7.2.4.2 В состав учебного блока по заданию на проектирование могут входить следующие помещения: специализированный кабинет, лаборатория, практикумы, а также лаборантские и помещения подсобного назначения (ресурсный центр, комната хранения и т.д.).
7.2.4.3 Площади лабораторий - специализированных учебных кабинетов, практикумов следует принимать не менее 3,5 м2 на одно место (без учета специализированной мебели и оборудования) из расчета проведения на его площади групповых форм работы. Площадь лаборантских - не менее 18 м2 на одно помещение.
7.2.4.4 Состав и площади специализированных учебных кабинетов основной и старшей школы приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1
Наименование помещения | Площадь, м2, не менее | ||
на одного обучающегося | одного помещения* | ||
классная группа | половина классной группы | ||
Кабинет естествознания | 3,5 | - | - |
- лаборантская-практикум по физике | - | - | 36 |
- лаборантская-практикум по химии | - | - | 36 |
- лаборантская-практикум по биологии | - | - | 36 |
Учебные кабинеты по естественным наукам (физика, химия, биология): | |||
- лаборатория (лекционное помещение) на каждый предмет | 3,5 | - | - |
- два практикума на каждый предмет | - | 4,5 | - |
- лаборантская на каждый предмет | - | - | 18-32 |
Специализированные кабинеты: | |||
- иностранного языка | - | 3,5 | - |
- технического черчения | - | 6 | - |
- информатики и вычислительной техники | - | 4,5** | - |
Специализированное помещение для профильного обучения - практикум | - | 3,5*** | - |
* При наполняемости класса выше 25 человек необходимо дополнительное обоснование площади помещения исходя из норм площади на одного обучающегося. ** Допускается снижение нормы площади на одного обучающегося при оснащении кабинета ноутбуками. *** Норма площади приведена без учета площади на специализированную мебель и оборудование. |
7.2.5 Помещения изучения технологий и трудового обучения
7.2.5.1 Учебно-производственные помещения рекомендуется располагать на первом этаже и размещать обособленно от учебных помещений. Мастерские по обработке древесины и комбинированные мастерские по обработке металла и древесины следует проектировать в соответствии с пунктом 6.93 СП 118.13330.2012.
7.2.5.2 Состав и площади группы учебно-производственных помещений приведены в таблице 7.2.
Таблица 7.2
Наименование помещения | Площадь, м2, не менее | |
на одного обучающегося (13 мест) | одного помещения | |
Начальная школа: | ||
Кабинеты ручного труда | 2,5 | - |
Основная школа: | ||
Комбинированная мастерская по металлу и дереву | 9 | - |
Мастерская по обработке металла и технологии | 7 | - |
Мастерская по обработке дерева и технологии | 7 | - |
Инструментальная | - | 15 |
Мастерская по обработке тканей и технологии | 6 | - |
Кулинария и домоводство | 4 | 50 |
Кабинет изучения технологии | 7,5 | - |
Инструментальная | - | 15 |
Старшая школа: | - | - |
Мастерская-цех (универсальная) обработки материалов | ||
Универсальная мастерская по техническим видам труда | 9 | - |
Автодело в составе кабинетов по теории и практической работе | 3,5+9 | - |
Электротехника | 5,5 | - |
Радиоэлектроника | 5,5 | - |
Комната мастера | - | 8-16 |
Гардеробные | - | 24 |
Кладовые для хранения сырья, материалов и готовой продукции | - | 24 |
7.2.6 Группа помещений зрительного зала
7.2.6.1 При проектировании зданий ОО рекомендуется предусматривать зрительный зал.
7.2.6.2 В зависимости от типа школы зал может быть использован в качестве учебной аудитории для занятий по музыке и пению.
7.2.6.3 Площадь одного посадочного места в зрительном зале (без учета эстрады) должна быть не менее 0,65 м2.
7.2.6.4 Общешкольные мероприятия в зале в основном проводятся раздельно либо для обучающихся по программе начального общего образования, либо для обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования, поэтому вместимость зрительного зала определяют по большей группе обучающихся или из расчета 60% общего числа обучающихся плюс два места для преподавателей на каждый класс.
7.2.6.5 Число посадочных мест в зрительном зале ОО, реализующей программы основного общего и среднего общего образования, определяют из расчета посадки 100% обучающихся плюс два места для преподавателей на каждый класс, если иное не предусмотрено заданием на проектирование.
7.2.6.6 В обособленном здании начальной школы проектируют актовый зал. Число посадочных мест в актовом зале для начальной школы принимается из расчета посадки 100% обучающихся 2-4 классов плюс два места для преподавателей на каждый класс, если иное не предусмотрено заданием на проектирование.
7.2.6.7 Пропорции зрительного зала должны удовлетворять требованиям демонстрации кинофильмов и т.п. Помещение зала следует проектировать без внутренних опор, ограничивающих обзор и препятствующих проведению мероприятий. Рекомендуемая высота зала в чистоте - не менее 6 м.
Если планируется использование зала для проведения общешкольных мероприятий, поверхность пола рекомендуется проектировать без уклона (актовый зал).
Выходы из зрительного зала, предназначенные для основных зрительских потоков, должны иметь удобное сообщение с входной зоной здания ОО.
7.2.6.8 Эстраду рекомендуется проектировать с возможностью проведения занятий по хореографии. Рекомендуемая площадь эстрады на две параллели обучающихся - 70 м , на три - 90 м2. Пол эстрады должен быть выше пола зала на 1,1-1,2 м. Глубину эстрады следует принимать не менее 3 м.
7.2.6.9 Рекомендуемый состав помещений при зрительном зале: артистические площадью не менее 10 м2, склад декораций и бутафории, музыкальных инструментов площадью 10 м2, склад хранения костюмов площадью 10 м2. Помещения должны сообщаться с эстрадой и располагаться с ней в одном уровне. Вход в закулисные помещения проектируется из коридора.
7.2.6.10 Размер кинопроекционной при зрительном зале (или иного технического помещения) зависит от типа используемого оборудования. При кинопроекционной может проектироваться кладовая для технических средств кинопоказа площадью от 10 м2.
7.2.6.11 При зрительном зале следует проектировать рекреацию и санузлы.
7.2.7 В общеобразовательных организациях с углубленным изучением отдельных дисциплин рекомендуется иметь лекционную аудиторию расчетной площадью не менее 1 м2 на одно место. Расчетную вместимость аудитории определяют по числу обучающихся в возрастной параллели, состоящей не более чем из трех классов.
7.2.8 Группа помещений художественного воспитания
При проектировании школ, ориентированных на углубленное и расширенное содержание обучения, необходимо предусматривать выделение помещений под студии (универсальные залы) размерами 12x12 м, а также подсобные помещения для отделения по художественному воспитанию и искусству: кабинет эстетики с полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии, классы пения и музыки (70-108 м2), в зависимости от назначения образовательной организации. Рекомендуемые площади помещений группы художественного воспитания приведены в таблице 7.3.
Таблица 7.3
Наименование помещения | Площадь, м2, не менее | Число мест в помещении | |
на одного обучающегося | одного помещения | ||
Универсальная студия* | - | 144 | - |
Подсобное помещение | 18-36 | - | |
Раздевальная | - | 12 | - |
Кабинет эстетики с полиэкраном** | - | 80 | 24 |
Лаборантская | - | 28 | - |
Кружки специализированные и студии: | |||
живопись, рисунок, скульптура | 5 | 108 3x36 | 8 на каждый предмет |
Кинофотостудия | - | 36-54 | - |
Класс пения и музыки | 2,5 | - | 24 |
- студия хореографии и драмкружка | 9 | - | 12 |
- студия прикладного искусства (дизайн) | 6 | - | 12 |
Универсальные клубные помещения | - | 36 | - |
Кладовые уборочного инвентаря | - | 18-36 | - |
Преподавательская | - | 18-24 | - |
Санузлы*** | 0,15 | 4-8 | - |
Вестибюль-гардероб*** | 0,35х1,5 | - | - |
* Число помещений и площадь определяются назначением студии (изобразительное искусство, хореография, музыка, драмкружок и т.д.). ** Предназначаются только для профильных учебных заведений. *** По расчету, исходя из суммы принятых помещений с коэффициентом, равным 1,5. Примечания 1 Расширенный состав помещений предназначается для профильных ОО с гуманитарным направлением и эстетическим развитием обучающихся. 2 При студии хореографии и драмкружке предусматриваются раздевальные и костюмерная. |
7.2.8.1 Учебно-художественные кабинеты делятся на зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка. Конкретный набор зон зависит от реализуемой образовательной программы.
7.2.8.2 При работе с различными видами живописи площадь одного рабочего места составляет для рисования за мольбертом - 3,5 м2, рисования за столом - 2,0 м2.
7.2.8.3 В образовательных организациях с техническим профилем по заданию на проектирование может быть предусмотрено универсальное помещение для технического творчества, с выделением в отдельный объем пространства для размещения инструмента, материала, инвентаря. Рекомендуемая площадь - 108 м2.
7.2.9 Группа спортивно-оздоровительных помещений
7.2.9.1 Проектирование физкультурно-спортивных залов и помещений следует осуществлять в соответствии с требованиями пункта 5.31 СП 118.13330.2012.
7.2.9.2 Число и типы спортивных залов определяют в задании на проектирование в зависимости от планируемой учебной нагрузки по физкультуре, вида ОО и ее вместимости. В крупных и крупнейших городах типы, число и площадь спортивных залов рекомендуется принимать из расчета одновременного обслуживания самой ОО и окружающих зданий ОО, с дефицитом площади по отношению к нормам.
7.2.9.3 При обеспечении автономности функционирования спортивных залов допускается их использование во внеучебное время для спортивных занятий взрослых жителей микрорайона, с обязательной организацией при них дополнительных раздевалок, душевых и санузлов.
7.2.9.4 Рекомендуемые габариты спортивных залов: 9,0х18,0 м, 12,0х24,0 м, 18,0х30,0 м. Высота спортивного зала должна составлять не менее 6,0 м.
7.2.9.5 Залы для физкультурных занятий допускается размещать не выше второго этажа при обеспечении в них нормативных уровней звукового давления и вибрации. Предусматривать проходы в учебно-спортивные помещения через учебные секции не допускается.
7.2.9.6 Во вновь строящихся зданиях ОО при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 м2; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек санузлы площадью не менее 8,0 м2 каждый. Вход в спортивный зал предусматривается непосредственно из раздевальных или через обособленный коридор.
7.2.9.7 Ширина прохода между стеной (перегородкой) и скамьями в раздевальных должна быть не менее 1 м, а проход между противостоящими скамьями - не менее 1,2 м. В раздевальных перед дверями, при необходимости, следует предусматривать щиты-экраны высотой от пола 1,75 м, не доходящие до пола на 0,2 м.
7.2.9.8 Душевые кабины должны предусматриваться размерами в плане не менее 0,9х0,9 м. Проход между рядами душевых кабин должен быть не менее 1,2 м, а между рядом кабин или кабиной и стеной (перегородкой) - не менее 0,8 м. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.
7.2.9.9 Снарядная соединяется со спортивным залом через дверь или открытый проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 м.
7.2.9.10 Длина снарядной для хранения гимнастического бревна должна быть не менее 5 м. Пол снарядной проектируется в одном уровне с полом спортивного зала (без порога). При расположении спортивных помещений на первом этаже из снарядной или зала предусматривается выход на участок (для выноса снарядов и как второй эвакуационный выход).
7.2.9.11 В состав помещений физкультурно-спортивного назначения рекомендуется включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами.
7.2.9.12 Для групп лечебной физической культуры по заданию на проектирование предусматриваются помещения для интеллектуальных занятий.
7.2.9.13 Рекомендуемый состав и расчетные показатели площадей учебно-спортивных залов и бассейна приведены в таблицах 7.4 и 7.5.
Таблица 7.4
Наименование физкультурно-спортивного объекта и его размеры | Площадь, м2, при числе классов, чел., для школы | ||||||
основной | средней | ||||||
один класс в парал-лели | два класса в парал-лели | три класса в парал-лели | один класс в парал- лели | два класса в парал- лели | три класса в парал-ели | более трех классов в парал- лели | |
9 (225 чел.) | 18 (450 чел.) | 21 (524 чел.) | 11 (275 чел.) | 22 (550 чел.) | 33 (825 чел.) | более 33 классов (более 900 чел.) | |
Физкультурно-спортивные залы и помещения | |||||||
Спортивный зал 48,0х30,0 м (h≥8 м) | - | - | - | - | - | - | 1440 |
Спортивный зал 42,0х24,0 м (h≥8 м) | - | - | - | - | 1008 | 1008 | |
Спортивный зал 30,0х18,0 м (h≥7 м) | - | 540 | 540 | 540 | - | - | - |
Спортивный зал 24,0х12,0 м (h≥6 м) | 288 | - | - | - | - | - | - |
Зал для гимнастики, подвижных игр, хореографии, фитнес-аэробики 21,0х15,0 м (h≥6 м) | - | 315 | 315 | - | 315 | 315 | 315 |
Тренажерный зал 12,0х12,0 м (h≥4 м) | - | - | - | 144 | 144 | 144 | 144 |
Зал для занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе 12,0х12,0 м (h≥4 м) | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 |
Итого: | 432 | 999 | 999 | 828 | 1611 | 1611 | 2043 |
Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения | |||||||
Школьный стадион (круговая беговая дорожка не менее 250,0 м, совмещенная с прямой беговой дорожкой не менее 110,0 м, комбинированное поле для спортивных игр с двумя секторами для прыжков) | 4200 | 4200 | 4200 | 4200 | 4200 | 5260 | 5260 |
Площадка для спортивных игр 48,0х36,0 м | - | - | 1728 | 1728 | 1728 | 1728 | 1728 |
Площадка для спортивных игр 42,0х24,0 м | 1008 | 1008 | - | - | - | - | - |
Теннисный корт 36,0х18,0 м | - | - | - | - | 648 | 648 | 648 |
Площадка для подвижных игр и общеразвивающих упражнений | 200 | 200 | 400 | 200 | 400 | 600 | 600 |
Итого: | 5408 | 5408 | 6328 | 6128 | 6976 | 8236 | 8236 |
Таблица 7.5
Наименование помещения | Спортивные залы | Бассейн с ваннами | |||||
12х15 | 18х15 (12) | 24х15 (12) | 36 (30)х18 | 25х11 | 16,66х11 | 10x6 | |
Раздевальные, включая уборные и душевые | 55 2х27,5 | 55 2х27,5 | 110 4х27,5 | 110 4х27,5 | - | - | - |
Инвентарная (снарядная) | 16 | 16 | 32 | 32 | 6 | 6 | 6 |
Помещение хранения уборочного инвентаря | 4* | 4* | 4* | 4* | 8 | 8 | 4 |
Раздевальные для переодевания занимающихся, при них: | - | - | - | - | 78** 2x39 | 78** 2x39 | 40 2x20 |
- шкафы для одежды одноярусные*** | - | - | - | - | 24*** 2х12 | 24*** 2х12 | 12 2x6 |
- душевые при раздевальных для девочек и мальчиков**** | - | - | - | - | 20 2(5х2) | 20 2(5х2) | 12 2(3х2) |
- уборные для девочек и мальчиков | - | - | - | - | 8 2x4 | 8 2x4 | 4 2x2 |
Помещение инструктора-тренера и склад мелкого спортинвентаря**** | 10 | 10 | 10 | 20 | 2х10 | 12+6 | 12+6 |
Помещение медсестры с лабораторией анализа воды | - | - | - | - | 12 2x6 | 12 2x6 | 12 2x6 |
Бытовые помещения для персонала | - | - | - | - | 9 | 9 | - |
Служебные помещения | - | - | - | - | 12 | 12 | - |
* Одно помещение на группу залов. ** Из расчета 2,6 м2 на одного обучающегося и 15 мест в раздевальной. Одна сетка на трех занимающихся в смену и 2 м2 на одну сетку. *** Одноярусные шкафы размерами в плане 60х30 см из расчета 0,8 м2 на одно место и 15 мест в раздевальной. **** Помещение тренера предусматривают с душевой и санузлом. |