Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 декабря 2010 г. N 1873 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 222300 Наукоемкие технол стр. 3

способностью управлять высокотехнологической и инфраструктурной инновационной деятельностью на основе проектной парадигмы, формировать цели инновационного проекта с учетом социальных и экологических последствий инновационной деятельности, формировать критерии и показатели достижения целей, учитывать приоритеты решения проектных задач, планировать решения с учетом многокритериальности и неопределенности, управлять выполнением проекта в условиях рисков, составлять необходимую проектную документацию (ПК-12);
способностью работать в междисциплинарной проектной команде, готовностью принять необходимое разделение ролей и обязанностей, готовностью к внутрикомандной кооперации; уметь бесконфликтно осуществлять межролевые коммуникации в ходе осуществления сложных междисциплинарных проектов (ПК-13);
в области организационно-правовой деятельности:
способностью выбрать, обосновать, спроектировать и реализовать в виде юридического лица организационно-правовую форму сопровождения конкретного инновационного проекта (ПК-14);
способностью к использованию в деятельности организации современных прикладных стандартов (российских и международных) и инструментов в области управления проектами, систем управления качеством, оценки инвестиций и бизнеса, моделирования бизнес-процессов, реинжиниринга (ПК-15);
способностью правильно выбрать форму защиты интеллектуальной собственности конкретного новшества, применить основные экономические и организационно-правовые принципы правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, пониманием основ современной российской и международной патентной системы, умением и готовностью осуществлять патентный поиск и проверку патентной чистоты, готовить патентные заявки (ПК-16);
в области финансово-инвестиционной деятельности:
способностью разработать бизнес-план конкретного инновационного проекта наукоемкой или инфраструктурной направленности, включая разработку технологии, поиск рынка, развитие, подготовку к публичности; владеть современными инструментами построения бизнес-планов (ПК-17);
способностью провести оценку эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных и инновационных проектов, оценивать и управлять стоимостью инновационной компании на различных этапах жизненного цикла (ПК-18);
способностью осуществлять управление финансами малой технологической компании, способностью выполнить анализ финансовой отчетности высокотехнологических публичных компаний (ПК-19);
способностью привлечь венчурные финансовые ресурсы для нового бизнеса, пониманием принципов финансирования компании с помощью венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, способностью подготовить документацию для привлечения инвестиций в новый технологический бизнес: оформить заявку, подготовить контракт сделки с инвестором, подготовить документацию для выхода на международные финансовые рынки заимствований (ПК-20);
в области управленческой и предпринимательской деятельности:
способностью сгенерировать инновационное предложение под заданную проблему или под заданную технологическую идею для создания высокотехнологического или инфраструктурного бизнеса (ПК-21);
способностью разработать инновационный проект для реализации инновационного предложения, привлечь необходимые финансовые, материальные и человеческие ресурсы и организовать его эффективное исполнение с учетом стадии инновации (ПК-22);
способностью использовать ресурсы инфраструктуры поддержки высокотехнологической инновационной деятельности в интересах конкретных инновационных проектов на основе знания финансовых, экономических и правовых принципов организации и функционирования инновационной инфраструктуры и ее отдельных элементов: технопарков, инкубационных и консалтинговых структур, венчурных фондов (ПК-23);
способностью обеспечить управление персоналом, формирование и управление инновационной командой, включая подбор участников команды, построение эффективных схем денежного вознаграждения, управление конфликтными ситуациями (ПК-24);
способностью построить маркетинговую стратегию высокотехнологической инновационной компании, выделить основные факторы, влияющие на разработку маркетинговой стратегии (ПК-25);
способность организовать выпуск опытной партии и продвижение на рынок новой высокой технологии, нового высокотехнологического продукта, новых высокотехнологических услуг с учетом особенностей рынка наукоемкой продукции (ПК-26);
способностью выстроить отношения с учредителями, инвесторами, потребителями, поставщиками, используя принципы корпоративного управления инновационной технологической компанией (ПК-27);
способностью создать и организовать деятельность технологической корпорации на базе малой технологической компании: подготовка процесса выхода на международные финансовые рынки заимствований, участие в процессах корпоративного управления, виртуализация деятельности корпорации, организация аутсорсинга (ПК-28);
способностью управлять инновационными процессами в крупных компаниях с использованием современных моделей осуществления инноваций, с учетом организационных аспектов осуществления инноваций в крупных компаниях (ПК-29).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. ООП магистратуры по направлению подготовки "Наукоемкие технологии и экономика инноваций" предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1
Общенаучный цикл
7-12
История, философия
ОК-1-10
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части обучающийся должен: знать:- место и роль общих вопросов науки в научных исследованиях, соотношение принципов и гипотез в построении научных систем и теорий;- принципы философии и естествознания;- проблему познания и истины;- проблему материи и движения:- понятия энергии и энтропии,- проблемы пространства- времени;- современные проблемы физики, химии, математики, биологии, экологии;- великие научные открытия ХХ-го и XXI-го века;- христианскую, теософскую и научную картины мира;- эволюцию научной картины мира;- взаимосвязь мировоззрения и науки;- пути преодоления современного мировоззренческого кризиса;- проблему формирования нового мировоззрения;- о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;- о теоретических моделях фундаментальных процессов и явлений в физике и ее приложениях к естественным наукам;- о Вселенной как физическом объекте, о ее эволюции;- о дискретности и непрерывности в природе;- о соотношении порядка и беспорядка в природе;- о динамических и статистических закономерностях в природе;- о вероятности как объективной характеристике природных систем;- о принципах симметрии и законах сохранения;- о новейших открытиях естествознания для построения технических устройств;- о физическом, химическом и биологическом моделировании;- об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем;- о биосфере и направлении ее эволюции;- об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования, перспективах создания неразрушающих природу технологий;- о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;- о механизме воздействия производства на человека и компоненты биосферы;- о перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, о повышении безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации;- о применении современных технологий и систем, в том числе компьютерных и информационных технологий и систем, в области обеспечения устойчивого развития и безопасности жизнедеятельности;- лексический минимум, синтаксис и грамматику иностранного (английского) языка, необходимые для профессиональных устных и письменных коммуникаций и для работы с информацией профессионального содержания;уметь:- эффективно использовать на практике теоретические компоненты науки: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, доказательства, законы;- применять методологию естествознания при организации конкретных исследований и инноваций;- оценивать степень опасности антропогенного воздействия на среду обитания и предупреждать его;- использовать модели, в том числе и вероятностные, для описания конкретных процессов и явлений;- работать с профессиональной информацией на иностранном (английском) языке и общаться с иностранными коллегами на общегуманитарные и профессиональные темы;владеть:- научной картиной мира;- научным методом как исходным принципом познания объективного мира;- методологией выбора адекватных методов исследования (наблюдений, теоретических и экспериментальных методов исследований);- методологией планирования, постановки и обработки результатов научного эксперимента;- системным анализом;- логикой в научном творчестве;- основами безопасности при работе с опасными техногенными объектами;- иностранным (английским) языком в объеме, необходимом для общегуманитарных и профессиональных коммуникаций и работы со специальной литературой.
7
и методология естествознания Иностранный язык (английский)Рекомендуемые дисциплины: Правовые основы инновационной деятельности и предпринимательстваАктуальные проблемы науки, технологий и бизнесаИстория инноваций
ПК-1-11
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.2
ПрофессиональныйциклБазовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части ПЦ обучающийся должен:знать:- главные особенности высокоинтеллектуального производства;- физические принципы действия базовых технических систем и технологических процессов;- фазы жизненного цикла изделия;- основные способы обработки материалов;- методы поискового конструирования;- основные принципы неравновесной термодинамики в их приложении к техническим системам и технологическим процессам;- экологические проблемы атмосферы Земли;- проблемы солнечной, водородной и другой альтернативной энергетики;- перспективы и проблемы реализации нанотехнологий;- актуальные проблемы прикладной механики и пути их решения;- перспективы создания искусственного интеллекта, для инженеров- принципы создания ценности путем инноваций;- фазы развития технологической компании;- основы представлений о технологическом венчурном цикле;- основы психологии высокотехнологического предпринимательства;- основные технологические кластеры мира и Российской Федерации, их особенности;- основы инновационного законодательства, корпоративного права и права интеллектуальной собственности Российской Федерации и развитых стран;- основы бизнес-планирования и финансового моделирования деятельности высокотехнологических стартапов;- маркетинговые стратегии начинающей высокотехнологичной компании;- методы оценки стоимости инновационной компании и управления ее стоимостью;- принципы венчурного финансирования высокотехнологического бизнеса;- принципы формирования и управления инновационной командой;- принципы управления инновационными процессами в крупных компаниях;- элементы инновационной инфраструктуры и способы поддержки начинающего высокотехнологического бизнеса;- фундаментальные свойства знаний и других нематериальных ценностей, связанные с отсутствием свойства редкости;- способы придания знаниям и другим результатам интеллектуальной деятельности свойства редкости;- транзакционные издержки и теорию прав собственности; собственность как пучок прав;- структуру интеллектуального капитала и его составляющих- человеческого, структурного и клиентского капитала;- реальные опционы; опционы при продаже патентных лицензий и ноу-хау; патент как реальный опцион; стоимость опциона; встроенные опционы;- понятие об оценке интеллектуальной собственности; принципы деления предметной области на сегменты и свойственные им особенности;- профессиональная оценка, различные виды стоимости (рыночная, инвестиционная, ликвидационная) их особенности применительно к интеллектуальной собственности- принципыформирования стоимости нематериальных активов и, прежде всего, интеллектуальной собственности;- основные подходы к стоимостной оценке нематериальных активов и интеллектуальной собственности; три подходапрофессиональной оценки (доходный, рыночный, затратный);- продвинутые подходы к оценке патентов; использование опционов и моделей; - фундаментальные понятия инновационной теории (национальная инновационная система (НИС), инновации, инновационная деятельность);- содержание инноваций и инновационной деятельности; типы инноваций;- систему мотивации фирмы к инновационной деятельности;- институциональную структуру НИС;- процессы производства знаний;- основныехарактеристики каналов распространения знаний при создании инноваций;- принципы взаимодействия научно-технической и образовательной деятельности, предгумбольдианские, постгумбольдианские системы и комбинации этих систем;- подходы к измерению и анализу процессов национальной инновационной системы;- основные понятия управления проектами: проект, цели, ключевые факторы успеха, участники;- основные стандарты в области управления проектами, международная сертификация;- процессы структуризации, обоснования и планирования проекта;- календарно-сетевое планирование;- организационные структуры управления проектом, мониторинг проекта и отчетность;- оценку и управление рисками проекта;- механизмы исполнения проекта;- процедуру завершения проекта;- принципы мотивации и управления персоналом проекта;- особенности управления персоналом, создающим интеллектуальные ресурсы;- принципы групповой динамики в команде разработчиков проекта, формальное и неформальное лидерство;- финансовое планирование и анализ экономической эффективности проекта;- основные этапы продвижения нового продукта на рынок;- особенности вывода на рынок новой наукоемкой продукции;- принципы управления объектами интеллектуальной собственности;- системы и стандарты качества и их сертификация; уметь:- видеть в технических системах и технологических процессах основной физический принцип действия;- оценивать предельные возможности новых систем и технологий;- прогнозировать новые технические системы и технологические процессы;- создавать концепцию инновационного продукта, определять его целевую аудиторию и создаваемую им стоимость, максимизировать экономический эффект технологии путем правильного выбора бизнес-модели;- находить и оценивать конкурентов высокотехнологической компании, определять методы работы и борьбы с ними;- оценивать и рассчитывать рынок продуктов инновационной компании "сверху" и "снизу", выбирать и создавать стратегии и ресурсы, необходимые для его освоения;- описывать бизнес с целью привлечения венчурных инвестиций для финансирования инновационных компаний,формулировать структуру инвестиционных сделок и дополнительных условий;- составлять бизнес-планы и финансовые модели инновационных компаний;- выбирать подходящий вид правовой охраны применительно к результатам интеллектуальной деятельности в инновационном проекте;- формировать, анализировать и оптимизировать портфели интеллектуальной собственности в инновационных проектах;- составлять лицензионные договоры, договоры о ноу-хау и опционные договоры;- рассчитывать примерные стоимостные параметры договоров лицензионного типа, в том числе ставок роялти;- находить встроенные реальные опционы и конфликты интересов в инновационных проектах, оценивать их и использовать для повышения эффективности проекта;- ориентироваться в современных направлениях развития теории и практики НИС;- анализировать компоненты НИС (предпринимательскую среду, процессы передачи знаний, процессы производства знаний и диффузии на входе и выходе инновационной системы);- применять подходы к анализу и модели НИС на практике при исследовании конкретных механизмовинновационной системы и ее институциональной среды;- оцениватьэффективность процессов НИС, определять факторы,воздействующие на компоненты НИС и связи между ними;- знать систему измерений процессов НИС и ее статистическое обеспечение;- уметь структурировать проект;- понимать сущность проектного управления;- управлять рисками проекта;- управлять денежными средствами проекта;- проводить анализ конкурентной среды для оценкиконкурентоспособности компании и нового продукта;- управлять процессом продвижения на рынок нового наукоемкого товара;- формировать политику компании в области управления интеллектуальными ресурсами;- выстраивать систему безопасности для предотвращения захватов интеллектуальных ресурсов;- применять требования и рекомендации стандартов качества к построению операционных процессов при разработке нового продукта;владеть:- методами физической экспертизы технических проектов;- приемами создания инновационного продукта и планирования его жизненного цикла;- приемами бизнес планирования и финансового моделирования инновационной компании;- приемамиконкурентного анализа, анализа потребителей и спроса;- приемами составления и анализа инвестиционных документов;- целостным представлением о нематериальных (неосязаемых) ценностях, их превращением в интеллектуальный капитал;- подходами и методами стоимостной оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности;- навыкамиэкономического анализа и расчета стоимостных параметров лицензионных договоров;- навыками проведения комплекса аналитических работ, связанных с передачей технологий, ведением и заключением договоров о трансфере технологий;- методами анализа структуры национальной инновационной системы, соотношения между компонентами НИС, ресурсного обеспечения НИС (в том числе состава каналов передачи знаний; системы финансирования; кадрового обеспечения);- подходами к выявлению системыстимулами и антистимулами к инновационной деятельности, ее парадигмой;- навыками экономико-статистического анализа НИС;- навыками подготовки, обоснования, разработки и реализации плана проекта;- навыками формирования и реализации стратегических целей компании с использованием проектного управления;пониманием финансовой стратегии управления проектами, основными принципами управления денежными средствами проектов;- навыками оценки эффективности мероприятий по продвижению нового продукта;- навыками выбора способов управления качеством процессов в компании при разработке нового продукта;- методами предотвращения и разрешения конфликтов в команде разработчиков проекта.
48-53
37-42
Фундаментальные основы наукоемких технологий Экономика, организация и управление технологическими инновациями Экономика и право интеллектуальной собственности Национальная инновационная системаУправление наукоемкими проектами Рекомендуемые дисциплины:Теория и методы решения изобретательских задачОрганизационное проектирование инноваций Современные финансовые технологииОценка интеллектуальной собственности и нематериальных активовОценка эффективности инвестиционных проектов Управление инновационными рисками Математические модели инноваций Промышленная собственность и патентное дело Маркетинг наукоемких технологий
ОК-1-10
ПК-1-29
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.3
Практики и научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
55-65
ОК-1-10
М.4
Итоговая государственная аттестация
4-5
ОК-1-10
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2, и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской или научно-инновационной работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр, для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 32 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.