Приказ МЧС РФ от 13 ноября 2012 г. N 677 "Об утверждении свода правил "Вертодромы. Требования пожарной безопасности" стр. 2

3.1 безопасная зона: Зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют.
(Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст. 2)
3.2 вертодром: Участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов.
(Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации", ст. 40)
3.3 зона безопасности вертодрома: Установленная вокруг зоны FATO вертодрома зона безопасности, свободная от препятствий, за исключением необходимых для целей аэронавигации, предназначенная для уменьшения риска повреждения вертолетов при их случайном отклонении за пределы зоны FATO.
3.4 зона конечного этапа захода на посадку и взлета (FATO): Установленная зона, над которой выполняется конечный этап маневра захода на посадку до режима висения или посадки и с которой начинается маневр взлета.

4 Общие требования пожарной безопасности

4.1 Вертодромы должны иметь систему противопожарной защиты, входящую в общий комплекс системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты.
4.2 При проектировании вертодромов должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, которые в случае пожара должны обеспечивать:
- общую устойчивость вертодрома и здания в соответствии с его требуемой степенью огнестойкости;
- эвакуацию людей из аварийного вертолета и с покрытия здания до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
- возможность проведения мероприятий по спасению людей;
- возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, тушению пожара и эвакуации имущества;
- нераспространение пожара на нижние этажи здания или сооружения, на котором расположен вертодром, и соседние здания и сооружения.
4.3 В процессе эксплуатации вертодромов, необходимо обеспечить:
- работоспособность всех систем противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации;
- выполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке;
- недопущение изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проектной документации, разработанной в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.
4.4 Состав комплекса технических средств, входящих в систему противопожарной защиты вертодромов, должен выбираться исходя из условий выполнения следующих задач:
- проведения своевременной эвакуации или спасения экипажа вертолета и его пассажиров в безопасную зону;
- выполнения мероприятий по тушению или охлаждению фюзеляжа вертолета;
- выполнения мероприятий по тушению возможного разлива легковоспламеняющихся жидкостей (авиационного топлива) и специальных горючих жидкостей из систем вертолета (далее - ЛВЖ и ГЖ соответственно);
- выполнения мероприятий по тушению или охлаждению технологического оборудования вертодромов и инженерного оборудования здания, размещенного на крыше, а также по защите от пожара конструктивных элементов здания или сооружения.
4.5 Инженерное оборудование систем противопожарной защиты, в том числе оборудование для забора воздуха и выброса дыма систем противодымной вентиляции, оборудование установок пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, устанавливаемое на крышах зданий и сооружений, должно размещаться с учетом зоны безопасности вертодрома.
Требования по размещению оборудования относительно зон безопасности и FATO должны приниматься в соответствии с нормативными документами, действующими в области авиации. Зоны безопасности и FATO определяются организацией - проектировщиком вертодрома.
4.6 Противопожарное оборудование по климатическому исполнению должно соответствовать ГОСТ 15150.

5 Объемно-планировочные и конструктивные решения

5.1 Строительные конструкции вертодрома должны соответствовать классу пожарной опасности К0.
5.2 Строительные конструкции не должны способствовать открытому распространению горения.
5.3 Перекрытие верхнего этажа здания или сооружения (под вертодромом) должно выполняться в соответствии с требованиями для противопожарных перекрытий I типа.
5.4 Кровля должна выполняться из негорючего материала. При устройстве горючего гидроизоляционного ковра он должен быть закрыт сверху негорючим материалом толщиной не менее 50 мм, в случае применения негорючих плит их толщина должна быть не менее 25 мм.
5.5 Фасады и наружные стены здания или сооружения должны быть выполнены по классу пожарной опасности К0 с негорючими облицовками.
5.6 По периметру вертодром должен быть оборудован глухими бортиками (парапетом), предотвращающими разлив ЛВЖ и ГЖ.
Высота бортиков должна определяться из расчета максимальной высоты уровня возможного разлива топлива, масел и других горючих жидкостей из систем вертолета с учетом уклонов вертодрома, но не менее 0,1 м.
Конструкцию и материал бортиков определяет организация - проектировщик вертодрома.
5.7 Общие требования по обеспечению огнестойкости объектов защиты и предотвращению распространения пожара следует принимать по СП 2.13130 и СП 4.13130.

6 Система канализации

6.1 Вертодром должен быть оборудован самостоятельной независимой системой канализации, предусматривающей предотвращение распространения пожара по канализации, сбор ЛВЖ, ГЖ и продуктов пожаротушения.
6.2 Уклоны посадочной площадки должны быть направлены от путей эвакуации к приемным устройствам канализации вертодрома.

7 Эвакуационные пути и выходы

7.1 Эвакуация людей с вертодромов должна осуществляться по путям эвакуации через эвакуационные выходы.
7.2 Общие положения по проектированию путей эвакуации и эвакуационных выходов из помещений и зданий должны приниматься в соответствии с требованиями СП 1.13130 и следующими условиями:
- количество эвакуационных путей с вертодрома и эвакуационных выходов с покрытия здания или сооружения должно быть не менее двух;
- ширина прохода от вертодрома к эвакуационному выходу должна быть не менее 2 м.
В зданиях (за исключением зданий функциональной пожарной опасности Ф1.1 любой этажности) и сооружениях высотой не более 28 м один из двух эвакуационных выходов может предусматриваться по наружной пожарной лестнице типа П2 по ГОСТ Р 53254.
Наружные пожарные лестницы должны выполняться из негорючих материалов и располагаться не ближе 1 м от окон здания или сооружения.
7.3 Пути эвакуации на участках покрытия здания или сооружения следует выполнять только из негорючих строительных материалов - класса пожарной опасности КМ0.
7.4 Пределы огнестойкости конструкций лестничных клеток выше уровня покрытия здания или сооружения должны соответствовать REI 150, двери - EI 60.
7.5 Уклон маршей лестниц на путях передвижения людей к эвакуационным выходам следует принимать не более 1:2, уклон пандусов - не более 1:8.
7.6 Для расчета путей эвакуации число эвакуируемых, одновременно находящихся на крыше здания или сооружения, следует принимать по суммарному числу мест в вертолете (общее количество людей, составляющих экипаж и людей, транспортируемых наиболее вместительным вертолетом, разрешенным по проекту к посадке на данный тип вертодрома) и количеству обслуживающего персонала операций взлета или посадки вертолета и приема пассажиров.