7.1.7 Деформации неукрепленных или укрепленных несвязными материалами обочин выражаются в образовании колей, ям, часто приводящих к разрушению покрытия проезжей части дороги, переувлажнению грунтов рабочего слоя земляного полотна, разрушению части обочин. На укрепленных связными материалами обочинах возникают дефекты, характерные для деформаций покрытий дорожных одежд проезжей части.
7.1.8 Наиболее частой причиной деформаций земляного полотна на слабом основании является потеря его устойчивости. Типичными видами потери устойчивости является смещение отдельных блоков массива основания с частью насыпи по определенной поверхности скольжения, выдавливание грунта основания насыпи (пластическое течение грунта). В результате выдавливания поверхность насыпи резко деформируется, приобретая вогнутый корытообразный профиль, иногда с образованием продольных трещин и провалов средней части.
7.1.9 В процессе эксплуатации дороги на откосах насыпи (выемки) может иметь место оползневой сдвиг (поперечное или продольное смещение объема насыпи, выемки и части основания по поверхности скольжения), расползание насыпи (результат использования при строительстве без специальных мероприятий переувлажненных грунтов, несоблюдения требований по уплотнению грунтов, повышенного капиллярного увлажнения).
7.1.10 Нарушения местной устойчивости откосов характеризуются смещением отдельных участков поверхности откосов. Это деформации локального характера (сплывы, эрозия, суффозия и т.д.) могут охватывать и достаточно большие площади.
7.1.11 Прочность подтопляемых откосов земляного полотна зависит от конструкции их укрепления, определяется устойчивостью к воздействиям агрессивных факторов: высота, частота и длительность подтопления, волновые нагрузки, скорость течения вдоль насыпи, ледоход, припай льда и др. В независимости от вида укрепления могут иметь место размывы оснований (подошвы откосов) насыпей течением водного потока в зависимости от его скорости и объема перемещаемой воды.
7.2 Содержание земляного полотна и водоотвода
7.2.1 Содержание включает инженерно-технические мероприятия по систематическому уходу за земляным полотном в целях поддержания его в работоспособном состоянии и исправление отдельных небольших повреждений и деформаций. Решаемые при содержании земляного полотна основные задачи обеспечивают:
в зимний период - максимальную очистку насыпи от снежных отложений, удаление наледных образований, устройство в снежных отложениях в резервах траншей для отвода талых вод;
в весенний период – недопущение переувлажнения грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами;
в летний период – выполнение работ по уходу за конструктивными элементами земляного полотна (обочинами, откосами, водоотводом и др.),
устранению мелких деформаций и разрушений;
в осенний период – проведение работ по защите грунтов земляного полотна от избыточного увлажнения, особенно на участках с неблагоприятными гидрологическими условиями, местами развития пучинообразования, участками дорог на болотах, подтопления земляного полотна.
7.2.2 Работы по содержанию выполняют на основе осмотра дороги дорожным мастером. Следует обращать внимание:
на изменения профиля откосов, наличие размывов, оползаний, обрушений, осыпей, степень зарастания откосов нежелательной растительностью;
наличие укрепления (и вид укрепления), дефекты и повреждения обочин.
7.2.3 На дорогах, проходящих на заболоченных участках местности, следует осуществлять постоянный контроль за осадкой насыпи, наличием и развитием валов, выходом основания из-под насыпи для своевременного принятия мер по уменьшению или прекращению их дальнейшего развития.
7.2.4 При содержании дороги регулярно следует очищать от посторонних предметов, мусора, порубочных остатков проезжую часть, откосы, обочины, элементы системы водоотвода.
7.2.5 Участки дорог, проходящих в горной местности, на которых отмечены камнепады, осыпи, обвалы, должны систематически очищаться от камней. Такие участки должны быть оборудованы знаками, предупреждающими водителей об опасности.
7.2.6 На обочинах следует выполнять работы по поддержанию ровности поверхности, обеспечению поперечного уклона к бровке земляного полотна для надежного и быстрого стока дождевых и талых вод.
7.2.7 В летний период откосы насыпей, имеющие небольшие деформации и повреждения (размывы, сплывы, оползни), следует планировать с добавлением (при необходимости) грунта, уплотнением и укреплением их одерновкой или засевом трав. На участках, где деформации (повреждения) проявляются систематически, необходимо выполнить обследование с целью установления причин их возникновения и принятия решения по ремонту или замене конструкции укрепления. В этих местах следует вести постоянный контроль за поведением грунтов земляного полотна и расположенных выше мест разрушений скоплений воды.
7.2.8 Работы по содержанию системы водоотводаследует выполнять на основе регулярного осмотра.
7.2.9 В фиксируемые визуально при весенних и летних осмотрах деформации и разрушения системы водоотвода входят:
для неукрепленных элементов системы водоотвода (канав, кюветов) – степень зарастания нежелательной растительностью (травой, кустарником, порослью), наличие мусора, мест застоя воды, затопления элементов водоотвода при ливневых осадках или снеготаянии;
для укрепленных элементов системы водоотвода – наличие дефектов укрепления: отдельные трещины шириной до 5 мм и более, выкрашивание, пучины, сколы, обломы, разрушение швов (для бетонных конструкций), нарушения дернового покрова и посева трав – для канав и кюветов, укрепленных посевом трав.
7.2.10 На неукрепленных или укрепленных несвязными материалами обочинах, на участках повышенного увлажнения грунтов рабочего слоя насыпи в весенний период следует устраивать поперечные дренажные прорези шириной 0,25 – 0,5 м, обеспечивающие быстрый отвод воды при оттаивании промерзшего грунта под дорожной одеждой и на обочинах. Прорези устраивают на глубину дорожной одежды в шахматном порядке, придавая дну прорези уклон к бровке не менее 40 ‰. Расстояние между прорезями принимаются в зависимости от степени переувлажнения земляного полотна в пределах до 8 м, но не менее 4 м. На спусках (подъемах) прорези устраивают в сторону низовых вертикальных отметок под углом к оси дороги 10–45°в плане.
7.2.11 Места производства работ по устройству прорезей для обеспечения безопасности движения следует ограждать соответствующими дорожными знаками. После просыхания грунта прорези следует засыпать гравием, щебнем, в т.ч. используемыми при укреплении обочин, и уплотнять до требуемых норм по СП 34.13330.
7.2.12 В весенний период на пучинистых участках необходимо выполнять быстрый отвод талых вод. Не допустим застой вод в резервах, у устьев водопропускных сооружений, на проезжей части, обочинах, в водоотводных канавах (кюветах), следует своевременно удалять затрудняющие сток препятствия и разрушения.
7.2.13 На участках откосов выемок следует проводить очистку поверхности от снега с удалением его за пределы выемки.
7.2.14 По мере просыхания грунта следует проводить осмотр и очистку водоотводных сооружений от посторонних предметов и грязи, спускать оставшуюся в резервах и водоотводных канавах (кюветах) воду, выполнять работы по заделке промоин, исправлению бровок земляного полотна, осуществлять заделку поврежденных небольших участков откосов с уборкой в небольших объемах оползней и обвалов.
7.2.15 В летний период следует восстанавливать систему водоотвода с последующим поддержанием ее в работоспособном состоянии. Для этого необходимо на отдельных участках прочищать боковые водоотводные канавы, кюветы и другие водоотводные сооружения с обеспечением продольного уклона дна не менее 5 ‰ по СП 37.13330, очищать устья дренажных выпусков от оплывшего грунта, устранять другие мелкие дефекты дренажных устройств.
7.2.16 В осенний период для защиты грунтов земляного полотна от увлажнения атмосферными осадками и снижения степени их переувлажнения весной следующего года следует выполнять систематическую очистку устьев водопропускных устройств, выпусков из дренажей и водоотводных канав (кюветов) от посторонних предметов и грязи, осуществлять предзимнюю планировку и уплотнение неукрепленных участков обочин. До наступления периода интенсивного выпадения осадков окончательно восстановить деформированные участки откосов насыпей, выемок и систему водоотвода с нарушенными продольными уклонами и поперечными профилями.
7.3 Содержание дорожных одежд
7.3.1 Работы по содержанию дорог с переходными и низшими типами покрытий не требуют составления проектной документации и выполняются на основе нормативов, ведомостей дефектов и смет.
7.3.2 В весенний период следует проводить очистку проезжей части от грязи, снежной или ледяной корки по мере их таяния. Очистку покрытия проводить в течение трех-пяти дней после освобождения дороги от основной массы снега и льда, пока грязь не засохла и легко удаляется автогрейдером.
7.3.3 На ослабленных участках (переувлажнение земляного полотна, пучины) следует выполнять мероприятия по увеличению несущей способности дорожной конструкции путем укладки щитов, хвороста, досок, дренирующего грунта с последующей их уборкой после восстановления прочности дорожной конструкции. При невозможности выполнения этих работ или недостаточной их эффективности следует ограничивать движение лесовозных автомобилей грузоподъемностью более 8,5 т – снижать скорость до 15 км/ч или полностью закрыть проезд согласно таблице Е.3 СП 288.1325800.2016.
7.3.4 На дорогах с переходными и низшими типами дорожных одежд с целью улучшения ровности покрытия (после дождей в весенний и осенний периоды) следует осуществлять профилирование покрытия, устранять отдельные выбоины, колеи и просадки с добавлением щебня, гравия в количестве до 100 м3 на 1 км, в сухой период года производить обеспыливание.
Первое профилирование проводят ранней весной (после таяния снега), для ликвидации колей и выравнивания поперечного профиля.
Второе профилирование выполняют в конце весеннего (влажного) периода для ликвидации вновь образовавшихся деформаций и окончательного выравнивания покрытия.
В летний период профилирование допускается проводить после дождей по мере необходимости.
Осенью профилирование следует проводить с таким расчетом, чтобы покрытие при эксплуатации зимой было ровное, без колей и поперечных волн.
7.3.5 Для обеспечения нормальных условий движения в жаркое и сухое время года на пылящих покрытиях проезжей части и неукрепленных обочинах следует проводить работы по обеспыливанию.
7.3.6 Количество обеспыливающих материалов в каждом конкретном случае принимается на основании опытной проверки в зависимости от интенсивности и состава движения, погодно-климатических условий и материала покрытий.
7.3.7 Для распределения обеспыливающих материалов в зависимости от их вязкости применяют различные дорожные машины.
7.3.8 В течение пяти-семи дней после проведения мероприятий по обеспыливанию следует регулировать движение транспортных средств для получения равномерно накатанной поверхности и обеспечения лучшего формирования покрытия. Скорость движения автомобилей в этот период ограничивается до 40 км/ч.
7.3.9 С учетом специфики работ по содержанию дорог в разные периоды года состояние элементов дороги устанавливается для двух временных периодов: весенне-летнего, осенне - зимнего.
7.3.10 Содержание покрытий в осенний период также состоит в очистке их от грязи, пыли, листьев и посторонних предметов, которые могут затруднить содержание дороги в последующий зимний период. В это время особое внимание следует уделять содержанию обочин, так как их плохое состояние может привести к повышенному увлажнению земляного полотна и созданию условий образования в последующем пучин, загрязнению проезжей части и интенсивному разрушению кромок дорожной одежды.
7.4 Содержание искусственных сооружений (деревянных мостов и водопропускных труб)
Деревянные мосты
7.4.1 Основными задачами содержания деревянных мостов являются предупреждение появления и развития гнили древесины, очистка конструкций и устранение ослаблений болтов и тяжей, устранение мелких дефектов элементов конструкций, обеспечение мостов противопожарными средствами в зависимости от местных условий.
7.4.2 Все деревянные мосты и опоры необходимо регулярно очищать от грязи и пыли, а зимой от снега, льда. Для выявления гнили элементы периодически осматривают, остукивая их и при необходимости, просверливая буравом для выявления состояния древесины внутри. Загниванию подвержены, прежде всего, места сопряжения поперечин с прогонами и нижним настилом, опорные узлы, врубки, участки сваи в зоне переменной влажности и др.