Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 марта 2005 г. N 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." стр. 2

обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
обучение на современной учебно-материальной базе;
бесплатное образование в соответствии с установленными стандартами;
поддержка наиболее талантливых и одаренных;
получение дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг;
социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь в процессе образования.
3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Создание специальных условий для получения качественного образования детьми с отклонениями в развитии.
4. Разработка и реализация информационных и мультимедийных образовательных технологий и методов обучения.
5. Эффективное использование труда педагогических кадров в условиях меняющейся демографической ситуации, их социальная защита.
6. Создание необходимых условий для повышения эффективности действующей системы подготовки молодежи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений начального профессионального образования.
7. Расширение масштабов и повышение уровня общественной поддержки системы образования на основе развития сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами.
Таким образом, в результате произошедших в последние годы социально-экономических перемен изменился количественный и качественный состав, а также структура образовательных учреждений. В настоящее время Санкт-Петербург имеет развитую сеть учреждений дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного образования детей и взрослых. В образовательную систему Санкт-Петербурга интегрирована и сеть негосударственных учреждений различного типа. По состоянию на начало 2004/2005 учебного года в Санкт-Петербурге работало 2155 образовательных учреждений, в том числе 1131 дошкольное образовательное учреждение, 748 общеобразовательных школ, 115 учреждений дополнительного образования, 82 учреждения начального профессионального образования, 7 педагогических колледжей.

2.3. Достижения и нерешенные проблемы системы образования Санкт-Петербурга

К позитивным изменениям в сфере образования можно отнести следующие:
возникла вариативная система образовательных учреждений (гимназии, лицеи, "специализированные" школы, школы для детей с отклонениями в развитии и т.п.), направленная на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей;
развивается сеть экспериментальных площадок, школ-лабораторий, инновационных центров;
сложилась система взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования;
создана система обеспечения учебниками и учебными пособиями государственных образовательных учреждений в соответствии с реализуемыми образовательными программами;
развивается информатизация образования, разрабатываются интерактивные технологии;
создана сеть негосударственных образовательных учреждений;
функционирует система лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров;
сформирована общегородская система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
К особенностям петербургской системы образования следует отнести:
разработку программ, обеспечивающих приобщение учащихся к истории и культуре Санкт-Петербурга;
развитие личностно-ориентированного образования;
повышение уровня общественной поддержки образовательных учреждений.
Вместе с тем следует отметить ряд негативных тенденций, сложившихся за последнее десятилетие в системе образования Санкт-Петербурга:
общеобразовательная школа не обеспечивает современного качества подготовки в коммуникативной сфере, в социально-экономической области и информационных технологиях; организация образовательного процесса не всегда способствует укреплению здоровья учащихся;
образование в недостаточной мере реализует воспитательную функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащихся, слабо формирует толерантность, способность к осознанному выбору здорового образа жизни, сопротивлению наркотикам и другим вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся; внушительны размеры детской и подростковой преступности;
недостаточная связь учреждений начального профессионального образования с потребностями развивающегося рынка труда; содержание профессионального образования в значительной степени не соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;
недостаточное количество образовательных учреждений, перешедших на финансово-хозяйственную самостоятельность;
дефицит педагогических кадров и старение учительства;
недостаточный уровень профессиональной управленческой подготовки в системе образования, прежде всего в экономической, юридической, психологической, коммуникативной областях;
несформированность единой информационной сети в системе управления образованием;
несоответствие современным требованиям материально-технической оснащенности образовательных учреждений.

3. Цель и задачи развития системы образования Санкт-Петербурга на 2005-2010 годы

Развитие Санкт-Петербургского образования осуществляется усилиями всех органов государственной власти Санкт-Петербурга совместно с общественностью Санкт-Петербурга. Цель развития системы образования Санкт-Петербурга - приведение Санкт-Петербургского образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося мегаполиса, создание механизмов, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей Санкт-Петербурга, запросов личности, общества и государства.
Для реализации указанной цели необходимо решение следующих основных задач:
1. Создание условий для повышения качества общего образования.
2. Создание условий для приобщения учащихся к опыту созидательной деятельности, включения их в разностороннюю деятельность на благо горожан.
3. Оптимизация начального профессионального образования с учетом потребностей экономики Санкт-Петербурга в кадрах различной квалификации.
4. Создание системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспечения образовательной деятельности.
5. Повышение эффективности кадрового обеспечения образования.
6. Создание условий для повышения эффективности управления образованием.
7. Создание в образовательных учреждениях материально-технической базы для реализации профильного обучения, использования новых образовательных технологий.
8. Осуществление нормативного правового регулирования деятельности и развития Санкт-Петербургской системы образования.
9. Установление мер государственной поддержки в сфере развития системы образования Санкт-Петербурга.
Основными путями достижения цели выступают:
1. Анализ, мониторинг системы образования Санкт-Петербурга.
2. Эффективное использование внутренних ресурсов системы образования Санкт-Петербурга.