Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 декабря 2010 г. N 1873 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 222300 Наукоемкие технол стр. 4

7.12. В вузе должно быть предусмотрено следующих применение инновационных технологий обучения:
обязательное участие обучающихся в выполнении реальных научно-исследовательских работ и наукоемких инновационных проектов, развивающее навыки командной работы, межличностные коммуникации, навыки принятия решений и лидерские качества;
обязательное участие обучающихся в работе научных семинаров (кафедр, лабораторий, научно-исследовательских и проектных институтов), симпозиумов и конференций по профилю подготовки обучающихся, включая обязательные регулярные презентации результатов научно-исследовательской, проектной и аналитической работы обучающегося (не реже одного раза в семестр в случае двухсеместровой организации учебного процесса);
проведение олимпиад и творческих конкурсов по направлению и профилям подготовки (ООП магистратуры), в том числе конкурсов инновационных проектов;
преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов последних научно-технических достижений и исследований, включая результаты исследований научных школ вуза и организаций, где проходит научно-исследовательская и практическая работа обучающихся;
проведение групповых дискуссий;
проведение мастер-классов с участием ведущих ученых и специалистов;
анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей;
проведение ролевых игр и тренингов.
Данные технологии должны учитывать региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры должна включать семинары и практические занятия по дисциплинам базовых частей циклов М.1, М.2, а также по дисциплинам вариативной части этих циклов, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
ООП магистратуры должна включать практические занятия с использованием современных компьютеров и соответствующего программного обеспечения в соответствии с программой специализированной подготовки магистров.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются два вида практик: научно-исследовательская работа и научно-инновационная работа, связанная с выполнением конкретного наукоемкого инновационного проекта.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская и (или) научно-инновационная работа является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза.
Вузами могут предусматриваться следующие этапы выполнения и контроля научно-исследовательской и научно-инновационной работы обучающихся:
изучение специальной литературы и другой научно-технической информации о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в области знаний, техники и технологии в соответствии с ООП магистратуры подготовки обучающегося;
планирование научно-исследовательской и научно-инновационной работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских и инновационных работ в данной области и выбор темы исследования;
сбор, обработка, систематизация и анализ научной, научно-технической и экономической информации;
участие в проведении конкретных научных исследований, научно-технических разработок и наукоемких инновационных проектов;
с учетом направления работы участие в лабораторных, стендовых экспериментах или промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых или внедряемых изделий;
при необходимости корректировка плана проведения научно-исследовательской или научно-инновационной работы;
регулярное, не реже одного раза в семестр (при двухсеместровой организации учебного процесса), составление отчета о научно-исследовательской или научно-инновационной работе и публичная защита выполненной работы;
при необходимости подготовка материалов исследования в виде научной публикации, заявки на патент, выступления на научном семинаре, конференции;
итоговая аттестация по результатам научно-исследовательской и (или) научно-инновационной работы магистра проводится в конце заключительного года обучения по ООП в виде публичной защиты выпускной квалификационной работы магистра - магистерской диссертации.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской и научно-инновационной работы обучающихся является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара и заседания кафедры, на которой выполняется научно-исследовательская или научно-инновационная работа. В процессе выполнения работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и общекультурного уровня.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по данному направлению в магистратуре, должны иметь ученые степени и (или) ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 15 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для совместителя - не более одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание или опыт руководящей работы в данной области. Допускается одновременное руководство не более чем четырьмя магистрами.
Обязательным требованием к преподавателям, обеспечивающих профессиональный цикл в магистратуре и руководство научно-исследовательской работой студента, является активная научная деятельность, подтверждаемая предшествующим опытом и непосредственным участием преподавателя в конкретных научных исследованиях и разработках.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (инновационные) проекты или участвовать в исследовательских (инновационных) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также устойчивыми связями с научно-исследовательскими институтами, предприятиями, предоставляющими базу для обеспечении эффективной научно-практической подготовки магистров.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
научно-методическую лабораторию для подготовки новых учебных курсов, поиска и анализа информации и проведения аналитических исследований по инновационной тематике, создания и испытаний прототипов новых технологий и новой продукции;