в области критической и экспертной деятельности:
способностью обобщать, анализировать и критически оценивать архитектурно-пространственные объекты, архитектурно-дизайнерские решения, составлять заключения, отзывы и рекомендации по их совершенствованию (ПК-18);
способностью всесторонне анализировать и критически оценивать результаты научных исследований, составлять соответствующие рецензии и отзывы (ПК-19);
в области педагогической деятельности:
способностью к передаче архитектурно-дизайнерского опыта и осуществлению педагогической деятельности на различных этапах довузовской, вузовской подготовки и этапах профессиональной переподготовки (ПК-20);
способностью к научной деятельности и разработке инновационных методов и авторских курсов в области архитектурно-дизайнерской педагогики, к аналитическому исследованию и внедрению методик преподавания ведущих отечественных и зарубежных архитектурно-дизайнерских школ (ПК-21);
готовностью к использованию в педагогической деятельности закономерностей эстетической организации предметов и явлений архитектурно-дизайнерской среды: принципов композиции и гармонизации архитектурных и дизайнерских решений, закономерностей колористической организации среды (ПК-22);
готовностью к распространению знаний об архитектуре и дизайне как области творческой деятельности, к выявлению творческого потенциала довузовской и вузовской молодежи (ПК-23).
До поступления в магистратуру обучающийся должен владеть профессиональными компетенциями в объеме программы бакалавриата дизайна архитектурной среды.
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, умения, навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код УЦ ОПП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1. | Общенаучный цикл | 12-15 | ||
Базовая часть - | 4-5 | |||
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: знать:- теоретические основы и методологию решения актуальных проблем научно-творческой архитектурно-дизайнерской деятельности;- основные закономерности формирования рынка проектных, экспертных, консультационных услуг, возможности участия в международном рынке архитектурно-дизайнерских услуг;- права и ответственность архитектора-дизайнера в процессе формирования здоровой, безопасной и гуманной среды обитания;- нормативно-правовые методы регламентации архитектурно- дизайнерской деятельности;- перспективные тенденции в сфере финансирования, инвестирования, кредитования, строительных проектов и организации отрасли недвижимости плановые, организационные, технологические, юридические и экономические основы деятельности архитектурно-дизайнерской фирмы, методы стратегического и оперативного планирования;- требования профессиональной этики и норм поведения применительно к архитектурно-дизайнерской практикеметоды защиты интеллектуальной собственности и авторских прав;уметь:- идентифицировать фундаментальные проблемы научно-проектной архитектурно-дизайнерской деятельности;- вырабатывать стратегию действий творческого коллектива в конкретных рыночных условиях, осуществлять мониторинг ситуации;- определять правовой формат взаимоотношений с заказчиком при осуществлении проектной и научной деятельности, отстаивать интересы творческого коллектива;- логически выстраивать последовательность деятельности коллектива в процессе взаимодействия с согласующими инстанциями;- составлять документацию, обеспечивающую выполнение научной и проектной деятельности;владеть:- современной научной базой и методологией научно-проектной деятельности архитектора-дизайнера;- методами эффективной управленческой деятельности, решения возникающих в процессе профессиональной деятельности проблем;методами консолидации творческого коллектива и установления в проектном решении баланса различных интересов. | Актуальные проблемы дизайна архитектурной средыОбраз жизни и средовая парадигма архитектурно-дизайнерского творчества Основы теории проектирования средовых архитектурно-дизайнерских комплексов | ОК-1-11ПК-1-23 | ||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.2 | Профессиональный цикл | 45-48 | ||
Базовая часть | 15-16 | |||
Модуль "Проектирование и исследования"В результате освоения базовой частицикла обучающийся должен:знать:- методы научных архитектурно-дизайнерских исследований в решении инновационных междисциплинарных и специализированных задач; проблематику инновационного (концептуального) проектирования;- проблематику специализированных аспектов средового проектирования ("энергоэффективного", "экологичного");- проблематику междисциплинарного средового проектирования (архитектурно-ландшафтного; архитектурно-градостроительного, архитектурно-дизайнерского, визуально-коммуникативного);- социальные основы и актуальные задачи дизайна средовых объектов, проблемы формообразования (морфологию) различных типов архитектурной среды и особенности их формирования;- роль художественно-эстетических концепций в средовом проектировании, задачи и приемы проектирования предметно-пространственной среды;- принципы организации архитектурно-дизайнерского проектирования, и суть его методики;- типологию, композиционные особенности и предметное наполнение интерьерных пространств;- типологию открытых городских пространств и принципы комплексного формирования фрагментов городской среды;- эргономические требования, обеспечивающие комфортность архитектурной среды;- роль систем визуальных коммуникаций в средовом проектировании;- современный опыт и тенденции развития новейшей архитектуры и дизайна в контексте мировой культуры, основные проблемы и направления научных исследований;- философские, методологические основы и проблемы архитектурной, градостроительной, дизайнерской, ландшафтной, реставрационной деятельности;уметь:- разрабатывать поэтапные архитектурно-дизайнерские проектные решения (инновационные, специализированные и междисциплинарные), как результат интеграции знаний из смежных областей науки и практики;- находить аргументированные обоснования принимаемых архитектурно-дизайнерских решений, отвечающие актуальным социокультурным, художественно-эстетическим, экономическим, экологическим, инженерно-техническим, функциональным, эргономическим, психологическим и другим требованиям;- проводить комплексный предпроектный анализ и обосновывать новые проектные идеи, решения и стратегии проектных действий;- критически оценивать результаты научных исследований и проектных разработок, проводить их экспертизу, составлять соответствующие рецензии и отзывы;- разрабатывать социальные программы и концепции, задания на проектирование принципиально новых архитектурно-дизайнерских средовых объектов;- использовать достижения мировой культуры в области пластических искусств в проектной практике и педагогике;- использовать профессиональный опыт прошлого для прогнозирования дальнейшего развития дизайна архитектурной среды в будущем, выявления общих закономерностей развития пространственной формы;- выявлять актуальные проблемы науки и практики, разрабатывать научно-обоснованные решения;владеть:- методами проведения прикладных и фундаментальных научных исследований, навыками, восприятия, развития и генерирования новых творческих идей;- навыками разработки и руководства разработкой проектных решений на основе проведения комплексных инновационных исследований, приумножающих знания в области дизайна архитектурной среды;- методами поэтапного инновационного, междисциплинарного и специализированного архитектурно- дизайнерского проектирования;- методологией проектирования светоцветовой среды города и интерьерного пространства;- колористическими, эргономическими и визуально-коммуникативными приемами формирования предметно-пространственной среды;- принципами формирования предметно-пространственной среды с учетом достижений мировой культуры в области пластических искусств;- методами планирования и организации научных исследований;- навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности. | Инновационная методология в архитектурно-дизайнерском проектированииКонструирование и материалы в интерьере и городской средеНаучно-проектные исследования в архитектурно-дизайнерской деятельности | ОК-1-11ПК-1-23 | ||
Модуль "Архитектурно-дизайнерская педагогика"В результате освоения базовой частицикла обучающийся должен:знать:- историю становления архитектурной и архитектурно-дизайнерской педагогики;- основы теории и методологии креативного образования в архитектуре и дизайне;- проблемы, задачи и перспективы развития архитектурно-дизайнерского образования;- инновационные педагогические технологии в области креативного архитектурно-дизайнерского образования;уметь:- строить модели и планы учебного процесса;- использовать достижения мировой культуры в области пластических искусств в педагогической практике; владеть:- методами планирования и ведения учебных занятий;- приемами синтеза художественно-пластических и проектных дисциплин в учебном проектировании. | Теория и методология архитектурно-дизайнерского образованияПроблемы художественного формообразования в архитектурно-дизайнерской педагогике | ОК-1-11ПК-1-6ПК-12ПК-20-23 | ||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.3 | Практики и научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 45 | ОК-1-11ПК-1-23 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестация | 15 | ОК-1-11ПК-1-23 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
______________________________
* Трудоемкость циклов M.1, M.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
** Набор модулей в профессиональном цикле, их дисциплинарное содержание, состав компетенций и объем в зачетных единицах определяется вузом с учетом профильной направленности ООП магистратуры.
Для организации вариативной части профессионального цикла ООП вуз может использовать кроме содержательного наполнения модулей "Проектирование и исследования", "История и теория", "Менеджмент, право и этика", "Архитектурно-дизайнерская педагогика", также модули "Архитектурно-дизайнерские конструкции, материалы и технологии", "Инженерные системы и среда", "Профессиональный язык и средства коммуникации".
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
До поступления в магистратуру обучающийся должен владеть профессиональными базовыми компетенциями в объеме программы бакалавриата по направлению подготовки 270300 Дизайн архитектурной среды.
Высшие учебные заведения проводят профессиональные вступительные испытания абитуриентам по основополагающим предметам - "Теория архитектуры и дизайна" и "Архитектурно-дизайнерское проектирование".
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (проектной, научно-исследовательской, художественно-эстетической, коммуникативной, организационно-управленческой, критической и экспертной, педагогической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
На руководство магистерских диссертаций предусматривается учебная нагрузка в количестве 100 часов.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
Курсовые проекты (работы) рассматриваются как вид учебной работы по модулю Профессионального цикла "Проектирование и исследования" и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение этого модуля.
Курсовые работы, расчетно-графические работы, графоаналитические работы и рефераты рассматриваются как вид учебной работы по другим модулям профессионального цикла ("История и теория", "Менеджмент, право и этика", "Архитектурно-дизайнерская педагогика") и циклам: "Общенаучный цикл", "Практики и научно-исследовательская работа", - и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение указанных циклов и модулей.
При реализации ООП магистратуры соотношение "преподаватель-обучающийся" должно составлять 1 : 4.
Учебный процесс по модулю профессионального цикла "Проектирование и исследования" планируется из расчета три преподавателя на академическую группу.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 18 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.10. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.11. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику (при условии реализации содержания образования и формирования компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО).
7.12. ООП магистратуры вуза должна включать курсовое проектирование и практические занятия по следующим модулям базовой части структуры ООП:
проектирование и исследования;
история и теория;
менеджмент, право и этика;