9.1.3.4 При поднятии высотных отметок насыпей происходит уширение насыпей. При выполнении работ по уширениюи с подлежащих засыпке обочин и откосов удаляют растительный грунт. При технико-экономическом обосновании подлежит удалению дорожная одежда, если материалы по своему качеству могут быть повторно использованы.
9.1.3.5 Одновременно с уширением насыпи при поднятии высотных отметок на пересечениях и примыканиях, съездах и подъездах к площадкам остановки и стоянкам автомобилей выполняют работы по сохранению и улучшению работоспособности дренирующего слоя.
9.1.3.6 Уширение насыпи следует производить послойно от основания с обязательной нарезкой на откосах уширяемой насыпи уступов или штроб для предотвращения сползания грунта и для его уплотнения, с учетом его вида, высотных отметок и поперечного профиля, местных климатических и гидрологических условий. При выполнении работ по уширению следует применять грунты, пригодные по своим показателям для укладки в насыпь уширения, коэффициенты фильтрации которых не менее коэффициентов фильтрации насыпи уширения. На участках, где отмечены пучины, следует устранить причины их образования и использовать для уширения только дренирующие грунты.
9.1.3.7 Использование при уширении или поднятии высотных отметок насыпи из местных материалов и грунтов особых разновидностей (крупнообломочные, галечниковые и гравелистые, золы, шлаки и т.д.) следует обосновать технико-экономическими расчетами.
9.1.3.8 Для обеспечения равнопрочности уширенной насыпи следует выполнить уплотнение грунтов уширяемой части до значений Куп ≥ 1,0, при необходимости, усиление ее различными армирующими прослойками из геосинтетических материалов, сеток, георешеток (особенно контактной зоны) и т.д. При уширении насыпи в условиях залегания в основании уширяемой части слабых грунтов надо осуществлять их осушение, при возможности выполнить выторфовывание, при необходимости, с последующим армированием различными прослойками из геосинтетических материалов, георешеток и др.
9.1.3.9 При высоком уровне грунтовых вод, значительном увлажнении грунтов насыпи и ее деформациях и разрушениях необходимо осуществлять замену грунта рабочего слоя на глубину промерзания дренирующими грунтами, включать при необходимости армирующие, гидроизолирующие или дренирующие прослойки из геосинтетических материалов, обеспечивающие осушение земляного полотна, повышение прочности или защиту грунтов рабочего слоя от переувлажнения поверхностными или грунтовыми водами, выполнить замену материала морозозащитного слоя.
9.1.3.10 На сооружаемых на стадии капитального ремонта пересечениях и примыканиях, площадках для остановки и стоянки автомобилей, земляное полотно и водоотвод выполняют в соответствии с проектом на капитальный ремонт согласно СП 34.13330.
9.1.3.11 Чтобы правильно назначить противопучинные мероприятия, рекомендуется на пучинистых участках организовать постоянное наблюдение. При осмотре и регистрации пучинистых участков устанавливают:
местоположение участков (с нанесением их на линейный график дороги);
протяженность каждого пучинистого участка;
время вскрытия и затухания пучин;
состояние земляного полотна, покрытия и водоотводных устройств в пределах пучинистого участка с указанием характера и степени разрушения;
рельеф местности, грунты земляного полотна, толщину отдельных слоев дорожной одежды, изменение уровня грунтовых вод в различные периоды года, глубину промерзания;
поперечный профиль дороги с указанием уклонов обочин и откосов;
способы зимнего содержания, интенсивность и состав движения, применявшиеся ранее эксплуатационные мероприятия по борьбе с пучинами. 9.1.3.12 Ликвидацию пучин следует выполнять путем частичной или полной замены грунта рабочего слоя, его укрепления различными материалами, дренирования согласно положениям нормативных документов на эти виды работ с последующим проведением мероприятий по предупреждению появления пучин. К числу этих мероприятий относятся увеличение высотных отметок насыпи, полная или частичная замена материала дренирующего слоя, замена или увеличение толщины морозозащитного слоя, применение геосинтетических теплоизолирующих материалов.
9.1.3.13 На участках, сложенных лессовыми, набухающими и просадочными грунтами, где отмечаются систематическое пучение или просадки грунтов, следует проводить замену пучинистых грунтов непучинистыми на глубину промерзания, характерную для условий ремонтируемого участка.
9.1.3.14 При увеличении высотных отметок насыпи следует выполнять работы по устройству капилляропрерывающих, водонепроницаемых, теплоизолирующих, защитных и других прослоек в зависимости от их необходимости, рекомендуется использование рулонных геосинтетических материалов.
9.1.3.15 Ликвидацию деформаций откосов в виде оползней со смещением значительных объемов грунта, обрушений и других разрушений, характерных для потери общей устойчивости, следует выполнять по специальным проектам.
9.1.3.16 При сплывах грунта откосы высоких насыпей и глубоких выемок целесообразно уполаживать. Для повышения устойчивости и закрепления грунтов следует применять устройство защитных экранов из различных решетчатых конструкций, заполненных щебнем или грунтом, проводить осушение грунта земляного полотна, организацию сброса поверхностных вод с проезжей части, обочин и др.
9.1.3.17 При обследовании участков дорог по результатам обследования, на которых возможно появление деформаций в виде обрушений, оползней и др., необходимо предусматривать различные предупреждающие мероприятия, в том числе повышение сцепления оползневой массы с ложем оползня с помощью шпон, свай, столбов, цементацию оползневых склонов и укрепление подошвы оползней устройством подпорных стенок (в том числе из армированного грунта), контрфорсов и других сооружений удерживающего вида.
9.1.3.18 На участках дорог, проходящих в горной местности, откосы которых сложены неустойчивыми горными породами (наличие камнепадов, осыпей, обвалов), необходимо выполнить работы по их раскрытию с уменьшением крутизны, выполнить работы по искусственному обрушению отдельных зон, выступов с целью выравнивания поверхности и ликвидации потенциально обвальных мест. Все неустойчивые участки откосов следует покрывать металлической (пластиковой) сеткой с закреплением ее по контуру анкерами, укрепленными в скальном грунте.
9.1.3.19 После проведения работ по капитальному ремонту участки земель, использованные под устройство временных дорог, подъездов, объездных путей, площадок для складирования грунта и материалов, устройства временных сооружений и т.д. следует рекультивировать.
9.1.3.20 Работы по возведению и переустройству водоотводных и дренажных сооружений при изменении плана и профиля дороги, уширении насыпи, переустройству и возведению вновь пересечений и примыканий автомобильных дорог выполняют согласно проекту на капитальный ремонт.
9.1.3.21 При сильном увлажнении грунтов земляного полотна, недостаточной эффективности работы дренирующего слоя дорожной конструкции обеспечение (повышение) прочности при капитальном ремонте обеспечивают путем осушения грунта устройством прикромочного, подкюветного продольного дренажа и других сооружений водоотвода и дренирования грунтов.
9.1.3.22 Для предохранения земляного полотна от размывов и разрушений на участках с большим продольным уклоном и в местах перехода глубоких выемок в насыпь, в пониженных местах вогнутых вертикальных кривых для сброса воды следует устраивать искусственные водоотводные сооружения (лотки, быстротоки и др.).
9.1.3.23 При капитальном ремонте на участках дорог, где водоотводные и дренажные сооружения показали свою неэффективность, следует выполнять проектные работы по переустройству с применением более совершенных конструкций.
9.1.3.24 При ликвидации пучин на пучинистых участках, помимо указанных в 8.1.5 мероприятий, возводят сооружения прикромочного дренажа, водоотвода, используют другие мероприятия по осушению грунта, в том числе на основе применения различных геосинтетических дренирующих материалов и геокомпозитов на их основе.
9.1.3.25 На участках, сложенных лессовыми, набухающими и просадочными грунтами, с систематическим пучением или просадкой грунтов помимо мероприятий по 8.1.4 осуществляют эффективный отвод поверхностных вод и защиту от них путем укрепления обочин и откосов, ремонтируют и совершенствуют конструкции и места расположения водоотводных сооружений и дренажных устройств, обеспечивают эффективное дренирование грунтов, отжим от насыпей, находящихся в резерве застойных вод.
9.1.3.26 При наличии деформаций на откосах высоких насыпей и глубоких выемок устойчивость помимо мероприятий по 8.1.4 повышают путем устройства дренажных скважин, сооружения местных дренажей для перехвата и отвода грунтовых вод и др.
9.1.3.27 На участках дорог, где по результатам обследований отмечена возможность образования деформаций в виде обрушений, оползней и др., помимо мероприятий по 8.1.5, осуществляют устройство поверхностного водоотвода выше и ниже площади предполагаемых разрушений откосов, по возможности, отвод русел вод, способствующих образованию оползня, устройство закрытых и открытых дренажей, дренирующих прорезей, штолен и других сооружений перехвата вод из водоносных горизонтов и их вывода за пределы опасных участков.
9.2 Капитальный ремонт дорожной одежды.
9.2.1 Основные виды деформаций и разрушений.
9.2.1.1 Под воздействием движения в неблагоприятных климатических и грунтово-гидрологических условиях ухудшаются основные эксплуатационные показатели дороги - ровность и сцепные свойства покрытия проезжей части, прочность дорожной конструкции. Это проявляется в виде различных выбоин, просадок, проломов, трещин, волн, сдвигов, колейности на поверхности покрытия.
Снижение прочности дорожной конструкции нежесткого типа приводит к появлению сетки трещин, колейности, выбоин, просадок и проломов. Уменьшение прочности может быть связано с переувлажнением грунтов земляного полотна, заиливанием нижнего слоя основания дорожной одежды, растрескиванием связных слоев дорожной одежды и сочетанием перечисленных процессов.
9.2.2 Виды работ
9.2.2.1 Капитальный ремонт выполняют в соответствии с проектно-сметной документацией.
9.2.2.2 Усиление дорожной одежды выполняют при фактическом модуле упругости дорожной конструкции меньше требуемого, т.е. когда коэффициент прочности меньше 1 и после реализации мер по восстановлению прочности и устойчивости земляного полотна, если было отмечено при обследовании снижение этих показателей.
9.2.2.3 Усиление дорожной одежды сопровождают исправлением продольных и поперечных неровностей и поперечных уклонов проезжей части. При этом исправление поперечных уклонов производят методами фрезерования покрытия, устройства выравнивающего слоя или их комбинаций. Продольный профиль исправляют выравнивающим слоем. Новые слои (включая выравнивающий) устраивают, руководствуясь действующими требованиями на строительство асфальтобетонных покрытий согласно СП 34.13330.
9.2.2.4 Усиление конструкции дорожной одежды предусматривает устройство дополнительного асфальтобетонного слоя (или слоев, включая выравнивающий) поверх существующего покрытия (способ перекрытия).
Срок службы слоя усиления может быть продлен при комбинировании способа перекрытия со способом термопрофилирования (метод горячей регенерации).
9.2.2.5 Термопрофилирование осуществляют с применением комплекта машин, включающего асфальторазогреватель и термопрофилировщик (ремиксер). Покрытие разогревают, рыхлят на глубину 3–5 см, добавляют 20–50 кг/м2 новой асфальтобетонной смеси, планируют и уплотняют. Сверху укладывают обычным способом замыкающий асфальтобетонный слой принимаемой по расчету толщины (слой усиления). Целесообразно совмещение обоих процессов в одной технологической схеме (способ «горячее по горячему»). В этом случае укатку осуществляют одновременно обоих слоев.
Усиление может быть достигнуто в процессе термопрофилирования при добавлении новой смеси в количестве 70–120 кг/м2 .
9.2.2.6 При усилении дорожной одежды способом перекрытия для замедления процесса отраженного растрескивания нового слоя (слоев) следует использовать армирующие прослойки из геосинтетических нетканых материалов, геосеток. Прослойки в зависимости от вида деформаций и типа дорожной одежды укладывают на границе старого и нового покрытий с предварительной подготовкой и очисткой ремонтируемого покрытия с заделкой трещин или между слоями покрытия устраиваемого усиления согласно действующим нормативно-техническим документам.
Трещинопрерывающую прослойку допускается выполнять и из эластичных битумоминеральных смесей (мастик, влажных органоминеральных смесей (ВОМС) и др.), полимербитумных материалов слоями ограниченной толщины.
С целью замедления процесса отраженного растрескивания в слое (слоях) усиления для приготовления асфальтобетона используют модифицированные битумы, полимербитумные вяжущие или модификаторы.
9.2.2.7 На дорожных одеждах автомобильных дорог категории III-ЛВ и ниже выравнивающий слой и слой усиления допускается устраивать из ВОМС или эмульсионноминеральных смесей (ЭМС) (холодная технология).
Слои из ВОМС пластичны и более устойчивы к отраженному растрескиванию и предпочтительны для использования в I-II климатических зонах. Толщина слоя из ВОМС не должна быть менее 3 см.
9.2.2.8 Для усиления дорожной одежды в трещиновато-блочном состоянии наиболее эффективен метод холодной регенерации. Метод предусматривает измельчение связных слоев покрытия и основания (во многих случаях с захватом части несвязного нижнего слоя основания) посредством холодного фрезерования, введение в образовавшийся рыхлый материал - асфальтобетонный гранулят (АГ) - вяжущего (а если требуется и нового скелетного материала), перемешивание всех компонентов, распределение полученной асфальтогранулобетонной смеси (АГБ-смеси) по нижележащему слою ремонтируемой дорожной одежды, уплотнение. В результате получают монолитный материал – асфальтогранулобетон (АГБ).
Перечисленные технологические операции выполняют на дороге звеном специализированных машин (способ смешения на месте). Наиболее приемлемым является использование машины - стабилизера (рисайклера). В случае отсутствия машин подобного типа приготовление АГБ-смеси можно осуществлять в стационарных или полустационарных условиях (способ смешения в установке).
Регенерированный слой (АГБ-слой) толщиной от 8 до 30 см выполняет функцию верхнего слоя основания дорожной одежды (на дорогах I-II категории) или нижнего слоя покрытия (на дорогах III-IV категории). В зависимости от интенсивности движения поверх АГБ-слоя укладывают одно- или двухслойное асфальтобетонное покрытие или устраивают поверхностную обработку.