7.6.3 Область применения различных типов летних временных лесных дорог приведена в таблице 9.
Т а б л и ц а 9
Типы дорог | Область применения | |||
Колейные из щитов | деревянных | В лесосеках типа местности III, на заболоченных грунтах и болотах типов I и II. При вывозке автопоездами с осевой нагрузкой свыше 12 т | ||
Колейные из железобетонных плит или плит из стеклопластика | В лесосеках типа местности III, на заболоченных грунтах и болотах типов I и II. При вывозке автопоездами с осевой нагрузкой свыше 12 т | |||
Гравийные на хворостяной выстилке | В лесосеках типов местности II и III при наличии песчано-гравийных материалов в радиусе до 5км для автопоездов с осевой нагрузкой свыше 12 т | |||
Грунтовые, улучшенные гравийными добавками | В лесосеках типа местности III при отсутствии песчано-гравийных материалов и при наличии глинистых грунтов или мелкозернистых песков с расстоянием подвозки до 5км при вывозке автопоездами с осевой нагрузкой до 12 т | |||
Грунтовые | В лесосеках типов местности I и II при благоприятных грунтово-гидрологических условиях при вывозке автопоездами с осевой нагрузкой до 12 т | |||
П р и м е ч а н и е – Типы болот по СП 34.13330. |
7.6.4 Временные лесные дороги зимнего действия устраивают для освоения лесных массивов зимней заготовки, расположенных на землях III типа местности, доступ к которым связан с преодолением значительных заболоченных участков.
7.6.5 Дороги зимнего действия стоят двух типов – снежные и снежно-ледяные. К снежным относят дороги с покрытием из уплотненного снега, к снежно-ледяным – с покрытием из слоя льда, намороженного в результате систематических поливок грунтового основания дороги или уплотненного снега.
7.6.6 Основное требование к содержанию временных лесных дорог – обеспечение надежной и безопасной эксплуатации транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками при минимальных затратах на их строительство и содержание.
7.6.7 Основной вид работ по содержанию временных дорог с гравийным или улучшенным грунтовым покрытием – регулярное профилирование поверхности дороги грейдером для придания ей необходимого поперечного профиля, обеспечивающего отвод воды с дороги. Отдельные глубокие просадки исправляют засыпкой гравийным материалом.
7.6.8 Содержание и ремонт колейных дорог с деревянным покрытием из инвентарных сборно-разборных щитов и колесопроводов заключается в поддержании ровности покрытия в соответствии с техническими данными на конструкцию покрытия и замены или ремонта сломанных деталей.
7.6.9 Содержание зимних дорог включает работы по планировке проезжей части, расчистке дороги от снега, снегозащите, засыпке теплоизоляционными материалами быстропротаивающих мест, уходу за крутыми подъемами и спусками (посыпка песком), систематической поливке водой снежно-ледяных дорог.
8 Ремонт лесных дорог
Классификация работ по ремонту лесных дорог принята в соответствии с [9].
8.1 Ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений
8.1.1 Ремонт земляного полотна и водоотвода следует проводить комплексно по всем элементам. Допускается проводить ремонт выборочно при сохраненной целостности части элементов на основе ведомости дефектов при ограниченном объеме работ.
8.1.2 Ремонт земляного полотна осуществляют:
при подтоплении небольших по протяженности участков поверхностными водами или водами при разливе рек осуществляют подъемку насыпи. Это же выполняется при повышенной заносимости отдельных участков насыпи в зимний период, при образовании обширных деформаций в результате пучения грунтов;
при потере общей устойчивости откосов насыпей и выемок на небольших по протяженности участках следует выполнятьработы по очистке мест обвалов, обрушений, оползней и др., восстановлению, планировке и уплотнению откосов, в т.ч. с ремонтом конструкций укрепления.
Устойчивость откосов обеспечивают устройством берм, грунтовых банкетов, полок, осушающих откос сооружений;
при нарушении местной устойчивости неукрепленных откосов следует выполнить профилирование их поверхности и укрепление высевом трав или решетчатыми конструкциями пространственного типа. Наиболее технологичным является биологическое укрепление с помощью геосинтетических материалов с включенными в их структуру семенами трав оптимального состава или травосеяние с покрытиями из геосинтетических материалов, обеспечивающих защиту прорастающих семян.
8.1.3 На подтопляемых откосах с невысокими скоростями потока и малой высотой подтопления возможны биологическое укрепление в виде посадки кустарника, плетневого прорастающего укрепления, прорастающей выстилки, фашинные конструкции.
8.1.4 При постоянных деформациях поверхности откосов и их разрушении следует выполнить работы по уположению, осушению и дренированию грунтов или изменить конструкцию укрепления. Конструкцию выбирают в зависимости от вида и состояния грунтов, местных климатических условий, причины возникновения деформаций. Деформации и разрушения укрепления следует исправлять с применением ранее использованных или более эффективных геосинтетических материалов.
8.1.5 В равнинной местности, где отвод воды от насыпи затруднен, а резервы заболачиваются, на отдельных участках увеличивают высотные отметки насыпи с обеспечением требуемого продольного профиля дороги.
Это мероприятие следует проводить при высоком уровне грунтовых вод и возникающих на этой основе значительных деформациях земляного полотна и дорожной конструкции в целом (просадки, разрушения, искажения продольного и поперечного профилей и т.д.).
8.1.6 Для повышения прочности грунтов насыпи, в том числе при укреплении обочин, на уширяемых участках, при борьбе с пучинами и предупреждении их образования целесообразно использовать в качестве армирующих, дренирующих или гидроизолирующих прослоек различные геосинтетические материалы.
8.1.7 Ремонт водоотвода выполняетсяпри следующих условиях:
необходимо, чтобы боковые резервы имели правильную форму. Для этого их следует планировать с приданием уклона в сторону от подошвы насыпи не менее 20 ‰. Если резерв имеет участки с длительным стоянием поверхностных вод, проводят его переустройство (восстановление);
в случаях, когда работы в резерве необходимо провести в период застоя воды, воду следует отвести поперечными канавами в пониженные участки в пределах полосы отвода или во временные, специально отрытые, накопители. После испарения воды в накопителе следует провести рекультивацию. Во всех случаях поверхность резервов укрепляют посевом многолетних культурных трав.
8.1.8 При ремонте следует прочищать водоотводные и нагорные канавы на всем протяжении ремонтируемого участка, восстанавливать и, при необходимости, на отдельных участках перестраивать.
Прочистку канав следует вести навстречу возможному течению воды. Если через канаву пропускается нерасчетное количество воды, делают поперечные выпуски в дополнительную водоотводную канаву, сооружаемую на границе полосы отвода с устройством испарительных бассейнов.
8.1.9 Наряду с ремонтом открытой водоотводной системы следует: прочищать и ремонтировать поврежденные водостоки, промывать дренажи, выполнять замену отдельных дрен на небольших по протяжению участках, выполнять ремонт устьев дрен, колодцев, заменять на отдельных участках фильтровальную обсыпку.
8.1.10 При подмыве и разрушениях лотков, быстротоков, водобойных колодцев, берегозащитных и противоэрозионных и других сооружений следует проводить ремонт материалами, аналогичными использованным в сооружении или обладающими повышенной устойчивостью к агрессивным воздействиям.
8.1.11 Основными мероприятиями при ликвидации пучин или предупреждении их образования на эксплуатируемых автомобильных дорогах являются отвод воды от земляного полотна (уположение откосов, устройство берм), осушение грунтов, ограничение или пресечение поступления поверхностных и грунтовых вод в рабочий слой.
8.1.12 На пучинистых участках, где условия рельефа позволяют осуществить сброс воды, следует устраивать подкюветный траншейный двухсторонний или односторонний дренаж совершенного или несовершенного типа в зависимости от глубины залегания грунтовых вод и требований по понижению. При возможности сброса воды при низкой фильтрации или заилении дренирующего слоя аналогично устраивается и прикромочный траншейный дренаж.
8.1.13 На участках дорог с затяжными продольными уклонами, превышающими поперечные, при снижении фильтрации дренирующего слоя, а также для улучшения условий отвода из него воды надо устраивать дренажные прорези (воронки), дренажи мелкого заложения.
8.2 Ремонт дорожной одежды
8.2.1 Ремонт дорожной одежды включает :
а) восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;
б) восстановление изношенных покрытий;
в) ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей;
г) замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий;
д) восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов.
8.2.2 При ремонте дорожных одежд с переходными и низшими типами покрытий следует выполнять восстановление профиля и слоя износа с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 500 м3 на километр дороги.
8.2.3 Для восстановления профиля дорог с гравийными и щебеночными покрытиями следуетвыполнить сплошную ремонтную кирковку и профилировку покрытия с добавлением нового материала и обработку верхнего слоя органическими вяжущими или специальными обеспыливающими материалами, методом смешения на месте.
8.2.4 Технология работ при проведении сплошной ремонтной профилировки состоит из механической очистки поверхности покрытия от грунта, грязи, мусора, кирковки или фрезерования проезжей части и предварительной ее профилировки, доставки на покрытие готовой оптимальной гравийной или щебеночной смеси, ее распределения, профилирования, увлажнения и уплотнения.
В процессе уплотнения следует следить за соблюдением поперечных уклонов и ровности покрытия, проверяя их шаблоном и 3-метровой рейкой.
8.2.5 Сплошную ремонтную профилировку выполняют следующим образом: гравийную или щебеночную смесь подвозят и распределяют автогрейдером по старому покрытию, а затем осуществляют фрезерование на требуемую глубину с добавлением воды или специального раствора. После разравниваия автогрейдером материал уплотняют.
8.3 Ремонт искусственных сооружений
8.3.1 Основные виды деформаций и разрушений.
8.3.1.1 На лесных дорогах в основном применяются искусственные сооружения в виде деревянных мостов и водопропускных труб. Требования к ремонту и содержанию бетонных, металлических и каменных искусственных сооружений на лесных дорогах приведены в [10] для дорог общего пользования IV и V категорий.
8.3.1.2 Эксплуатируемые искусственные сооружения постоянно подвержены воздействию транспортных нагрузок, различных природных явлений, постепенно снижающих прочность и надежность и, как следствие, ограничивающих срок службы сооружений. К природным явлениям, прежде всего, относятся переменная во времени температура и влажность воздуха, атмосферные осадки, воздействие воды и льда в сооружениях через водотоки и т.д.
особо тяжелых условиях находятся сооружения, эксплуатируемые в районах с суровым климатом, частого перехода от низких температур к оттепелям, сейсмически опасных районах. Определенное влияние на состояние сооружений оказывают грунтовые условия, наличие разломов в местах расположения опор, возможные в горных районах оползни, камнепады и др.