СП 79.13330.2012 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86 (с Изменением N 1, 3) стр. 3

4.3 Руководитель работ может, учитывая особенности объекта, а также местные условия, конкретизировать и дополнить отдельные положения предварительно разработанной программы: наметить проведение отдельных дополнительных видов работ (см. 5.4), определить состав и объем подготовительных работ, уточнить степень подробности осмотра конструкций и объем контрольных измерений, уточнить места установки измерительных приборов и схемы загружения моста испытательной нагрузкой, наметить наиболее рациональный порядок загружения моста при испытаниях.
Уточнения и дополнения должны быть согласованы с заказчиком.
4.4 При проведении специальных обследований, при необходимости, организации-исполнители привлекают к совместной работе соответствующие профильные организации (водолазные станции, буровые партии, грунтовые лаборатории, группы по контролю технического состояния и правильности эксплуатации электрических и контактных сетей и др.).
Привлекаемые организации должны работать под общим методическим руководством организации, проводящей обследования, а полученные данные (материалы) следует учитывать при принятии решений.
4.5 Испытаниям при приемке в эксплуатацию следует подвергать мосты с впервые применяемыми конструкциями, технологиями и материалами; мосты сложных статически неопределимых систем (в том числе вантовые и висячие); совмещенные и разводные мосты; стальные мосты - с пролетами свыше 100 м, сталежелезобетонные мосты - с пролетами свыше 60 м, железобетонные мосты - с пролетами свыше 50 м; пешеходные мосты; мосты и трубы из композитных материалов.
Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большую повторяемость основных несущих элементов, а также при возникновении в процессе обследований опасений за надежность конструкций и т.д.) проводят по решениям приемочных комиссий, по требованиям проектных и эксплуатирующих организаций. Необходимость проведения испытаний в этих случаях должна быть обоснована.
4.6 Испытания эксплуатируемых сооружений следует проводить в случаях, когда грузоподъемность сооружения не может быть определена по результатам обследования.
Необходимость проведения испытаний обосновывает организация, выполняющая обследование. Решение о проведении испытаний принимает организация, осуществляющая эксплуатацию сооружения, по результатам проведенного обследования.
4.7 Вводимые в эксплуатацию и не подвергаемые испытаниям железнодорожные мосты, мосты под пути метрополитена, автодорожные мосты под нагрузки АБ (см. СП 35.13330) должны быть обкатаны.
4.8 Обследования мостов и труб, находящихся в эксплуатации, следует проводить регулярно (в плановом порядке). Периодичность обследования установлена в документах по текущему содержанию сооружений [1-3, 7-10].
4.9 Подготовительные работы, связанные с проведением обследований и испытаний (устройство временных подмостей и смотровых приспособлений с выделением необходимых материалов и рабочей силы, предоставление испытательной нагрузки, регулирование движения на мосту и под мостом в период испытаний и др.), должны выполняться:
на вновь построенных сооружениях - строительной организацией;
на эксплуатируемых сооружениях - организацией, в ведении которой находится объект.
4.10 Обследования и испытания мостов и труб необходимо проводить при благоприятных погодных условиях, когда имеются условия для осмотра всех частей сооружения, не нарушается работа измерительных приборов, нет препятствий для безопасного передвижения испытательной нагрузки, возможно выполнение требований по технике безопасности работ и охране труда персонала, занятого на работах.
Не допускается проводить обследования и испытания: при температуре наружного воздуха при испытаниях ниже минус 20 °С и при обследовании ниже минус 25 °С, при наличии на обследуемых конструкциях снежного покрова, инея, наледи, а также над рекой во время ледостава и ледохода.
4.11 Работы по обследованию и испытаниям мостов и труб необходимо выполнять с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, изложенных в СНиП 12-03, и правил, приведенных в разделе 9.
4.12 Пожарная безопасность обеспечивается средствами профилактики возгорания и пожаротушения, которые должны быть предусмотрены при проектировании и осуществляться в процессе строительства и эксплуатации транспортных сооружений согласно требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
4.13 При выполнении работ по обследованию и испытаниям законченных строительством, реконструированных, отремонтированных и эксплуатируемых мостов и труб следует руководствоваться требованиями СП 35.13330 и СП 46.13330.

5 Обследование мостов и труб

Общие требования

5.1 Основной задачей обследования мостов и труб перед вводом их в эксплуатацию является установление соответствия сооружений утвержденному проекту и требованиям действующих нормативных документов. Обследование может включать испытания (полные или частичные) с целью уточнения напряженно-деформированного состояния и фактической грузоподъемности.
Основными задачами обследований эксплуатируемых мостов и труб являются выявление их фактического состояния, проверка соответствия установленным требованиям, уточнение их грузоподъемности, определение условий дальнейшей эксплуатации. Обследования эксплуатируемых сооружений следует проводить также для решения специальных задач (разработки проектов ремонта, капитального ремонта или реконструкции сооружений, пропуска тяжеловесных транспортных средств и т.д.).
5.2 Различают следующие виды обследований и испытаний:
а) приемочные, после завершения строительства (реконструкции, капитального ремонта);
б) периодические (в том числе диагностика), регулярно не реже одного раза в 5-7 лет, в зависимости от сложности конструкций и состояния моста или трубы, для выявления их фактического состояния, проверки соответствия установленным требованиям, уточнения их грузоподъемности и определения условий дальнейшей эксплуатации;
в) в целях разработки проекта ремонта, капитального ремонта или реконструкции и определения объемов ремонтных работ;
г) специальные, для оценки состояния отдельных конструктивных элементов (в т.ч. фундаментов) или поведения моста под нагрузками и воздействиями.
5.3 При обследовании мостов и труб выполняются следующие основные виды работ:
а) ознакомление с технической документацией;
б) визуальный осмотр с составлением ведомостей дефектов, недоделок и повреждений;
в) контрольные измерения и инструментальные съемки;
г) обработка и анализ результатов с выдачей рекомендаций по эксплуатации сооружения.
Характерные дефекты и повреждения, встречающиеся в различных конструкциях мостов и труб, с указанием наиболее вероятных причин их происхождения, приведены в приложении А.
5.4 В зависимости от состояния сооружения и поставленных при обследовании задач выполняют дополнительные виды работ:
а) оценку потребительских свойств материалов с помощью неразрушающих методов;
б) местные вскрытия арматуры в железобетонных элементах (для выявления состояния арматуры, а также подтверждения результатов, полученных посредством неразрушающих методов);
в) извлечение образцов материалов для определения физико-химических свойств;
г) лабораторные исследования извлеченных образцов материалов;
д) изучение состояния русла;
е) организация длительных наблюдений за состоянием конструкций;
ж) местные вскрытия элементов мостового полотна (верхнего строения пути) для уточнения их толщины и состояния защитного покрытия;
и) определение типа и глубины заложения фундаментов с помощью неразрушающих методов либо путем устройства шурфов;
к) другие работы, в том числе проводимые с участием привлекаемых специализированных организаций.
Извлечение образцов материалов следует проводить из второстепенных и ненапряженных частей и элементов сооружения. Места в конструкции, где извлечены образцы, должны быть восстановлены (заделаны).
Методы исследования материалов мостовых сооружений приведены в приложении Г.
5.5 При обследовании мостов и труб следует применять систему обозначений и нумерацию элементов сооружения, принятую в технической документации или используемую эксплуатирующей организацией. Эта система должна применяться как в полевых, так и в отчетных документах по обследованию.

Ознакомление с технической документацией

5.6 При выполнении обследований и испытаний заказчик представляет исполнителю всю имеющуюся техническую документацию.
5.7 При ознакомлении с технической документацией законченных строительством сооружений, как правило, следует обращать внимание на:
обоснованность и правильность оформления отступлений от утвержденного проекта и действующих нормативных документов;