СП 318.1325800.2017 Дороги лесные стр. 6

При поверхностном загнивании со сваи, прогонов и других элементов на глубину до 10 мм стесывают гниль, а очищенный участок покрывают антисептической пастой.
Для уменьшения увлажнения древесины все щели, неплотности в элементах и сопряжениях после очистки шпатлюют антисептическими пастами. В отдельных случаях в местах расположения втопленных болтов, чтобы ликвидировать пазухи, допускается делать стеску бревен.
7.4.3 Стальные элементы (тяжи, шайбы, накладки и пр.) для защиты от коррозии окрашивают масляной краской или битумным лаком, а резьбу болтов смазывают. Неплотности и зазоры во врубках и сопряжениях устраняют путем подтягивания или установки дополнительных болтов.
Подтягивание ослабленных болтов проводят в первые два года эксплуатации моста не реже двух раз в год, а в дальнейшем один раз. После подтягивания болтов резьбу смазывают густой смазкой.
7.4.4 Деревянные элементы необходимо антисептировать. Элементы, имеющие влажность с выше 30 % или находящиеся в условиях повышенной влажности, пропитывают водорастворимым антисептиком под давлением. Обработка клееной древесины выполняется маслянистым антисептиком.
7.4.5 В качестве растворимого антисептика используют специальные антисептические препараты согласно инструкции применения.
7.4.6 Сваи пойменных опор и ледорезов в уровне грунта на высоту возможного загнивания закрывают антисептическими бандажами. Между бандажами и сваей наносят два слоя антисептической пасты (один по свае, а второй по внутренней поверхности бандажа перед его установкой). Бандаж изготавливают из толя, рубероида или мешковины и прикрепляют вязальной проволокой. Верхнюю часть бандажа покрывают битумной гидроизоляцией.
7.4.7 Доски верхнего настила, имеющие износ более 3 см, заменяют на новые. Запрещено ставить заплаты в виде обрезков (коротких) досок. Доски в местах их отставания от нижнего настила или поперечин плотно «пришивают», а выступающие гвозди забивают.
Доски тротуарного настила на консолях поперечин для обеспечения вентиляции укладывают с зазором 2 см.
7.4.8 Опоры и ледорезы после прохода паводка и ледохода очищают от ила и мусора, повреждения исправляют. Стертую обшивку ледореза и опоры заменяют на новые (из пластин или брусьев) с просветами до 1 см для проветривания. Обшивку ледорезов и опор выполняют на высоту зоны колебания уровня ледохода плюс 0,5 м.
На реках, где зимой возможен подъем уровня воды, во избежание выдергивания свай вокруг них проводят околку льда. Эту зону предохраняют от замерзания, закрывая сверху утепляющим материалам (сеном, соломой, снегом и т.п.).

Водопропускные трубы

7.4.9 Основными задачами содержания водопропускных труб являются поддержание нормальной их работы, предупреждение образования дефектов в насыпи и проезжей части над ними и непосредственно в самих трубах, устранение мелких повреждений.
При содержании водопропускных труб необходимо следить за состоянием конструкций и материала (металла, железобетона), состоянием стыков и соединений защитных покрытий и гидроизоляции, а также состоянием насыпи и укреплений откосов, оголовков труб, русла на входе и выходе труб.
7.4.10 Водопропускные трубы очищают летом от мусора и ила, а зимой от снега и льда. Работы проводят вручную скребками или механизированным способом. На зимний период все трубы следует закрывать на входе и выходе хворостяными матами, щитами для предотвращения проникания внутрь трубы снега. На водотоках в щитах оставляют отверстия на случай оттепелей.
7.4.11 Русло на подходе к трубе необходимо спрямлять, а дно и берега укреплять каменной наброской, в т.ч. с использованием в основании геосинтетических материалов. При наличии размыва берегов в зоне растекания потока за трубой необходимо выполнять их укрепление. Подводящие и отводящие русла на входе и выходе из трубы регулярно очищают от наносов и посторонних предметов. Необходимо принимать также меры по предупреждению оврагообразования, а при наличии оврагов – производить укрепление откосов и дна русел в этой зоне.

7.5 Зимнее содержание дорог

7.5.1 Непрерывное и безопасное движение транспортных средств по лесным дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающих работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы лесных дорог.
7.5.2 Оперативное руководство работами по зимнему содержанию дорог осуществляется эксплуатирующей организацией на основе данных гидрометеослужбы и фактического состояния поверхности дороги.
7.5.3 Заносимые места на дороге устанавливаются на основании данных диагностики ее транспортно-эксплуатационного состояния и наблюдений. При этом определяют причины образования снежных заносов и разрабатывают мероприятия по устранению или уменьшению заносимости, приоритетность которых представлена в таблице 8.
Т а б л и ц а 8
Очередность
проведения
мероприятий
Категория
снегозаносимости
участков
Краткая характеристика параметров
Первая очередь
Сильнозаносимые
Нераскрытые выемки, снегоемкость подветренного откоса которых меньше суммарного объема снега, приносимого метелями и выпадающего при снегопадах, все выемки на кривых
Вторая очередь
Среднезаносимые
Полувыемки-полунасыпи. Раскрытые выемки. Нулевые места и насыпи, имеющие высоту менее высоты снежного покрова
Третья очередь
Слабозаносимые
Пересечения в одном уровне. Насыпи с ограждениями безопасности. Насыпи, имеющие высоту, равную высоте снежного покрова
Четвертая
очередь
Незаносимые
Насыпи высотой более высоты снежного покрова
7.5.4 Защиту дорог от снежных заносов осуществляют снегозащитными средствами, размещаемыми на прилегающих к дороге землях с наветренной стороны от заносимого участка. Снегозащитные средства размещают постоянно или временно (на период зимней эксплуатации). В качестве средств защиты от снежных заносов на лесных дорогах применяют переносные щиты и снежные траншеи (валы).
7.5.5 Переносные щиты размещают на расстоянии не ближе 30 м от бровки земляного полотна в один - три ряда. При установке в один ряд линия защиты высотой 1,5 м рассчитана на объем снегоприноса до 70 м3/м, а высотой 2,0 м на объем до 90 м3/м без перестановки. При многократной перестановке щитов на вершину снежного вала снегоемкость защиты из планочных щитов возрастает в два раза и более.
7.5.6 Снежные траншеи и валы из снега могут применяться при толщине снежного покрова более 0,2 м как в качестве самостоятельного средства защиты, так и в качестве усиления других средств снегозащиты. Допускается устройство не менее трех траншей, прокладываемых параллельно на расстоянии 30 м от бровки земляного полотна или линии защиты, эффективность действия которой следует увеличить. Расстояние между отдельными траншеями должно составлять 8–15 м.
Снегоемкость одной траншеи составляет 2-3 м3/м, для обеспечения эффективности снегозадержания необходимо их регулярное восстанавление.
7.5.7 Очистку автомобильных дорог от снега и снежных заносов производят всеми имеющимися в распоряжении эксплатирующей организации снегоочистительными средствами – бульдозерами, плужными и плужно-щеточными снегоочистителями на колесной и гусеничной базе, автогрейдерами, прицепными самодельными угольниками.
7.5.8 Очистку дорог рекомендуется проводить во время или после снегопада в ночное время, чтобы не затруднять работу лесовозного транспорта, доставку рабочих к месту работы и технических грузов.
7.5.9 Мероприятия по предотвращению и ликвидации зимней скользкости включают:
повышение шероховатости покрытия проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песка, высевок, щебня);
профилактическую обработку проезжей части противогололедными химическими веществами;
обработку образовавшегося ледяного или снежно-ледяного слоя противогололедными химическими веществами.
Обработку проезжей части химическими веществами проводят только на дорогах с твердым покрытием в случаях отсутствия фрикционных материалов.
7.5.10 В целях предупреждения образования снежно-ледяных отложений распределение противогололедных химических материалов проводят или превентивно (основываясь на метеопрогнозе), или непосредственно с момента начала снегопада (для предупреждения образования снежнего наката).
Распределение противогололедных химических материалов во время снегопада позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада образовавшуюся на дороге снежную массу удаляют последовательными проходами снегоочистителей.
7.5.11 Для уменьшения отрицательного воздействия противогололедных химических веществ на придорожные почвы и растительность необходимо соблюдать следующие правила:
дозированное распределение;
рабочие органы распределительных систем должны быть в исправном состоянии и отрегулированы таким образом, чтобы попадание противогололедных материалов за пределы проезжей части было минимальным.
7.5.12 С целью снижения коррозионного воздействия на
транспортные средства, элементы искусственных сооружений предпочтительнее использовать химические вещества, не вызывающие коррозию, или ингибированные материалы.
7.5.13 На гравийных, щебеночных и грунтовых дорогах в качестве фрикционных материалов применяют песок, каменные высевки, щебень. Используемые материалы должны быть без примесей глины или золы, а размер части фрикционного материала должен быть менее 5мм.
7.5.14 Борьбу с зимней скользкостью необходимо проводить, в первую очередь, на потенциально опасных участках: на подъемах и спусках с большими уклонами, на горизонтальных кривых малого радиуса, на участках
недостаточной видимостью в плане или профиле, на пересечениях в одном уровне, на мостах и подходах к ним.

7.6 Содержание лесных дорог временного действия

7.6.1 Временные дороги носят сезонный характер, что определяет их конструкцию. Различают временные дороги летние и зимнего действия (зимники).
7.6.2 Конструктивно летние дороги различают по типу покрытия:
лежневые с колейным покрытием из инвентарных деревянных щитов, железобетонных плит или плит, изготовленных из полимерных композиционных материалов, соединенных в дорожное полотно;
гравийные на хворостяной выстилке;
грунтовые, улучшенные гравийными добавками;
грунтовые.