периодические осмотры, осуществляемые начальником дороги или при его отсутствии лицом, отвечающим за инженерно-техническое состояние дороги, назначенным собственником дороги;
сезонные осмотры, выполняемые комиссиями, назначаемыми руководством организации, осуществляющей эксплуатацию дороги;
специальные или детальные обследования, выполняемые специализированными организациями (дорожно-испытательными, проектными, научно-исследовательскими организациями и т. п.).
8.5.3 Состав и характер работ при осмотрах и обследованиях дорог и дорожных сооружений, а также порядок их проведения устанавливает собственник дороги с учетом специфики эксплуатируемой дорожной сети, местных природно-климатических и других условий.
8.5.4 Осмотры выполняют, как правило, визуально, используя при необходимости простейший мерный инструмент и портативные приборы. Обследования ведут с применением специального оборудования и передвижных лабораторий.
8.6 Приемка выполненных работ
8.6.1 Приемку выполненных работ по содержанию автомобильной дороги (участка) осуществляет заказчик.
8.6.2 Контроль качества выполнения работ по содержанию автодороги (участка) осуществляет заказчик путем визуальной оценки (осмотра) или выполнения измерений с фиксацией обнаруженных дефектов на соответствие проведенных работ к требуемому качеству их выполнения.
8.6.3 Периодичность осмотров определяет заказчик. Как правило, осмотры качества содержания проводят не реже одного раза в месяц. Для оценки работ по снегоочистке, снегоуборке и борьбе с зимней скользкостью заказчик проводит осмотры чаще, чем один раз в месяц в зависимости от погодных условий.
8.6.4 При наличии в договоре между заказчиком и дорожно-эксплуатационной организацией, осуществляющей работы по содержанию, штрафных санкций по снижению финансирования за нарушение сроков выполнения работ или за ненадлежащее качество их выполнения заказчиком применяется уменьшение стоимости работ.
8.6.5 Контроль качества содержания автомобильной дороги заказчик осуществляет в присутствии представителя (ей) дорожно-эксплуатационной организации, выполняющей работы по содержанию.
8.6.6 Дорожно-эксплуатационные организации, выполняющие работы по содержанию, ведут журнал производства работ по содержанию по форме, утверждаемой заказчиком.
8.6.7 По результатам осмотра качества содержания автодороги (участка) составляют акт, утверждаемый заказчиком и подписываемый членами комиссии.
8.6.8 При обнаружении несоответствий фактического состояния (качества) обслуживаемой дороги заданию и условиям договора (контракта) на выполнение работ по содержанию заказчик выдает организации-исполнителю предписание об устранении несоответствий фактического содержания дороги с указанием обнаруженных недостатков и сроков их устранения.
8.6.9 Приемка выполненных работ по ремонту автомобильной дороги (участка) осуществляется заказчиком или назначаемой им комиссией с составлением акта приемки выполненных работ.
8.6.10 При приемке работ по ремонту автомобильной дороги определяют их соответствие утвержденной проектной документации, положениям технических регламентов и законодательных актов, а также нормативных документов и стандартов, включенных как обязательные для исполнения в договор на подрядные работы по ремонту.
9 Капитальный ремонт лесных дорог
Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог приведена в [7].
9.1 Капитальный ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений
9.1.1 Характерные деформации и разрушения
9.1.1.1 Осадки земляного полотна возникают вследствие не-достаточного уплотнения или переувлажнения грунтов, особенно часто в местах повышенного увлажнения, при применении недоброкачественных грунтов высоких насыпей.
9.1.1.2 Просадки насыпей образуются на участках со слабыми подстилающими грунтами – на болотах, просадочных грунтах, карстах и т. д.
9.1.1.3 Сползание происходит на косогорных участках из-за недостаточного сопротивления сдвигу основания насыпей или на оползневых участках. Причинами этих деформаций являются недоброкачественная подготовка основания (отсутствие уступов, недостаточное уплотнение), наличие в основании слабопрочных грунтов, повышенное увлажнение и недоуплотнение нижних слоев насыпи.
9.1.1.4 Оползание откосов наблюдается при применении слабых грунтов, их переувлажнении и недоуплотнении, чаще всего из-за отсутствия укреплений, и интенсивного увлажнения атмосферными осадками или поверхностной водой. Кроме того, сползание может быть из-за превышения норм крутизны откосов, присыпки земляного полотна при уширении без устройства уступов или с недостаточным уплотнением.
9.1.1.5 Размывание и выдувание обочин и откосов происходит вследствие водной и ветровой эрозии, когда земляное полотно возведено из несвязных или слабосвязных грунтов при недостаточно эффективном укреплении откосов и обочин.
9.1.1.6 Для обочин характерны деформации в виде колей и выбоин, возникающих от наезда автомобилей на неукрепленные обочины, особенно увлажненные и недостаточно уплотненные. К деформациям обочин относят образование обратного уклона, особенно там, где установлены парапеты, ограждения и сигнальные столбики.
9.1.1.7 Деформации и разрушения водоотводных сооружений различны по характеру и причинам возникновения.
9.1.1.8 Грунтовые канавы и лотки подвергаются размыву в первую очередь в местах больших продольных уклонов, заиливаются и зарастают при малых уклонах.
9.1.1.9 Канавы и лотки, укрепленные плитами, каменными и другими материалами, могут размываться водой в местах стыков плит, разрушений укрепляющих устройств и т.д.
9.1.1.10 Водопропускные трубы засоряются грунтом и случайно попавшими предметами (соломой, травой, корягами), из-за чего прекращается их работа.
Для водопропускных труб характерны раковины, выщелачивание раствора, вымывание грунта из тела насыпи, трещины, сдвиги звеньев, деформации оголовков, отделение оголовков от тела трубы, просадки, засорение.
9.1.1.11 Раковины и выщелачивание – разрушение материала конструкции вследствие выветривания наружных слоев бетона под действием грунтовой и поверхностной воды, частично растворяющих и вымывающих вяжущие.
9.1.1.12 Вымывание грунтаиз насыпи происходит при нарушении изоляции стыков между звеньями, в образовавшиеся щели вода выносит грунт, образуя пустоты за трубой.
Трещины в бетоне и сдвиги звеньев возникают при неравномерном, иногда одностороннем давлении грунта на трубу. Условия работы трубы под нагрузкой ухудшаются при образовании пустот в насыпи из-за вымывания грунта.
9.1.1.13 Деформации оголовковв отделении их от трубы могут быть вызваны неравномерной осадкой фундаментов оголовков и звеньев, их подмывом, увеличением горизонтального давления на оголовки при переувлажнении грунта насыпи и сползании откосов.
9.1.1.14 Просадки – вертикальные неравномерные смещения звеньев, возникающие по причине неодинакового давления насыпи по длине трубы (большее давление на средние звенья), вызванного возведением насыпи из слабопрочных грунтов (торфяных, илистых) и вымыванием грунта.
9.1.2 Виды работ
9.1.2.1 Доведение геометрических параметров земляного полотна до норм, соответствующих его категории (размеры проезжей частии обочин, уклоны проезжей части и обочин).
9.1.2.2 Поднятие земляного полотна на подтопляемых и снегозаносимых участках, переустройство пучинистых, оползневых и обвальных участков автомобильной дороги.
9.1.2.3 Переустройство дефектных элементов земляного полотна и системы водоотвода .
9.1.2.4 Устройство земляного полотна и системы водоотвода на площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам.
9.1.2.5 Повышение прочности земляного полотна с использованием различных материалов.
9.1.2.6 Уменьшение крутизны откосов насыпей, выемок и другие работы, обеспечивающие устойчивость земляного полотна.
9.1.2.7 Раскрытие снегозаносимых выемок, устройство аккумуляционных полок, срезка откосов выемок для обеспечения видимости на кривых в плане и для размещения сбрасываемого снега.
9.1.2.8 Переустройство дренажей, осушительных канав, быстротоков, водобойных колодцев,
9.1.2.9 Устройство недостающих элементов системы водоотвода, в том числе новых водопропускных труб, дренажей, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов.
9.1.3 Требования к тенологии работ по капитальному ремонту земляного полотна приведены в [8].
9.1.3.1 При изменении плана и продольного профиля дороги с доведением параметров до норм, соответствующих установленной категории, работы по устройству земляного полотна выполняют согласно проекту на капитальный ремонт.
9.1.3.2 При изменении продольного профиля насыпи земляные работы выполняют после удаления и складирования материала дорожной одежды для дальнейшего использования. При смягчении продольного уклона дороги в выемке последовательно выполняют работы по ее уширению вверху, удалению дорожной одежды, уширению выемки в нижней части и углублению.
9.1.3.3 Поднятие высотных отметок осуществляют в условиях систематического подтопления насыпи, при разливах рек и таянии снежных отложений, насыпях повышенной снегозаносимости в зимний период на длительных по протяженности участках дороги, обширных и систематических образованиях пучин. Для повышения устойчивости насыпи в условиях снегозаносимости рекомендуется выполнять работы по уполаживанию откосов.