Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 марта 2005 г. N 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." стр. 3

3. Активное включение интеллектуальных, организационных, информационных, финансовых, материально-технических ресурсов Санкт-Петербурга в процесс модернизации общего и дополнительного образования.
4. Расширение базы экспериментальной деятельности по основным направлениям Концепции, использование инновационного потенциала образовательных учреждений - ресурсных центров.
5. Укрепление и расширение информационного обмена и взаимодействия с научными, образовательными, культурными учреждениями и организациями Санкт-Петербурга, региональными образовательными системами, зарубежными партнерами.

4. Основные направления развития системы образования Санкт-Петербурга

4.1. Обеспечение нового качества образования

За предшествующие годы в Санкт-Петербурге накоплен значительный ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме обеспечения нового качества образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между состоянием и результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения, с другой стороны.
Наличие опытных и квалифицированных педагогических кадров, успешно действующие образовательные учреждения и модели новых финансово-экономических механизмов, апробированные методики оценки качества образования позволяют поставить задачу по обеспечению качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями ребенка.
Решение данной задачи предполагает:
обновление содержания общего образования через:
организацию работы образовательных учреждений в рамках федерального и регионального экспериментов по модернизации общего образования;
разработку регионального компонента содержания образования с учетом традиций и востребованности его на Санкт-Петербургском рынке труда;
реализацию целевой программы Санкт-Петербурга "Русский язык" на 2003-2005 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 10.09.2003 N 510-79, в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;
проведение экспертизы разрабатываемых учебных программ, учебников, учебно-методических комплексов, отвечающих требованиям, ожидаемым результатам и специфике Санкт-Петербургского образования;
обновление организационных форм, технологий и институциональных механизмов обеспечения нового качества образования, что предполагает:
отработку моделей предпрофильного и профильного обучения на базе образовательных учреждений разных типов и видов;
создание системы дистанционного обучения для детей-инвалидов и детей, не охваченных систематическими занятиями в школе;
внедрение в образовательный процесс электронных учебно-методических комплексов;
развитие системы предметных олимпиад;
создание системы мониторинга качества образования в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях;
разработку новых методик оценки результатов учебной деятельности учащихся;
создание на основе современных информационных технологий системы учета детей школьного возраста, посещения ими соответствующих образовательных учреждений;
сохранение и укрепление здоровья и психологическую поддержку обучающихся через:
создание системы здоровьесберегающих технологий и их внедрение в деятельность образовательных учреждений;
реализацию мер по интеграции детей с ограниченными возможностями в систему образования;
создание модели структурного подразделения, занимающегося социально-трудовой адаптацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Важным условием обеспечения нового качества образования должна стать реализация программы международного и регионального сотрудничества.

4.2. Развитие системы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях

В Санкт-Петербурге накоплен большой опыт по воспитанию и дополнительному образованию подрастающего поколения на основе лучших традиций российского образования.
Успешно развивается ученическое самоуправление, создаются разнообразные воспитательные системы, возникла ассоциация детских объединений "Союз юных петербуржцев", сложилась многовариантная система дополнительного образования детей.
Разработана концепция "Воспитание петербуржца ХХI века", которая учитывает особенности уникального социокультурного пространства Санкт-Петербурга, определяет базовые подходы педагогического сообщества Санкт-Петербурга к ценностям, целям, содержанию и формам воспитательной деятельности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Вместе с тем социальное расслоение, снижение жизненного уровня значительной части населения, невыполнение семьями своих воспитательных функций, негативное влияние средств массовой информации на сознание и поведение детей осложнили решение воспитательных задач.
Особую тревогу вызывают такие явления, как физическое и психическое нездоровье учащихся, агрессивность в их поведении, рост наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, суицидов в подростковой среде, беспризорность детей.
Только 48 процентов детей и учащейся молодежи занимаются в кружках, секциях и клубах во второй половине дня.
В течение длительного времени не обновлялось материально-техническое оснащение образовательных учреждений, позволяющее организовать воспитательную работу и полноценное дополнительное образование детей. Это привело к сокращению количества юных горожан, занимающихся туризмом, техническим творчеством, экспедиционной работой и др.
Разобщены и часто не скоординированы действия разных служб и ведомств, связанных с вопросами воспитания детей и учащейся молодежи, что требует совершенствования форм и методов управления дополнительным образованием.
В этой связи необходимо межведомственное решение проблемы развития воспитания и дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге, направленное на создание оптимальных условий для приобщения юных петербуржцев к опыту созидательной, разносторонней деятельности на благо горожан, индивидуального творческого развития в рамках дополнительного образования, укрепления позитивных отношений ребенка и его родителей, семьи и образовательного учреждения.
Для осуществления данной цели необходима реализация концепции "Воспитание петербуржца XXI века", включающей:
организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи;
поддержку социальных инициатив и достижений юных петербуржцев;
организацию инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования;
развитие воспитательного потенциала семьи.
Большое внимание будет уделено реализации петербургской модели гражданско-правового воспитания, что позволит расширить число образовательных учреждений, проектирующих системы воспитательной работы по непрерывному гражданскому воспитанию учащихся.
Следует продолжить реализацию целевой программы "Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге" на период с 2002 по 2005 год, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2001 N 895-02, целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2002-2005 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 23.01.2002 года N 43-10, Программы развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2004 N 525.
Необходимо развивать систему летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

4.3. Развитие содержания и структуры начального профессионального образования

В соответствии со специализированной Концепцией развития системы начального профессионального образования, подготовленной Комитетом по образованию, стратегическая линия развития профессионального образования в Санкт-Петербурге включала в себя следующие основания: непрерывность, многоуровневость реализуемых образовательных программ, многофункциональность деятельности образовательных учреждений.
Опыт реформирования системы начального профессионального образования (далее - НПО) и новые стоящие перед ней задачи создают условия для внесения существенных корректив в стратегию и тактику ее развития. В качестве основного фактора обновления профессионального образования сегодня выступают запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Система НПО остается недостаточно ориентированной на рынок труда Санкт-Петербурга, на перспективные потребности его развития, что делает ее недостаточно конкурентоспособной. Отсутствует отраслевая скоординированность взаимодействия учреждений НПО одного профиля как внутри системы, так и с работодателями. Недостаточно обеспечена мобильность образовательных программ подготовки, обеспечивающих разноуровневые запросы и возможности учащихся.
В этой связи становится необходимым решение следующих задач:
структурно-содержательная модернизация системы НПО в направлении опережающего удовлетворения потребностей рынка труда Санкт-Петербурга;
превращение системы НПО в востребованную на петербургском рынке труда и производстве экономическую сферу, эффективно взаимодействующую со всей инфраструктурой Санкт-Петербурга.