6.1.4 Расчетные значения скоростей движения транспортных средств и осевых нагрузок и полной массы автопоездов приведены в разделе 6 СП 288.1325800.2016.
6.1.5 Значения ширины проезжей части и обочин лесных дорог на прямых участках приведены в таблице 4.
Т а б л и ц а 4
Категория автомобильных дорог | Число полос движения | Ширина проезжей части лесных дорог при ширине транспортного средства, м | Ширина обочин лесовозных веток при ширине транспортного средства, м | ||
до 2,5 | от2,5 до 3,5 | до 2,5 | от 3,0 до 3,5 | ||
I-ЛВ | 2 | 7,5 | 7,5–10,5 | 1,5 | 1,5 |
II-ЛВ | 2/1 | 7,0 | 7,0–9,5 | 1,5 | 1,5 |
III-ЛВ, I-ЛХ | 1 | 4,5 | 4,5–5,5 | 1,0 | 1,0 |
IV-ЛВ, II-ЛХ | 1 | 4,5 | 4,5–5,5 | 1,0 | 1,0 |
П р и м е ч а н и е – Для промежуточных значений габаритов автомобилей по ширине минимальные значения параметров поперечного профиля определяются интерполяцией с округлением в большую сторону до 0,5 м. |
6.2 Показатели транспортно–эксплуатационного состояния лесных дорог и дорожных сооружений
6.2.1 К основным транспортно-эксплуатационным показателям лесной дороги относятся следующие показатели: скорость, безопасность и удобство движения; пропускная способность; допустимая для пропуска осевая нагрузка, общая масса и габариты лесовозных автопоездов, а также экологическая безопасность.
6.2.2 Степень соответствия состояния дорог показателям безопасности движения оценивается в соответствии с ГОСТ Р 50597 по величинам коэффициента относительной аварийности (или коэффициента происшествий) и коэффициента безопасности для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года, которые приведены в [11]. В процессе эксплуатации рекомендуется соблюдать соответствие показателей безопасности движения показателям для неопасных участков, в том числе и в неблагоприятные периоды года, но не ниже показателей для малоопасных участков. Показатели безопасности движения приведены в таблице 5.
Т а б л и ц а 5
Показатели безопасности движения | Величины показателей по степени опасности участков дорог | |||
неопасный | мало опасный | опасный | очень опасный | |
Коэффициент безопасности | Более 0,8 | 0,6–0,8 | 0,4–0,6 | < 0,4 |
Коэффициент относительной аварийности: | ||||
- вне населенных пунктов | Менее 0,3 | 0,3–0,7 | 0,7–1,3 | Более 1,3 |
- в населенных пунктах | Менее 0,4 | 0,4–0,9 | 0,9–1,5 | Более 1,5 |
6.2.3 При превышении указанных показателей проводят детальную оценку безопасности движения с выявлением мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и разработкой мероприятий по повышению безопасности движения посредством ремонта и содержания дорог.
6.3 Порядок пользования лесными дорогами и их охрана
6.3.1 Автомобильные лесные дороги являются дорогами необщего пользования, поэтому для обеспечения безопасности движения по ним владелец дороги, не зависимо от формы собственности, должен обеспечить запрет въезда на дороги транспортных средств, не участвующих в процессе освоения, охраны, защиты и воспроизводства лесных участков, прилегающих к дорожной сети необщего пользования [3].
6.3.2 Автомобильные лесные дороги, в целях сохранности их технического состояния, закрывают для движения лесовозного транспорта или ограничивают движение на период весенне-осенней распутицы. Время закрытия и продолжительность ограничения движения определяет эксплуатирующая организация, в зависимости от погодных условий [3].
6.3.3 Автомобильные лесные дороги закрываются во время чрезвычайных обстоятельств и на период их устранения [9, пункт 1.1.10].
6.3.4 На дорогах с твердыми и усовершенствованными покрытиями, колейными и ледяными запрещается движение гусеничных машин по проезжей части. Гусеничные машины перевозят на трейлерах или для них устраивают специальную грунтовую дорогу в пределах полосы отвода.
6.3.5 Автомобильные лесные дороги, примыкающие к автомобильным дорогам общего назначения или пересекающие их, должны иметь покрытие, аналогичное покрытие дороги общего пользования в соответствии с СП 37.13330.
6.3.6 Организации, пользующиеся участками, примыкающими к полосе отвода лесных дорог, обязаны содержать в технически исправном состоянии и чистоте въезды с закрепленных участков или подъездных путей на лесную дорогу.
6.3.7 Застройка полосы отвода лесной дороги жилыми, общественными зданиями и складами, а так же другими сооружениями, не предусмотренными проектами, запрещается.
На полосе отвода лесных дорог без согласования с органами государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений (лесничества, лесопарки) запрещается:
производить строительные, геологоразведочные, горные и изыскательные работы, устраивать наземные сооружения, устанавливать дорожные знаки и указатели;
спускать канализационные, промышленные, мелиоративные и сточные воды в водоотводные сооружения и резервы;
распахивать участки, вырубать и повреждать насаждения, снимать дерн и брать грунт.
6.3.8 На автомобильных лесных дорогах запрещается повреждение проезжей части, дорожных знаков, средств регулирования и организации движения, дорожных сооружений и обустройств, разведение огня на полосе отвода и ближе 100 м от деревянных мостов.
6.4 Организации движения на лесных дорогах
6.4.1 Целью организации движения на лесных дорогах является обеспечение выполнения планов перевозки грузов и бесперебойной работы объектов лесной инфраструктуры.
6.4.2 Организация движения регламентирована разделом 7 СП 288.1325800.2016.
6.5 Организация дорожной службы
6.5.1 Дорожная служба организуется эксплуатирующей организацией дороги для содержания и ремонта эксплуатируемой сети лесных дорог. Работа дорожной службы осуществляется на основе годового плана работ по содержанию и ремонту дорог, утверждаемого руководителем организации, в состав которой входит сеть лесных дорог, если она является самостоятельной организацией.
6.5.2 Основной единицей дорожной службы является дорожно-мастерский участок, возглавляемый дорожным мастером, которому подчинены ремонтные бригады. За дорожно-мастерским участком закрепляются необходимые машины, оборудование и инструмент.
6.5.3 Численный состав бригады для обслуживания участка устанавливается исходя из объема и характера работ по содержанию и ремонту дорог, а так же наличия средств механизации.
6.5.4 Для содержания и текущего ремонта дорог лесотранспортная сеть подразделяется на дорожно-мастерские участки протяжением 40–50 км приведенной длины. Для определения приведенной длины установлены следующие переводные коэффициенты:
1,2 – для грузосборочных и лесовозных магистралей с цементобетонным или асфальтовым покрытием;
1,0 – для лесовозных магистралей с остальными типами покрытия;
0,75 – для лесовозных веток независимо от типа покрытия;
0,5 – для лесовозных усов летнего и зимнего действия.
6.5.5 Дорожно-мастерские участки подчиняются начальнику дорожной службы.
6.6 Организация безопасности движения
6.6.1 Организация безопасности движения регламентирована пунктом 7.2 СП 288.1325800.2016.
6.6.2 При выезде на дороги общего пользования полная масса лесовозного автопоезда не должна превышать значений, приведенных в таблицах 6 и 7. При превышении общей массы автопоезда, указанной для автотранспортного средства (АТС) соответствующего вида, автопоезд считается тяжеловесным и его проезд по дорогам общего пользования осуществляется на основании специального разрешения, выдаваемого органами ГИБДД.
Т а б л и ц а 6
Расстояние между осями, м | Осевая нагрузка, т, не более | |
АТС группы А | АТС группы Б | |
Св. 2,00 | 10,0 | 6,0 |
Св. 1,65 до 2,00 включ. | 9,0 | 5,7 |
Св. 1,35 до 1,65 включ. | 8,0 | 5,5 |
Св. 1,00 до 1,35 включ. | 7,0 | 5,0 |
До 1,0 | 6,0 | 4,5 |
П р и м е ч а н и я 1 К группе А отнесены транспортные средства, выезжающие на дороги общего пользования, одежды которых построены под осевую массу 10 т. 2. К группе Б отнесены транспортные средства, выезжающие на дороги общего пользования, одежды которых построены под осевую массу 6 т. |
Т а б л и ц а 7
Виды АТС | Полная масса АТС | Расстояние между крайними осями, м, не менее | |
Группа А | Группа Б | ||
Одиночные автомобили | |||
Двухосные | 18 | 12 | 3 |
Трехосные | 25 | 16,5 | 4,5 |
Четырехосные | 30 | 22 | 7,5 |
Седельные автопоезда (тягач с полуприцепом) | |||
Трехосные | 28 | 18 | 8,0 |
Четырехосные | 36 | 23 | 11,2 |
Пятиосные и более | 38 | 28,5 | 12,2 |
Прицепные автопоезда | |||
Трехосные | 28 | 18 | 10,0 |
Четырехосные | 36 | 24 | 11,2 |
Пятиосные и более | 38 | 28,5 | 12,2 |
6.6.3 Для оперативного руководства дорожным движением эксплуатирующая организация создает подразделение диспетчерской связи, разрабатывает должностные инструкции и назначает лиц, ответственных за исправное состояние подвижного состава, содержание, ремонт и строительство дорог, обеспечение безопасности дорожного движения и выполнения дорожных работ.
6.6.4 При механизированной погрузке хлыстов и деревьев на лесовозный транспорт водитель должен следить за тем, чтобы за габарит погрузки не выступали отдельные части хлыстов или деревьев, а верхняя часть груза не должна быть выше ограждения кабины автомобиля. За соблюдение габарита погрузкинесет ответственность водитель.
6.7 Обязанности работников дорожной службы
6.7.1 Основной обязанностью работников дорожной службы лесных дорог является бесперебойное и своевременное обслуживание производства по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов при безусловном обеспечении безопасности движения специализированного транспорта и личной безопасности работников, участвующих в транспортном процессе.
6.7.2 На должности, непосредственно связанные с движением транспортных средств, – водителей, диспетчеров, мастеров, бригадиров дорожных бригад, дорожных рабочих – принимаются лица не моложе 18 лет, способные по состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности и прошедшие специальное обучение [2].
6.7.3 К вождению специализированного автотранспорта, колесной лесозаготовительной и дорожной техники (лесовозные автопоезда, топливозаправщики, пожарные, дорожные и лесные машины) допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления самоходными машинами соответствующей категории с указанием типа транспортного средства [4]– [5].
6.7.4 Работники, непосредственно связанные с движением транспортных средств, обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с [5].