8.3.1.3 Негативное влияние на состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах оказывают динамические нагрузки от транспортных средств, вызывающие усталостные явления в материале сооружений.
8.3.1.4 В большей степени внешним климатическим и силовым воздействиям подвергается мостовое полотно - покрытие проезжей части, деформационные швы и сопряжение моста с насыпью, тротуары, перила и ограждения безопасности.
8.3.1.5 В зоне сопряжения с насыпью возможны просадки перед сооружением и вымывание грунта. В самой конструкции сопряжения может происходить смещение несущих конструкций, их частичное или полное разрушение.
8.3.1.6 Очень важное значение имеет состояние водоотвода на проезжей части, предусматривающее отвод дождевых вод с конструкции мостового сооружения за его пределы. Нарушение водоотвода может быть вызвано отсутствием соответствующих уклонов (продольных и поперечных) на покрытии проезжей части или из-за дефектов покрытия, а также повреждения соответствующих продольных и поперечных водоотводных лотков на мостовом полотне и подходах к сооружению.
К дефектам водоотводных устройств могут быть отнесены их засорение, разрушение системы водоотвода и ее конструктивные недостатки (недостаточное количество или отсутствие водоотводных лотков).
8.3.1.7 В деревянных мостах основным дефектом конструкций является загнивание древесины в плохо проветриваемых участках и в местах переменного увлажнения. Это опорная зона пролетных строений и опор (стойки опор и ряжи), стыки и места сопряжения элементов между собой и др.
Другие зоны подвергаются в меньшей степени загниванию благодаря хорошему проветриванию, защите от дождевой воды (увлажнения) и антисептированию.
От силовых воздействий в стыковых соединениях могут быть сколы древесины как вдоль, так и поперек волокон, смятие древесины, а в изгибаемых и сжатых элементах - их разрушение.
8.3.1.8 Наиболее опасными являются дефекты, связанные с потерей устойчивости опор, ряжей, их наклоном или не стабилизирующимися осадками. Это, как правило, связано с состоянием их фундаментов: дефектами самой конструкции или грунтовыми условиями.
8.3.2 Ремонт деревянных мостов и водопропускных труб.
8.3.2.1 Потребность в работах по ремонту возникает при накоплении в элементах сооружения дефектов и повреждений, вызвавших их износ более 30 % и необходимости ограничения условий движения по искусственному сооружению.
8.3.2.2 Ремонт пролетных строений проводят в любое время, а опор и ледорезов – в зимний период со льда.
До ремонта конструкций проводят заготовку новых элементов и их деталей из древесины, отвечающих положениям СП 35.13330.
Стальные элементы (тяжи, болты и т.д.) изготавливают из углеродистых сталей, применяемых для ремонта стальных мостов. В суровых климатических условиях применяют стали северного исполнения.
8.3.2.3 При сплошной замене настила проезжей части заменяют также имеющие дефекты доски нижнего настила, поперечины и прогоны. Новые доски нижнего настила укладывают с зазором 2 см для проветривания, а доски верхнего настила прибивают плотно друг к другу. Стыки досок перекрывают на всю ширину проезжей части стальной полосой шириной 100 мм, прикрепляемой к настилу на болтах.
8.3.2.4 Элементы конструкции, имеющие сколы, трещины, смятие и другие механические повреждения, снижающие их прочность, заменяют. В случае снижения несущей способности древесины от загнивания более чем на 25 %, а также при ее внутреннем загнивании, производят замену элемента. Шпонки, колодки и подушки при загнивании заменяют.
8.3.2.5 Ремонт прогонов проводят одновременно с ремонтом проезжей части. Перекосы и наклоны в многоярусных прогонах устраняют одновременно с усилением связей между ними и подтяжкой болтов. В качестве предупредительной меры поперечные связи усиливают постановкой дополнительных распорных крестов.
Усиление прогонов достигается установкой дополнительных прогонов, подведением дополнительных опор в пролете, превращением балочной системы в треугольно-подкосную с затяжкой и др.
Дополнительные прогоны устанавливают на всей ширине моста или на ее части в зависимости от состояния конструкции пролетного строения и условий пропуска нагрузок по мосту. Установка таких прогонов может производиться снизу моста без перерыва движения по сооружению.
8.3.2.6 При загнивании и обмятии концов подкосов и ригелей их заменяют на новые, подгоняя их по месту. При этом прогоны поддомкрачивают для устранения провисания пролетного строения.
Сколовшиеся зубчатые коротыши в подушках заменяют. Если скололся зуб стойки, под существующим коротышом ставят дополнительный и включают его в работу подбивкой клиньев из дуба. На момент установки элементов усиления подкос выключают из работы с помощью временных опор.
8.3.2.7 На пойменных опорах при загнивании свай заменяют весь поврежденный участок. Нижний стык сваи устраивают ниже зоны загнивания, а верхний стык вставки размещают в месте пересечения сваи со связями. Стык выполняют в торец и укрепляют накладками.
При загнивании сваи в стыке новый стык устраивают ниже старого и выполняют в торец с накладками на болтах. Металлические накладки изготавливают из полосовой стали толщиной не менее 8–10 мм.
В случае загнивания сваи в уровне, близком к воде, стык вставки со сваей выполняют в торец на металлическом штыре и перекрывают накладками на болтах.
8.3.2.8 Строительный подъем ферм восстанавливается подтягиванием тяжей. Работа включает в себя устранение зазора между обратными раскосами и подушками и создание в раскосах расчетных предварительных сжимающих усилий.
Усиление поперечных балок выполняется с помощью стальных шпренгелей арматуры с предварительным натяжением.
Усиление растянутых поясов выполненяется установкой дополнительно стальных тяжей, закрепленных в менее напряженных панелях.
8.3.2.9 Антисептирование элементов всего моста проводят в период проведения ремонтных работ. Перед антисептированием все элементы очищают от продуктов гниения, грязи и мусора.
Сваи опор, стойки в зоне переменной влажности антисептируют методом глубокой пропитки древесины водорастворимым антисептиком, а остальные элементы – методом опрыскивания поверхности конструкций с тщательной обработкой пастами пазов, щелей и т.д.
8.3.2.10 Ремонт водопропускных труб рекомендуется проводить в летний период. При развитии значительных деформаций (растяжке труб, вертикальном смещении звеньев) и разрушении оголовков и отдельных звеньев производят их перекладку или замену.
На трубах, имеющих повреждения элементов (разрушение защитного слоя с коррозией арматуры, нарушение гидроизоляции и др.), выполняют ремонтные работы.
8.3.2.11 При образовании щелей с высыпанием грунта в пространство трубы, проводят их ремонт путем герметизации швов полимерными составами. Для восстановления наружной гидроизоляции трубы (по ее наружной поверхности) необходимо проводить вскрытие насыпи на ремонтируемом участке с предварительной организацией безопасного движения транспортных средств по автомобильной дороге. Такой вид ремонта целесообразно выполнять при диаметре труб до 1 м и высоте насыпи не более 1,5 м. Наружная изоляция восстанавливается путем заделки швов и щелей менее 1 см герметиками,а при ширине щелей 1 см и более - паклей, пропитанной битумной мастикой. Кроме того, эти участки перекрывают по контуру трубы на ширину 25 см несколькими слоями (два-три слоя) рулонного материала, чередуя с битумной мастикой. Остальную часть наружной поверхности трубы обмазывают двумя слоями битумной мастики.
Засыпку трубы проводят слоями грунта по 15–20 см с тщательным его уплотнением трамбовками.
8.4 Текущий ремонт лесных дорог временного действия
8.4.1 Временные лесные дороги строятся упрощенной конструкции и в зависимости от категории грунта могут быть грунтовыми, улучшенными гравийными добавками (для I и II категорий грунтов) или колейными (для III категории грунтов).
8.4.2 Текущий ремонт временных грунтовых дорог, улучшенных гравийными добавками, заключается в поддержании ровности проезжей части дороги путем подсыпки гравийных добавок в образовавшиеся колеи и ямы с последующим выравниванием ремонтируемых участков грейдером или бульдозером.
8.4.3 Ремонт дорог с колейным покрытием следует начинать в конце весеннего – начале летнего периода после окончания весенней распутицы.
8.4.4 Ремонт колейного железобетонного покрытия состоит из работ по выправке плит, выравниванию колесопроводов, поверхности обочин и межколейного промежутка, устранению просадок и замене отдельных плит, имеющих значительные повреждения или полностью разрушившихся.
8.4.5 Выправка плит заключается в доведении уклонов колесопроводов, обочин и межколейных промежутков до проектных значений, указанных в приложении В.
8.4.6 Верх рабочей поверхности обоих колесопроводов на прямых участках дороги должен быть в одном уровне. Отклонения по высоте допускаются не более 3–5 см. Отклонения в расстоянии между колесопроводами по ширине не должны превышать 5 см в большую сторону и 3 см в меньшую сторону.
8.4.7 Выправке подлежат плиты, имеющие уступы в стыках свыше 10 мм, отклонения от требуемых поперечных и продольных уклонов более 20‰, просадки, мешающие движению автотранспорта. Для устранения просадок плит в стыках их следует приподниматьи основание под ними выравнивать путем подсыпки песчаного материала. Подъемку плит осуществляют специальными гидравлическими подъемниками, автокранами или плитоукладчиками (укладочно-транспортными машинами).
8.4.8 Замену разрушившихся плит проводят путем извлечения их из покрытия автокраном или плитоукладчиком и укладки на их место новых или отремонтированных. При невозможности по каким-либо причинам сразу заменить разрушившуюся плиту ее временно засыпают грунтом.
8.4.9 Межколейные промежутки необходимо систематически по мере образования углублений и колей выравнивать и заполнять дренирующим грунтом.
8.4.10 Просадку плит в стыках устраняют следующим способом: приподнимают одновременно смежные концы плит просевшего стыка, выравнивают основание под ними путем добавления дренирующего грунта и опускают плиты. Количество добавляемого грунта зависит от его осадки при уплотнении.
8.4.11 На участках дороги, имеющих значительные нарушения ровности покрытия, проводят сплошную перекладку плит. После выполнения работ по восстановлению ровности колейного покрытия межколейные промежутки и обочины заполняют дренирующим грунтом до уровня поверхности плит. Обочинам с помощью автогрейдера придают поперечный уклон 40‰ на дренирующих грунтах и 60‰ на недренирующих грунтах. Плитам на прямолинейных участках дороги придают поперечный уклон 20‰ в сторону обочин.
8.4.12 Ремонт колейных дорог с деревянным покрытием из инвентарных сборно-разборных щитов и колесопроводов заключается в поддержании ровности покрытия в соответствии с техническими данными на конструкцию покрытия и замены или ремонта сломанных деталей.
8.5 Оценка состояния лесных дорог и искусственных сооружений
8.5.1 Оценку состояния лесных дорог и дорожных сооружений выполняют с целью определения степени соответствия их транспортно-эксплуатационных показателей, предъявляемым требованиям планирования видов иобъемов работ по ремонту и содержанию.
8.5.2 Работы по оценке состояния дорог и дорожныхсооружений включают:
текущие осмотры, выполняемые инженерно-техническими работниками низового звена (прорабами, мастерами и др.);