности, по итогам которого был подготовлен отзыв с учетом замечаний, поступивших от депутатов Думы и ГУ МВД России по городу Москве. Комиссия также рассматривала разработанный в развитие положений Федерального закона N 3-ФЗ проект федерального закона N 518723-5 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", направленный на регулирование отношений, связанных с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием указанных сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона N 3-ФЗ и Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" комиссией по безопасности были подготовлены изменения ряда законов города Москвы.
В частности, принят Закон города Москвы от 26 октября 2011 года N 47 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", предусматривающий следующие изменения.
1. В части 9 статьи 10 Закона города Москвы от 7 апреля 1999 года N 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве" слова "подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности" заменены словами "подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - подразделения по делам несовершеннолетних)", поскольку такие подразделения существуют не только в системе ГУ МВД России по городу Москве, но и в других органах (например, в ГУ МВД России по Московской области, Управлении на транспорте МВД России по ЦФО). Соответственно, обязанность государственных органов по рассмотрению запросов подразделений по делам несовершеннолетних не должна ограничиваться конкретным наименованием органов внутренних дел. По той же причине в пункте "в" части 8 статьи 18 указанного Закона слова "милиции общественной безопасности города Москвы" исключены.
В статью 20 указанного Закона внесены изменения в связи с тем, что согласно Перечню подразделений полиции в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1 к приказу МВД России от 30 апреля 2011 года N 333) в структуру полиции входит только одно подразделение для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей - Центр по содержанию несовершеннолетних правонарушителей.
В пункте 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" исключены слова "(милиции общественной безопасности)", так как КоАП Москвы регламентирует административную ответственность за правонарушения в сфере общественного порядка и общественной безопасности. В этой связи скорректирован перечень статей, по которым должностные лица органов внутренних дел уполномочены составлять протоколы, с той целью, чтобы к компетенции указанных органов были отнесены только те административные правонарушения, которые посягают на правоотношения в области общественного порядка и общественной безопасности. Например, статья 11.14 "Нарушение порядка организации похоронного дела" таким требованиям не отвечает.
Согласно части 5 статьи 16.5 КоАП Москвы перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти города Москвы. С учетом указанного требования признаны утратившими силу пункты 12 и 13 части 3 статьи 16.5 КоАП Москвы, сохранявшие отдельную компетенцию участковых уполномоченных и инспекторов ДПС ГИБДД, поскольку полномочия между сотрудниками служб и подразделений ГУ МВД России по городу Москве должны распределяться правовым актом начальника ГУ МВД России по городу Москве с учетом особенностей оперативной обстановки, штатной численности, нагрузки, а также возможного изменения нормативных правовых актов в части недопустимости привлечения тех или иных подразделений к выполнению несвойственных для них функций. Исчерпывающий перечень административных правонарушений, протоколы по которым вправе составлять должностные лица органов внутренних дел, предусмотрен в пункте 1 части 3 статьи 16.5 КоАП Москвы.
В части первой статьи 4 Закона города Москвы от 30 июня 1999 года N 28 "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы" исключены слова "специализированными природоохранными подразделениями ГУВД города Москвы", так как указанные подразделения упразднены и в настоящее время функция государственного контроля за использованием редких и исчезающих диких животных и растений в компетенцию органов внутренних дел не входит.
Терминология законов города Москвы от 13 ноября 1996 года N 30 "Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда города Москвы и контроле за их соблюдением", от 28 января 1998 года N 2 "О кабельном телевидении в городе Москве", от 11 июня 2003 года N 39 "О гербе города Москвы", от 10 декабря 2003 года N 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве", от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" приведена в соответствие с федеральным законодательством.
2. Планируется внесение изменений в Закон города Москвы от 8 декабря 2004 года N 84 "О специальных учреждениях города Москвы для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации" после вступления в силу приказа о передаче функций по содержанию иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, Управлению Федеральной миграционной службы по городу Москве.
3. Согласно Федеральному закону от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" на добровольцев возложены задачи по осуществлению профилактики пожаров, спасению людей и имущества при пожарах, проведению аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим.
В целях решения этих актуальных для города Москвы задач будут создаваться объектовые добровольные пожарные дружины, на которые будут возложены функции исключительно профилактики пожаров, объектовые пожарные команды, на которые будут возлагаться функции как тушения пожаров, так и профилактики пожаров, пожарные команды по территориальному признаку. Указанным Федеральным законом предусмотрено, что добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины будут создаваться в форме общественных учреждений и организаций. В настоящее время в России существует такая организация, как Всероссийское добровольное пожарное общество, имеющее колоссальный опыт, на который будет сделан основной акцент. Кроме того, добровольцев предполагается использовать при проведении мероприятий с массовым сосредоточением людей, при проведении крупных общественно-политических и спортивных мероприятий. При необходимости предполагается использовать добровольных пожарных при введении в городе Москве особого противопожарного режима, для профилактики пожаров в лесах, городских лесопарковых зонах и за пределами Москвы.
Указанным Федеральным законом предусматривается также, что "органы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного". Таким образом, субъект РФ вправе закрепить указанные меры правовой и социальной защиты добровольных пожарных в своем законодательстве.
В связи с этим комиссией по безопасности было принято решение обратиться к Мэру Москвы с просьбой рассмотреть возможность выделения средств из бюджета города Москвы для социальной защиты добровольных пожарных и в случае положительного решения дать поручение определить пакет социальных гарантий добровольным пожарным города Москвы при подготовке законопроекта о добровольной пожарной охране города Москвы.

1.4. О состоянии законодательства города Москвы по основным направлениям деятельности комиссии по кадровым вопросам в рамках компетенции Московской городской Думы

1. 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 1 июля 2010 года N 135-ФЗ "О внесении изменения в статью 20.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Данным документом предусмотрено, что судья, впервые назначенный на должность, проходит профессиональную переподготовку, также судья не реже одного раза в три года обязан повышать квалификацию. Данные мероприятия должны осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, а порядок, сроки и формы прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей должны быть определены законами субъектов РФ.
В связи с этим комиссией по кадровым вопросам в рамках компетенции Московской городской Думы в 2011 году был внесен проект закона города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы от 31 мая 2000 года N 15 "О мировых судьях в городе Москве". Законопроект принят Думой в первом чтении 29 июня 2011 года. В нем определяются порядок, срок и формы прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей, а также порядок финансирования данных мероприятий.
2. В соответствии со статьей 3 Закона города Москвы от 15 июля 2005 года N 43 "О государственных должностях города Москвы" должностным лицам КСП Москвы выдаются служебные удостоверения. Постановлением Думы от 2 февраля 2011 года N 24 было утверждено Положение об удостоверениях должностных лиц КСП Москвы. Установлено, что удостоверения Председателю КСП Москвы, заместителю Председателя КСП Москвы, аудиторам КСП Москвы вручаются в торжественной обстановке в присутствии депутатов Думы Председателем Думы или лицом по его поручению. Представляется целесообразным после вручения удостоверений должностным лицам КСП Москвы исполнять гимн города Москвы. В связи с этим комиссией по кадровым вопросам в рамках компетенции Московской городской Думы был подготовлен проект закона города Москвы "О внесении изменения в статью 2 Закона города Москвы от 14 июля 1995 года N 15-51 "О гимне города Москвы". Законопроект рассмотрен и принят Думой 14 декабря 2011 года.
3. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что ЦИК состоит из 15 членов, из них пять назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ. Порядок, в соответствии с которым Дума определяет своего кандидата для назначения в ЦИК, до настоящего времени не разработан. В связи с этим комиссией по кадровым вопросам в рамках компетенции Московской городской Думы рассматривается вопрос о подготовке проекта постановления Думы "О порядке избрания кандидатуры, предлагаемой Московской городской Думой для назначения на должность члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
4. Законом города Москвы от 31 мая 2000 года N 15 "О мировых судьях в городе Москве" предусматривается проведение органами исполнительной власти города Москвы мероприятий финансового и материально-технического характера в обеспечение деятельности мировых судей.
7 февраля 2011 года принят Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Данным документом определено, что органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ осуществляют организационное обеспечение деятельности мировых судей. Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Таким образом, возникла необходимость внести ряд изменений в Закон города Москвы "О мировых судьях в городе Москве". В связи с этим Думой был принят Закон города Москвы от 26 октября 2011 года N 48 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 31 мая 2000 года N 15 "О мировых судьях в городе Москве" и статью 1 Закона города Москвы от 15 октября 2003 года N 60 "О создании судебных участков и должностей мировых судей города Москвы", которым были внесены изменения в статьи 4 (в части определения места постоянного пребывания мирового судьи) и 10 (в части определения порядка утверждения положения об аппарате мировых судей) Закона города Москвы от 31 мая 2000 года N 15 "О мировых судьях в городе Москве". Часть 2 статьи 10 этого Закона также была приведена в соответствие с частью 3 статьи 10 Закона.
5. Комиссией по кадровым вопросам в рамках компетенции Московской городской Думы рассматривается вопрос о необходимости внесения изменений в постановление Думы от 30 ноября 2005 года N 350 "О Почетном знаке "За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма", Почетной грамоте Московской городской Думы и Почетном дипломе Московской городской Думы". Предполагается скорректировать перечень оснований для награждения Почетным знаком, Почетной грамотой и Почетным дипломом в целях их дифференциации.
6. Не менее одного раза в два года комиссия по кадровым вопросам в рамках компетенции Московской городской Думы рассматривает кандидатуры и документы кандидатов для назначения представителями общественности в квалификационную коллегию судей города Москвы, а также готовит план мероприятий по их назначению (дополнительному назначению). В процессе этой работы был выявлен ряд пробелов в законодательном регулировании вопросов назначения и досрочного прекращения полномочий представителей общественности. Так, например, Закон города Москвы от 15 мая 2002 года N 22 "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей города Москвы" не предусматривает порядок досрочного прекращения полномочий представителя общественности в связи с его смертью. Представителями общественности не могут быть лица, являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Однако для того, чтобы определить, является ли та или другая должность в негосударственной организации руководящей, необходимо изучить соответствующее положение устава организации. В связи с указанными обстоятельствами комиссией по кадровым вопросам в рамках компетенции Московской городской Думы был подготовлен и внесен в Думу проект закона города Москвы "О внесении изменения в статью 4 Закона города Москвы от 15 мая 2002 года N 22 "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей города Москвы". Законопроект рассмотрен и принят Думой.

2. Законодательство в сфере развития городского хозяйства и охраны окружающей среды

2.1. Использование территорий общего пользования

Комиссия по государственной собственности и землепользованию в ходе своей работы выявила проблему законодательного регулирования статуса территорий общего пользования в городе Москве. В соответствии с ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
ЗК РФ определяет особый статус земельных участков общего пользования, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Это означает, что данные территории предназначены для использования в интересах неограниченного круга граждан или обеспечивают функционирование социально значимых общественных объектов. На закрепление особого статуса и режима использования территорий общего пользования направлены и нормы ГрК РФ: часть 4 статьи 36 определяет, что действие градостроительного регламента, в частности, не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования; часть 7 статьи 36 определяет, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, определяется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, к территориям общего пользования, распоряжение которыми осуществляется органами власти города Москвы, относятся в числе прочего зоны природного комплекса (природные и озелененные территории) и земельные участки в границах улично-дорожной сети. Если говорить о второй группе земельных участков, то в городе Москве нормативным правовым актом, установившим порядок их использования, является Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48), в статье 9 которого содержится жесткое ограничение: такие участки могут предоставляться исключительно для ведения ремонтных и строительных работ без права строительства объектов недвижимости на указанных участках на срок проведения соответствующих работ, но не более пяти лет.
Таким образом, после принятия Закона N 48 фактически был введен запрет на размещение в границах транспортных магистралей, улиц, площадей, проездов, дорог, набережных, береговой полосы, пешеходных путей, в том числе на тротуарах, любых объектов, включая нестационарные (палатки, ларьки и т.п.).
В результате из сферы правового регулирования оказались исключены фактически сложившиеся правоотношения по использованию земельных участков территорий общественного пользования для проектирования, строительства и эксплуатации объектов, обеспечивающих безопасное функционирование улично-дорожной сети города Москвы, включая транспортно-пересадочные узлы, для размещения и эксплуатации объектов, не являющихся объектами капитального строительства, служащих для удовлетворения потребностей жителей города в товарах мелкорозничной сети (остановочные павильоны, билетные кассы, киоски продажи печатной продукции и др.).
Названные правоотношения являются важными и социально значимыми, так как при надлежащем правовом регулировании использование территорий общего пользования, с одной стороны, формирует удобную и комфортную для всех жителей города среду проживания, с другой стороны, арендные платежи от пользования земельными участками в границах указанных территорий служат запланированным и постоянным источником пополнения доходной части бюджета города.
Кроме того, к моменту вступления Закона N 48 в силу на территориях общего пользования уже размещалось значительное количество различных объектов с надлежащим образом оформленными правоотношениями, перемещение или снос которых был бы нарушением прав их владельцев.
Практика размещения нестационарных объектов на тротуарах и вблизи остановок общественного транспорта нашла отражение и в подзаконных актах Правительства Москвы. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 274-ПП "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы" на территориях остановочных пунктов и в 10-метровой зоне от их границ не разрешается размещение таких объектов, за исключением типовых нестационарных пунктов, информационно-кассовых порталов, мобильных объектов распространения периодической печати, мороженого, социально значимых объектов быстрого питания (автокафе). Также допускалось размещение объектов мелкорозничной сети на тротуарах, ширина которых составляет не менее 4,5 метра на основных вылетных, кольцевых и радиальных магистралях городского значения и не менее 3 метров для остальных улиц.
Однако фактически указанные нормы вступали в противоречие с Законом N 48, в результате чего даже добросовестные владельцы указанных объектов не могли переоформить земельные отношения и продлить срок договора аренды земельного участка.
Решение проблемы оказалось невозможно без внесения соответствующих изменений в Закон N 48, которые бы в рамках компетенции органов исполнительной власти города Москвы по распоряжению находящимися в собственности города земельными участками общего пользования закрепили возможность размещения в границах таких участков объектов, служащих удовлетворению социальных нужд населения. Однако при этом необходимо учитывать особенности улично-дорожной сети города и, в частности, возможность негативного влияния размещенных на тротуарах объектов на дорожную обстановку. Соответственно, необходимо нормативное закрепление критериев отбора субъектов, которые могут быть размещены в границах улично-дорожной сети, и видов деятельности, которые эти субъекты могут осуществлять. Очевидно, что это должна быть именно торговля социально значимыми товарами, такими как проездные и театральные билеты, пресса, книги, цветы и т.п. Однако, как показали проведенные комиссией по государственной собственности и землепользованию с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти и организаций обсуждения, это потребует введения в Закон N 48 либо подробного перечня, который не будет исчерпывающим, что создаст различные толкования и проблемы в применении нормы, либо понятия "социально значимого объекта", в то время как критерии отнесения объекта к социально значимым на сегодняшний день нормативно не определены. Кроме того, в этом случае необходимо закрепить в законе целый комплекс сопутствующих критериев: привязку к нормативам минимальной обеспеченности населения города Москвы площадью торговых объектов, нормативам исключения негативного влияния объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру и так далее.
По результатам проведенной работы комиссия по государственной собственности и землепользованию подготовила соответствующий проект, а Дума, в свою очередь, приняла Закон города Москвы от 13 апреля 2011 года N 13 "О внесении изменения в статью 9 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", в соответствии с которым была законодательно закреплена возможность использования земельных участков общего пользования улично-дорожной сети для ведения ремонтных и строительных работ без права строительства объектов недвижимости, а также для иных целей в случаях и порядке, которые установлены Правительством Москвы.
Первым шагом в реализации такого подхода стало принятие постановления Правительства Москвы*(30), определившего порядок размещения нестационарных торговых объектов и, в частности, закрепившего, что в случаях размещения нестационарных объектов в пределах красных линий улиц и дорог их размещение возможно только на замощенной (асфальтированной) площадке в границах тротуара и при условии свободной ширины прохода по тротуару (в том числе при наличии опор освещения и других опор, стволов деревьев) по основному ходу движения пешеходов не менее 3 метров, а в поперечном направлении и от крайнего элемента объекта до края проезжей части не менее 1,5 метра.
Тем не менее представляется целесообразным в процессе подготовки нового закона города Москвы "Об использовании земель в городе Москве" проработать определение социально значимых объектов или критерии отнесения различных объектов к этой категории и более подробно урегулировать порядок их размещения на территориях общего пользования в границах улично-дорожной сети.

2.2. Проблема обеспечения доступности для жителей города Москвы объектов розничной торговли

По-прежнему актуальной остается в городе проблема обеспеченности населения объектами розничной торговли, прежде всего торгующими продовольственными товарами.
Московская торговля составляет почти пятую часть, или 18%, от всего торгового оборота страны*(31). В то же время количество торговых площадей на душу населения в Москве значительно меньше, чем в крупных европейских городах. Помимо этого сложилась ощутимая внутренняя диспропорция в распределении магазинов и других торговых точек по районам и структурно*(32).
Поэтому первоочередной задачей на сегодняшний день становится обеспечение москвичей магазинами шаговой доступности, причем не в целом по Москве, а дифференцированно по административным округам. То есть необходимо стремиться не к показателю 700 кв. метров торговых площадей на тысячу населения (такие нормативы сейчас установлены в столице), а важно удвоить торговую площадь, но сделать это надо прежде всего в периферийных районах.
Вместе с тем в настоящее время используемые нормативы в данной области рассчитываются с учетом всех имеющихся на соответствующей территории объектов, будь то крупные торгово-развлекательные центры, специализированные магазины, торгующие, например, автозапчастями, либо те же нестационарные палатки и ларьки. Поэтому даже тогда, когда статистические данные показывают стопроцентную обеспеченность жителей района объектами мелкой розницы, на самом деле в отдельных микрорайонах и кварталах продовольственные магазины могут вообще отсутствовать. Это необходимо учитывать при разработке в соответствии с ГрК РФ и ГрК Москвы закона города Москвы о нормах и правилах градостроительного проектирования в городе Москве в части закрепления нормативных показателей обеспеченности населения и (или) доступности для населения объектов социальной инфраструктуры городского, межрайонного, районного значения, включая объекты потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Особенно это актуально для объектов мелкорозничной торговли шаговой доступности, расположенных в различных капитальных строениях, поскольку именно эти объекты в настоящее время оказались в наиболее сложной ситуации, а их количество не может удовлетворить потребности населения в товарах первой необходимости.
Вместе с тем следует учитывать, что развитие сети подобных малых и средних предприятий будет позитивно сказываться не только на продовольственной обеспеченности населения, но и на транспортной ситуации в городе, поскольку избавит многих жителей от необходимости отправляться за покупками в крупные торговые центры, используя как общественный, так и личный автотранспорт; будет содействовать поддержке региональных производителей, поскольку для них появится дополнительный рынок сбыта, и, наконец, положительно отразится на динамике занятости населения в результате создания дополнительных рабочих мест.
Однако создание новых объектов торговли шаговой доступности сталкивается с целым рядом сложностей, прежде всего связанных с подбором и предоставлением для них соответствующих помещений.
Дело в том, что размещение небольших магазинов возможно либо на первых этажах многоквартирных домов, либо в отдельно стоящих нежилых зданиях. Однако в первом случае требуется довольно сложная процедура перевода помещения из жилого в нежилое. При этом ЖК РФ охраняет прежде всего жилищные права граждан и поэтому содержит целый ряд разноплановых условий перевода, требуя их одновременного выполнения: переводимое помещение не должно быть частью жилого помещения, не должно использоваться для проживания, не должно быть обременено правами третьих лиц. Кроме того, как правило, требуется обеспечить отдельный вход, что зачастую предполагает необходимость проведения реконструкции дома. В этом случае возникают дополнительные сложности, поскольку речь уже идет об общем имуществе многоквартирного дома. Соответственно, с одной стороны, ЖК РФ устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые должен предоставить заявитель для получения разрешения на перевод, а с другой стороны, как следует из положений кодекса, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.