ПК 6.3. Выполнять работы по техническому переоснащению и реконструкции производства электрической энергии.
ПК 6.4. Оценивать эффективность производственной деятельности по энергосбережению, отладке новых технологических режимов, техническому переоснащению и реконструкции производства электрической энергии.
5.4.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
Таблица 3
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть циклов ОПОП | 3240 | 2160 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | 660 | 440 | ||
В результате изучения обязательной части циклаобучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 10 | ||
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 10 | ||
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | 172 | ОГСЭ.03. Иностранный язык | ОК 1 - 10 | ||
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 344 | 172 | ОГСЭ.04. Физическая культура | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 10 | |
EH.00 | Математический и общий естественнонаучный цикл | 146 | 98 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;знать:значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы;основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;основы интегрального и дифференциального исчисления | ЕН.01. Математика | ОК 1 - 5ОК 7 - 9ПК 1.5 - 1.6ПК 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1ПК 5.1 | |||
уметь:анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;знать:виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;основные источники и масштабы образования отходов производства;основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды | ЕН.02. Экологические основы природопользования | ОК 1 - 5ОК 7 - 9ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4 | |||
П.00 | Профессиональный цикл | 2434 | 1622 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 804 | 536 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности;знать:законы, методы и приемы проекционного черчения;классы точности и их обозначение на чертежах;правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике;технику и принципы нанесения размеров;типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) | ОП.01. Инженерная графика | ОК 1 - 9ПК 1.5 - 1.6ПК 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1ПК 5.1 | |||
уметь:подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;собирать электрические схемы;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;знать:классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;основные законы электротехники;основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;параметры электрических схем и единицы их измерения;принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;способы получения, передачи и использования электрической энергии;устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;характеристики и параметры электрических и магнитных полей | ОП.02.Электротехника и электроника | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.4ПК 4.3 | |||
уметь:использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;знать:задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;формы подтверждения качества | ОП.03. Метрология, стандартизация и сертификация | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4 | |||
уметь:определять напряжения в конструкционных элементах;определять передаточное отношение;проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;производить расчеты на сжатие, срез и смятие;производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы;знать:виды движений и преобразующие движения механизмы;виды износа и деформаций деталей и узлов;виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;методику расчета на сжатие, срез и смятие;назначение и классификацию подшипников;характер соединения основных сборочных единиц и деталей;основные типы смазочных устройств;типы, назначение, устройство редукторов;трение, его виды, роль трения в технике;устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования | ОП.04. Техническая механика | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.4ПК 4.3 | |||
уметь:определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления;определять твердость материалов;определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей;знать:виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;виды прокладочных и уплотнительных материалов;закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии;классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;методы измерения параметров и определения свойств материалов;основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;основные свойства полимеров и их использование;особенности строения металлов и сплавов;свойства смазочных и абразивных материалов;способы получения композиционных материалов;сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием | ОП.05. Материаловедение | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.4ПК 4.3 | |||
уметь:выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;знать:базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;общий состав и структуру персональных (электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности | ОП.06.Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4 | |||
уметь:находить и использовать необходимую экономическую информацию;определять организационно-правовые формы организаций;определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);знать:действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;основные технико-экономические показатели деятельности организации;методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;основные принципы построения экономической системы организации;основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;основы организации работы коллектива исполнителей;основы планирования, финансирования и кредитования организации;особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;общую производственную и организационную структуру организации;современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;формы организации и оплаты труда | ОП.07. Основы экономики | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4 | |||
уметь:анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;знать:виды административных правонарушений и административной ответственности;классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;организационно-правовые формы юридических лиц;основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения | ОП.08. Правовые основыпрофессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4 | |||
уметь:вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:законодательство в области охраны труда;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;категорирование производств по взрыво-пожароопасности;меры предупреждения пожаров и взрывов;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;права и обязанности работников в области охраны труда;виды и правила проведения инструктажей по охране труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов | ОП.09. Охрана труда | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.10. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1630 | 1086 | ||
ПМ.01 | Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и системВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения переключений;определения технического состояния электрооборудования;осмотра, определения и ликвидации дефектов и повреждений электрооборудования;сдачи и приемки из ремонта электрооборудования;уметь:выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения и оценивать техническое состояние электрооборудования;обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;выполнять работы по монтажу и демонтажу электрооборудования;проводить испытания и наладку электрооборудования;восстанавливать электроснабжение потребителей;составлять технические отчеты по обслуживанию электрооборудования;проводить контроль качества ремонтных работ;проводить испытания отремонтированного электрооборудования;знать:назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;способы определения работоспособности оборудования;основные виды неисправностей электрооборудования; безопасные методы работ на электрооборудовании;средства, приспособления для монтажа и демонтажа электрооборудования;сроки испытаний защитных средств и приспособлений; особенности принципов работы нового оборудования;способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного из работы;причины возникновения и способы устранения опасности для персонала, выполняющего ремонтные работы;мероприятия по восстановлению электроснабжения потребителей электроэнергии;оборудование и оснастку для проведения мероприятий по восстановлению электроснабжения;правила оформления технической документации в процессе обслуживания электрооборудования;приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслуживании электрооборудования | МДК.01.01.Техническое обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и системМДК.01.02. Наладка электрооборудования электрических станций, сетей и систем | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6 | ||
ПМ.02 | Эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и системВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:производства включения в работу и останова оборудования;оперативных переключений;оформления оперативно-технической документации;уметь:контролировать и управлять режимами работы основного и вспомогательного оборудования;определять причины сбоев и отказов в работе оборудования;проводить режимные оперативные переключения на электрических станциях, сетях и системах;составлять техническую документацию по эксплуатации электрооборудования;знать:назначение, принцип работы основного и вспомогательного оборудования;схемы электроустановок;допустимые параметры и технические условия эксплуатации оборудования;инструкции по эксплуатации оборудования;порядок действий по ликвидации аварий;правила оформления технической документации по эксплуатации электрооборудования | МДК.02.01.Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и системМДК.02.02. Релейная защита электрооборудования электрических станций, сетей и систем | ОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Контроль и управление технологическими процессамиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обслуживания систем контроля и управления производства, передачи и распределения электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;оценки параметров качества передаваемой электроэнергии;регулирования напряжения на подстанциях;соблюдения порядка выполнения оперативных переключений;регулирования параметров работы электрооборудования;расчета технико-экономических показателей;уметь:включать и отключать системы контроля управления;обслуживать и обеспечивать бесперебойную работу элементов систем контроля и управления, автоматических устройств регуляторов;контролировать и корректировать параметры качества передаваемой электроэнергии;осуществлять оперативное управление режимами передачи;измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети;пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля;обеспечивать экономичный режим работы электрооборудования;определять показатели использования электрооборудования;определять выработку электроэнергии;определять экономичность работы электрооборудования;знать:принцип работы автоматических устройств управления и контроля;категории потребителей электроэнергии;технологический процесс производства электроэнергии;способы уменьшения потерь передаваемой электроэнергии;методы регулирования напряжения в узлах сети;допустимые пределы отклонения частоты и напряжения;инструкции по диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей;оперативные схемы сетей;параметры режимов работы электрооборудования;методы расчета технических и экономических показателей работы;оптимальное распределение заданных нагрузок между агрегатами | МДК.03.01. Автоматизированные системы управления в электроэнергосистемахМДК.03.02. Учет и реализация электрической энергии | ОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.5 | ||
ПМ.04 | Диагностика состояния электрооборудования электрических станции, сетей и системВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:устранения и предотвращения неисправностей оборудования;оценки состояния электрооборудования; определения ремонтных площадей;определения сметной стоимости ремонтных работ;выявления потребности запасных частей, материалов для ремонта;проведения особо сложных слесарных операций;применения специальных ремонтных приспособлений, механизмов, такелажной оснастки, средств измерений и испытательных установок;уметь:пользоваться средствами и устройствами диагностирования;составлять документацию по результатам диагностики;определять объемы и сроки проведения ремонтных работ;составлять перспективные, годовые и месячные планы ремонтных работ и соответствующие графики движения ремонтного персонала;рассчитывать режимные и экономические показатели энергоремонтного производства;проводить измерения и испытания электрооборудования и оценивать его состояние по результатам оценок;применять методы устранения дефектов оборудования;проводить текущие капитальные ремонты по типовой номенклатуре;проводить послеремонтные испытания;контролировать технологию ремонта;выполнять сложные чертежи, схемы и эскизы, связанные с ремонтом оборудования;знать:основные неисправности и дефекты оборудования;методы и средства, применяемые при диагностировании;годовые и месячные графики ремонта электрооборудования;периодичность проведения ремонтных работ всех видов электрооборудования;нормативы длительности простоя агрегатов в ремонте, трудоемкости ремонта любого вида, численности ремонтных рабочих;особенности конструкции, принцип работы, основные параметры и технические характеристики ремонтируемого оборудования;порядок организации производства ремонтных работ;сведения по сопротивлению материалов;признаки и причины повреждений электрооборудования | МДК.04.01. Техническая диагностика и ремонт электрооборудования | ОК 1 - 10ПК 4.1 - 4.3 | ||
ПМ.05 | Организация и управление коллективом исполнителейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:определения производственных задач коллективу исполнителей;анализа результатов работы коллектива исполнителей;прогнозирования результатов принимаемых решений;проведения инструктажа;уметь:обеспечивать подготовку работ производственного подразделения в соответствии с технологическим регламентом;выбирать оптимальные решения в условиях нестандартных ситуаций; принимать решения при возникновении аварийных ситуаций на производственном участке;знать:порядок подготовки к работе эксплуатационного персонала;функциональные обязанности должностных лиц энергослужбы организации;порядок выполнения работ производственного подразделения;виды инструктажей, обеспечивающих безопасное выполнение работ производственного участка | МДК.05.01. Основы управления персоналом производственного подразделения | ОК 1 - 10ПК 5.1 - 5.4 | ||
ПМ.06 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 1404 | 936 | |||
Всего часов обучения по циклам ОПОП | 4644 | 3096 | |||
УП.00 | Учебная практика | 23 нед. | 828 | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 5 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Таблица 4
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 86 нед. |
Учебная практика | 23 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 5 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. |
Каникулярное время | 23 нед. |
Итого | 147 нед. |
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть циклов ОПОП | 4590 | 3060 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | 948 | 632 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 10 | ||
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 10 | ||
уметь:применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;знать:взаимосвязь общения и деятельности;цели, функции, виды и уровни общения;роли и ролевые ожидания в общении;виды социальных взаимодействий;механизмы взаимопонимания в общении;техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;этические принципы общения;источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | 48 | ОГСЭ.03. Психология общения | ОК 1 - 10 | ||
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | 244 | ОГСЭ.04. Иностранный язык | ОК 1 - 10 | ||
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 488 | 244 | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 10 | |
EH.00 | Математический и общий естественнонаучный цикл | 146 | 98 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;знать:значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы;основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;основы интегрального и дифференциального исчисления | ЕН.01. Математика | ОК 1 - 9ПК 1.5 - 1.6ПК 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1ПК 5.1ПК 6.1 - 6.4 | |||
уметь:анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;знать:виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;основные источники и масштабы образования отходов производства;основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды | ЕН.02. Экологические основы природопользования | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4ПК 6.1 - 6.4 | |||
П.00 | Профессиональный цикл | 3496 | 2330 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 804 | 536 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности;знать:законы, методы и приемы проекционного черчения;классы точности и их обозначение на чертежах;правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике;технику и принципы нанесения размеров;типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) | ОП.01. Инженерная графика | ОК 1 - 9ПК 1.5 - 1.6ПК 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1ПК 5.1ПК 6.1 - 6.4 | |||
уметь:подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;собирать электрические схемы;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;знать:классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;основные законы электротехники;основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;параметры электрических схем и единицы их измерения;принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;способы получения, передачи и использования электрической энергии;устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;характеристики и параметры электрических и магнитных полей | ОП.02. Электротехника и электроника | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.4ПК 4.3ПК 6.1 - 6.4 | |||
уметь:использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;знать:задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;формы подтверждения качества | ОП.03. Метрология, стандартизация и сертификация | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4ПК 6.1 - 6.4 | |||
уметь:определять напряжения в конструкционных элементахопределять передаточное отношение;проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;производить расчеты на сжатие, срез и смятие;производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы;знать:виды движений и преобразующие движения механизмы;виды износа и деформаций деталей и узлов;виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;методику расчета на сжатие, срез и смятие;назначение и классификацию подшипников;характер соединения основных сборочных единиц и деталей;основные типы смазочных устройств;типы, назначение, устройство редукторов;трение, его виды, роль трения в технике;устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования | ОП.04. Техническая механика | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.4 | |||
уметь:определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления;определять твердость материалов;определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резание) для изготовления различных деталей;знать:виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;виды прокладочных и уплотнительных материалов;закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии;классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;методы измерения параметров и определения свойств материалов;основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;основные свойства полимеров и их использование;особенности строения металлов и сплавов;свойства смазочных и абразивных материалов;способы получения композиционных материалов;сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием | ОП.05.Материаловедение | ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.4ПК 4.3ПК 6.1 - 6.4 | |||
уметь:выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;знать:базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности | ОП.06.Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4ПК 6.1 - 6.4 | |||
уметь:находить и использовать необходимую экономическую информацию;определять организационно-правовые формы организаций;определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);знать:действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;основные технико-экономические показатели деятельности организации;методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;основные принципы построения экономической системы организации;основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;основы организации работы коллектива исполнителей;основы планирования, финансирования и кредитования организации;особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;общую производственную и организационную структуру организации;современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;формы организации и оплаты труда | ОП.07. Основы экономики | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4ПК 6.1 - 6.4 | |||
уметь:анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;знать:виды административных правонарушений и административной ответственности;классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;организационно-правовые формы юридических лиц;основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения | ОП.08. Правовые основыпрофессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4ПК 6.1 - 6.4 | |||
уметь:вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:законодательство в области охраны труда;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности.правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;меры предупреждения пожаров и взрывов;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;права и обязанности работников в области охраны труда;виды и правила проведения инструктажей по охране труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов | ОП.09. Охрана труда | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4ПК 6.1 - 6.4 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.10. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4ПК 6.1 - 6.4 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 2692 | 1794 | ||
ПМ.01 | Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и системВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения переключений;определения технического состояния электрооборудования;осмотра, определения и ликвидации дефектов и повреждений электрооборудования;сдачи и приемки из ремонта электрооборудования;уметь:выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения и оценивать техническое состояние электрооборудования;обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;выполнять работы по монтажу и демонтажу электрооборудования;проводить испытания и наладку электрооборудования;восстанавливать электроснабжение потребителей;составлять технические отчеты по обслуживанию электрооборудования;проводить контроль качества ремонтных работ;проводить испытания отремонтированного электрооборудования;знать:назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования;способы определения работоспособности оборудования;основные виды неисправностей электрооборудования; безопасные методы работ на электрооборудовании;средства, приспособления для монтажа и демонтажа электрооборудования;сроки испытаний защитных средств и приспособлений; особенности принципов работы нового оборудования;способы определения работоспособности и ремонтопригодности оборудования, выведенного из работы;причины возникновения и способы устранения опасности для персонала, выполняющего ремонтные работы;мероприятия по восстановлению электроснабжения потребителей электроэнергии;оборудование и оснастку для проведения мероприятий по восстановлению электроснабжения;правила оформления технической документации в процессе обслуживания электрооборудования;приспособления, инструменты, аппаратуру и средства измерений, применяемые при обслуживании электрооборудования | МДК.01.01.Техническое обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и системМДК.01.02. Наладка электрооборудования электрических станций, сетей и систем | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6 | ||
ПМ.02 | Эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и системВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:производства включения в работу и останова оборудования;оперативных переключений;оформления оперативно-технической документации;уметь:контролировать режимы работы основного и вспомогательного оборудования и управлять ими;определять причины сбоев и отказов в работе оборудования;проводить режимные оперативные переключения на электрических станциях, сетях и системах;составлять техническую документацию по эксплуатации электрооборудования;знать:назначение, принцип работы основного и вспомогательного оборудования;схемы электроустановок;допустимые параметры и технические условия эксплуатации оборудования;инструкции по эксплуатации оборудования;порядок действий по ликвидации аварий;правила оформления технической документации по эксплуатации электрооборудования | МДК.02.01.Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и системМДК.02.02. Релейная защита электрооборудования электрических станций, сетей и систем | ОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Контроль и управление технологическими процессамиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обслуживания систем контроля и управления производства, передачи и распределения электроэнергии с применением аппаратно-программных средств и комплексов;оценки параметров качества передаваемой электроэнергии;регулирования напряжения на подстанциях;соблюдения порядка выполнения оперативных переключений;регулирования параметров работы электрооборудования;расчета технико-экономических показателей;уметь:включать и отключать системы контроля управления;обслуживать и обеспечивать бесперебойную работу элементов систем контроля и управления, автоматических устройств регуляторов;контролировать и корректировать параметры качества передаваемой электроэнергии;осуществлять оперативное управление режимами передачи;измерять нагрузки и напряжения в различных точках сети;пользоваться средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля;обеспечивать экономичный режим работы электрооборудования;определять показатели использования электрооборудования;определять выработку электроэнергии;определять экономичность работы электрооборудования;знать:принцип работы автоматических устройств управления и контроля;категории потребителей электроэнергии;технологический процесс производства электроэнергии;способы уменьшения потерь передаваемой электроэнергии;методы регулирования напряжения в узлах сети;допустимые пределы отклонения частоты и напряжения;инструкции по диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей;оперативные схемы сетей;параметры режимов работы электрооборудования;методы расчета технических и экономических показателей работы;оптимальное распределение заданных нагрузок между агрегатами | МДК.03.01. Автоматизированные системы управления в электроэнергосистемахМДК.03.02. Учет и реализация электрической энергии | ОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.5 | ||
ПМ.04 | Диагностика состояния электрооборудования электрических станций, сетей и системВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:устранения и предотвращения неисправностей оборудования;оценки состояния электрооборудования; определения ремонтных площадей;определения сметной стоимости ремонтных работ; выявления потребности запасных частей, материалов для ремонта;проведения особо сложных слесарных операций; применения специальных ремонтных приспособлений, механизмов, такелажной оснастки, средств измерений и испытательных установок;уметь:пользоваться средствами и устройствами диагностирования;составлять документацию по результатам диагностики;определять объемы и сроки проведения ремонтных работ;составлять перспективные, годовые и месячные планы ремонтных работ и соответствующие графики движения ремонтного персонала;рассчитывать режимные и экономические показатели энергоремонтного производства;проводить измерения и испытания электрооборудования и оценивать его состояние по результатам оценок;применять методы устранения дефектов оборудования;проводить текущие капитальные ремонты по типовой номенклатуре;проводить послеремонтные испытания;контролировать технологию ремонта;выполнять сложные чертежи, схемы и эскизы, связанные с ремонтом оборудования;знать:основные неисправности и дефекты оборудования;методы и средства, применяемые при диагностировании;годовые и месячные графики ремонта электрооборудования;периодичность проведения ремонтных работ всех видов электрооборудования;нормативы длительности простоя агрегатов в ремонте, трудоемкости ремонта любого вида, численности ремонтных рабочих;особенности конструкции, принцип работы, основные параметры и технические характеристики ремонтируемого оборудования;порядок организации производства ремонтных работ;сведения по сопротивлению материалов;признаки и причины повреждений электрооборудования | МДК.04.01. Техническая диагностика и ремонт электрооборудования | ОК 1 - 10ПК 4.1 - 4.3 | ||
ПМ.05 | Организация и управление коллективом исполнителейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:определения производственных задач коллективу исполнителей;анализа результатов работы коллектива исполнителей;прогнозирования результатов принимаемых решений;проведения инструктажа;уметь:обеспечивать подготовку работ производственного подразделения в соответствии с технологическим регламентом;выбирать оптимальные решения в условиях нестандартных ситуаций; принимать решения при возникновении аварийных ситуаций на производственном участке;знать:порядок подготовки к работе эксплуатационного персонала;функциональные обязанности должностных лиц энергослужбы организации;порядок выполнения работ производственного подразделения;виды инструктажей, обеспечивающих безопасное выполнение работ производственного участка | МДК.05.01. Основы управления персоналом производственного подразделения | ОК 1 - 10ПК 5.1 - 5.4 | ||
ПМ.06 | Участие в исследованиях по энергосбережению, разработке и отладке новых технологических режимов, техническом переоснащении и реконструкции производства электрической энергииВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки организационно-распорядительных документов;оформления технологической документации по энергосбережению, отладке новых технологических режимов, техническому переоснащению и реконструкции производства электрической энергии;сбора, обработки и накопления исходных данных для анализа результатов производства электрической энергии;уметь:составлять схемы типовых систем энергосбережения при отладке новых технологических режимов, техническом переоснащении и реконструкции производства электрической энергии;оформлять технологическую документацию в соответствии с действующими нормативными документами;проводить анализ результатов производства электрической энергии;определять необходимые методы и средства решения технических задач;работать с производственно-технической, эксплуатационной и нормативной документацией;разрабатывать должностные инструкции;оформлять результаты исследований по энергосбережению, отладке новых технологических режимов, техническому переоснащению и реконструкции производства электрической энергии;знать:производственно-техническую, эксплуатационную и нормативную документацию по направлению деятельности;порядок организации работ по нарядам и распоряжениям при проведении исследований по энергосбережению, отладке новых технологических режимов, техническому переоснащению и реконструкции производства электрической энергии;формы отчетной документации по результатам деятельности;правила разработки и сопровождения эксплуатационной и производственно-технической документации | МДК.06.01. Энергосбережение в энергетикеМДК.06.02. Основы реинжениринга производства электрической энергии | ОК 1 - 10ПК 6.1 - 6.4 | ||
ПМ.07 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 1998 | 1332 | |||
Всего часов обучения по циклам ОПОП | 6588 | 4392 | |||
УП.00 | Учебная практика | 26 нед. | 936 | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.5ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.4ПК 6.1 - 6.4 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 7 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 122 нед. |
Учебная практика | 26 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 7 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. |
Каникулярное время | 34 нед. |
Итого | 199 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;