качестве вяжущего в АГБ-смесях обычно используют катионную битумную эмульсию типа ЭБК-3, цемент, вспененный битум, комплексное вяжущее (эмульсия+цемент или вспененный битум+цемент).
Движение по слою открывают сразу после уплотнения.
Укладку верхнего или промежуточного слоя покрытия по слою из АГБ, содержащего цемент, выполняют через 2-3 сут, а по слою из АГБ, содержащему эмульсию, – после испарения влаги (через три-четыре недели).
9.2.2.9 Усиление дорожной одежды с использованием метода холодной регенерации позволяет реализовать принцип разнопрочности по ширине. Варьируя толщину регенерированного слоя, можно добиться более высокой прочности краевых (грузовых) полос проезжей части по сравнению со скоростными полосами, что обеспечит существенное удешевление ремонтных работ.
9.2.2.10 Наиболее радикальным методом усиления дорожных одежд, находящихся в трещиновато-блочном состоянии, является удаление этих слоев и устройство новых (способ переукладки). Метод обеспечивает нормативный срок службы дорожной одежды.
Снижение стоимости работ может быть достигнуто за счет использования АГБ в нижнем слое основания.
9.2.2.11 Устранение колей глубиной более 45 мм осуществляют методом фрезерования на ширину полосы наката с удалением при необходимости нестабильных слоев дорожной одежды и последующей укладкой одного или несколько слоев сдвигоустойчивого асфальтобетона.
9.2.2.12 Нестабильные слои основания могут быть усилены методом холодной регенерации с добавлением цемента (после удаления покрытия) с последующей укладкой нового слоя покрытия.
Если предусмотрено усиление дорожной одежды способами перекрытия или термоусиления, допускается срезкат фрезой выпоры покрытия в зоне колеи с укладкой в углубление выравнивающего асфальтобетонного слоя.
случае усиления дорожной одежды методом холодной регенерации необходимость в устранении колейности отпадает.
9.2.2.13 При уширении проезжей части на величину, в два раза меньшую ширины обочины, но не менее 0,5 м, вдоль кромки покрытия следует подготавливить корыто с вертикальными стенками на глубину до низа дополнительного слоя основания (дренирующего или морозозащитного). Дну корыта придают поперечный уклон 30-60‰ в сторону бровки для обеспечения водоотвода из основания дорожной одежды. При устройстве краевых укрепительных полос применяют специальные траншее копатели и приспособления к машинам, в том числе навесные и прицепные плуги, специальные накладки на отвал автогрейдера или бульдозера и др.
9.2.2.14 При необходимости уширения проезжей части на величину, равную ширине обочины, сначала срезают и удаляют в сторону дерновой покров, в том числе и с откосов (если он имеется), затем послойно удаляют остальную часть земляного полотна на требуемую глубину, используя срезаемый грунт на уширение.
При нарушении укрепления обочины укрепление восстанавливают с учетом категории дороги, характеристики движения, грунтовых и климатических условий согласно действующим нормативным документам.
9.2.2.15 Глубину выборки под устройство новой дорожной одежды определяют с учетом требуемой толщины и состоянием уширяемой дорожной конструкции. При удовлетворительном состоянии покрытия (коэффициент прочности дорожной конструкции Кпр > 0,9 и коэффициент фильтрации песчаного дренирующего слоя Кф ≥ 2 м/сут) выборку материалов выполняют до уровня верхней поверхности дренирующего слоя уширяемой конструкции.
9.2.2.16 При необходимости увеличения модуля упругости дорожной конструкции на участке уширения допускается увеличение толщины щебеночного основания (без значительного снижения толщины дренирующего слоя) и устройство верхней части основания из черного щебня.
9.2.2.17 При уширении участков дорог с неудовлетворительным состоянием покрытия (наличие повреждений в виде трещин, расположенных на расстоянии друг от друга не более 3 м, сетки трещин площадью до 30 % от общей площади рассматриваемого участка, прочность дорожной конструкции ниже требуемых значений, песчаный слой полностью или частично кольматированный) выборку материалов выполняют на всю глубину, а грунтов на уширяемой части существующего земляного полотна – на 0,1–0,4 м ниже поверхности существующего земляного полотна.
При наличии значительных повреждений и разрушений покрытия (сетка трещин площадью более 30 %, просадки и проломы на площади более 10 %), значительном ослаблении дорожной конструкции (Кпр < 0,75), наличии переувлажненных, пучинистых грунтов в рабочем слое земляного полотна, если не принято решение по реконструкции дороги, выборку грунтов выполняют на 0,5-0,6 м ниже поверхности существующего земляного полотна с последующей заменой на песчаные грунты с Кф ≥ 2 м/сут.
9.2.2.18 Для достижения равнопрочности (или повышения прочности) дорожных конструкций при уширении целесообразно применять конструктивные решения по уширению дорожных одежд с использованием в качестве защитных, армирующих, дренирующих прослоек геосинтетических материалов, сеток, геопластиков и георешеток пространственного типа.
9.2.2.19 При уширении дорожной одежды необходимым условием является надежное сопряжение конструкции уширения со старой одеждой. С этой целью в контактной зоне (зоне стыка) используют прослойки из геосинтетических материалов и геосеток, смещают торцевые части слоев покрытия относительно друг друга в сторону существующей дорожной одежды.
Если по экономическим соображениям от выполнения перечисленных мероприятий вынуждены отказаться, можно воспользоваться методом организации ложного продольного шва, который нарезают в замыкающем слое асфальтобетона вдоль сопряжения с последующей заливкой мастикой.
9.2.2.20 Краевая укрепительная полоса устраивается путем уширения дорожной одежды проезжей части дороги или самостоятельно, если изменение ширины проезжей части не предусматривается. Она должна иметь покрытие усовершенствованного типа (асфальтобетон, цементобетон) и по прочности соответствовать условиям движения по дороге. Конструкция краевой укрепительной полосы назначают согласно положений действующих документов.
9.2.2.21 При потере несущей способности дорожной конструкции с цементобетонным покрытием или, когда восстановление ровности нецелесообразно из-за многочисленных повреждений поверхности и разрушения швов, производят перекрытие цементобетона слоями из цементобетона или асфальтобетона.
9.2.2.22Толщину слоев перекрытия по 8.2.23 определяют расчетным путем. Укладку слоев перекрытия осуществляют в соответствии с действующими документами на строительство новых цементобетонных покрытий.
9.2.2.23 Если цементобетонное покрытие имеет многочисленные повреждения, его разбивают бетоноломом на отдельные блоки размером до 1×1 м, которые укатываются тяжелым катком. Укатку ведут до прекращения оседания блоков. На этот слой укладывают выравнивающий слой или слой усиления и затем слой износа.
9.2.2.24 При капитальном ремонте гравийных, щебеночных и грунтовых улучшенных дорог проводят:
полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды с добавлением щебеночных и подобных материалов в количестве более 500 м3 на километр дороги;
устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания (методом холодной регенерации).
9.2.2.25 Устройство новых слоев дорожной одежды осуществляют с проведением дополнительных операций по сплошному киркованию, профилированию и уплотнению существующего покрытия.
9.2.2.26 Сплошную кирковку или фрезерование проводят на глубину наиболее характерных для данного участка неровностей, но не менее чем на 5 см. Перед этим в сухую погоду покрытие поливают водой в количестве 6–12 л/м2.
9.2.27 Для усиления гравийных и щебеночных покрытий используют решения по увеличению толщины слоев или устраивают более совершенные покрытия. При этом старые покрытия выполняют функцию оснований. Технология устройства покрытий принимают согласно положений действующих документов.
9.2.2.28 При капитальном ремонте гравийных и щебеночных покрытий проводят усиление (утолщение) покрытий с учетом перспективной интенсивности движения; уширение покрытий (не более чем на одну полосу движения); устройство усовершенствованных покрытий с использованием старых в качестве оснований, на которых предварительно выполняется сплошная вскирковка [10].
9.2.2.29 При наличии просадок и выбоин на гравийных и щебеночных покрытиях место, подлежащее ремонту, после его очистки от пыли и грязи механическими щетками или вручную при малом объеме работ окон-туривают линиями, параллельными и перпендикулярными продольной оси дороги, и киркуют. Вскиркованный материал прогрохочивают и с добавлением нового материала заделывают выбоину, с последующим уплотнением.
9.2.30 Для черных покрытий – сплошной ямочный ремонт с последующей поверхностной обработкой [10].
9.3 Капитальный ремонт обустройств дороги
9.3.1 Установку знаков на автомобильных дорогах проводят в соответствии с проектами организации движения, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.
Места установки знаков на дорогах принимают согласно ГОСТ Р 52290.
Установку дополнительных знаков или снятие ранее установленных проводят по согласованию с органами ГИБДД.
9.3.2 Знаки кратковременного или сезонного действия устанавливают только на период необходимости и немедленно снимают после устранения причин, вызвавших их установку.
9.3.3 Для обеспечения четкого понимания знаков водителями и исключения случаев их ошибочного толкования на знаке (кроме знаков 5.20.1, 5.20.2, 5.21, 5.27) или его стойке не размещают информацию, не имеющую отношения к дорожному знаку.
9.3.4 Опоры дорожных знаков и способы размещения знаков на опорах принимают согласно ГОСТ 25458 и ГОСТ 25459.
9.3.5 При ремонте автомобильной дороги выявляют места с отсутствием дорожных знаков, включая знаки индивидуального проектирования, предусмотренные утвержденной схемой организации движения (схемой размещения дорожных знаков).
9.3.6 При незначительных повреждениях (знак развернут по отношению к проектному положению, наклон стойки знака, мелкие повреждения световозвращающей пленки знака, не искажающие его смысла, незначительная деформация щитка знака) знаки ремонтируют на месте. При повреждениях знаков, которые невозможно устранить на месте, знаки снимают, а на их место устанавливают исправные. При отсутствии знаков, предусмотренных схемой организации движения, их устанавливают.
9.3.7 На кривых в плане радиусом менее 600 м на дорогах категории I-ЛВ и менее 150 м на дорогах других категорий при ремонте проезжей части необходимо устраивать односкатный поперечный профиль (вираж), исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей.
9.3.8 В районах с незначительной продолжительностью снежного покрова и редкими случаями гололеда наибольший поперечный уклон проезжей части на виражах допускается принимать не более 100%0.
9.3.9 При ремонте электроосвещения на отдельных участках дорог, мостах, устраняют повреждения и дефекты опор светильников, разрывы провода и другие неисправности.
9.3.10 В случаях нарушения технологической связи сигнально-вызывной связи, неисправности в кабельных сетях принимают меры по восстановлению их работоспособности с привлечением специализированных организаций.
9.3.11 Во время ремонта щебеночных и гравийных покрытий, а также во время поверхностной обработки асфальтобетонных покрытий устанавливается дорожный знак (1.18 - выброс гравия). Знак предупреждает о наличии на дороге щебня, камней и возможном выбросе их из-под колес автомобиля, который снимается после окончания работ.
9.4 Капитальный ремонт искусственных сооружений
9.4.1 Потребность в работах по капитальному ремонту возникает при накоплении в элементах сооружения дефектов и повреждений, вызвавших их износ более 30 % и необходимость существенного ограничения условий движения по искусственному сооружению.
9.4.2 Одним из оснований для капитального ремонта и, при необходимости, усиления конструкций с целью повышения несущей способности является увеличение расчетной временной нагрузки по сравнению с предусмотренной для данного сооружения при его строительстве.