Реализация данных задач позволит обеспечить текущие и перспективные социально-экономические потребности Санкт-Петербурга в профессиональных кадрах необходимой квалификации.
Развитие содержания и структуры НПО предполагает приоритетную работу в рамках следующих мероприятий:
создание отраслевых центров профессионального образования по отраслям социально-экономического комплекса Санкт-Петербурга и обеспечение функционирования их ресурсных центров;
совершенствование механизма социального партнерства с работодателями, ассоциациями и отраслевыми союзами на договорной основе по подготовке квалифицированных рабочих кадров в учреждениях НПО и стажировке инженерно-педагогического состава на базе профильных предприятий;
совершенствование системы профессиональной ориентации учащихся, молодежи и их подготовки к выбору профессии, ориентации выпускников учреждений НПО к рынку труда и их трудоустройства;
согласование структуры подготовки рабочих кадров и служащих в соответствии с потребностями городского хозяйства;
формирование профессионально-квалификационной структуры и контрольных показателей приема в образовательные учреждения НПО с учетом прогнозов потребности в рабочих кадрах и специалистах;
реализация образовательных программ профессиональной подготовки (переподготовки и повышения квалификации) взрослого населения по востребованным на рынке труда Санкт-Петербурга профессиям и специальностям.
4.4. Модернизация экономических отношений в системе образования
Одной из позитивных тенденций в образовании Санкт-Петербурга за прошедшее десятилетие, во многом обусловливающей направления и перспективы развития экономики Санкт-Петербурга, является сохранение эффективной системы централизованного управления отраслью. Это позволило избежать распыления бюджетных средств в системе межбюджетных отношений, способствовало повышению эффективности их использования.
Целью планируемого этапа модернизации экономических отношений в образовательной отрасли является создание организационно-экономических условий для обеспечения финансовой самостоятельности образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
В целом решение проблемы модернизации экономических отношений в системе общего образования включает в себя:
разработку механизма перехода на нормативное распределение бюджетных средств между учреждениями образования с учетом реализуемых ими образовательных программ;
разработку схем взаимодействия образовательных учреждений - бюджетополучателей с Управлением казначейства Комитета финансов Санкт-Петербурга по исполнению сметы доходов и расходов;
поэтапный перевод образовательных учреждений на нормативное финансирование;
структурную реорганизацию бухгалтерских служб с целью перевода их в статус юридических лиц;
отработку модели взаимодействия образовательных учреждений с бухгалтерскими службами на договорной основе;
стимулирование энергосберегающих технологий в образовательных учреждениях;
привлечение внебюджетных средств в систему образования (доходов от платных услуг, аренды, средств попечительских советов);
подготовку необходимой материальной базы (оборудование бухгалтерий в образовательных учреждениях);
подбор и обучение кадров для обеспечения деятельности учреждений образования в новых финансовых и экономических условиях.
К ожидаемым результатам обозначенных системных изменений относятся следующие:
финансовая самостоятельность образовательных учреждений;
повышение ответственности руководителя образовательного учреждения за принятие решения;
рациональное и эффективное использование бюджетных средств и финансовых расходов на уровне образовательного учреждения;
привлечение в систему образования дополнительных финансовых средств.
В целом предлагаемая система мероприятий будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности сферы образования Санкт-Петербурга.
В целях обеспечения системного перехода образовательных учреждений на работу в условиях финансовой самостоятельности на каждом этапе данного процесса следует компенсировать ряд рисков, которые могут снижать эффективность осуществляемых шагов:
рост психологической напряженности в отдельных педагогических коллективах образовательных учреждений;
свертывание индивидуальных и групповых форм работы в образовательных учреждениях в погоне за экономией средств;
вытеснение из образовательных учреждений специалистов, непосредственно не занятых педагогической деятельностью;
смещение акцента в работе руководителей образовательных учреждений с образовательной деятельности на финансово-хозяйственную.
4.5. Сохранение и развитие кадрового потенциала системы образования
Задачи модернизации Санкт-Петербургского образования, обеспечения его нового качества и эффективности значительно актуализируют проблему совершенствования профессионализма работников образования. Это требует глубокой и всесторонней реорганизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Санкт-Петербурга, что позволит обеспечить современное содержание образовательного процесса и использовать перспективные образовательные технологии.
Решению этих задач будет способствовать проведение следующих мероприятий:
реализация целевой программы Санкт-Петербурга "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга" на 2005-2006 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 24.06.2004 N 356-52;
развитие университетских округов как ресурса кадрового обеспечения системы образования;
развитие системы стимулирования успешной профессиональной деятельности педагогов (прежде всего тех, кто подготовил победителей предметных олимпиад, является создателем авторских программ и др.);
развитие системы экономических и организационных мер по поддержке молодых педагогов;
создание вариативной системы повышения квалификации по ведущим направлениям модернизации образования и приоритетам Концепции: освоение методов проектного обучения и исследовательской работы, применение информационных технологий в образовательном процессе; использование разноуровневых программ, межпредметных интегрированных учебных курсов; организация предпрофильной подготовки и профильного обучения; освоение здоровьесберегающих технологий. Будет уделено больше внимания установлению внешкольных контактов в целях обмена опытом, представления результатов работы;
расширение и оптимизация системы подготовки и переподготовки кадров для отраслей городского хозяйства, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, коммунальных служб на базе учреждений НПО;
подготовка руководителей образовательных учреждений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности в новых экономических условиях;
разработка требований к менеджерской компетенции директоров образовательных учреждений;
формирование резерва кадров руководителей образовательных учреждений и работников органов управления образованием Санкт-Петербурга;
внедрение отраслевой системы оплаты труда работников образования.
4.6. Совершенствование системы управления образованием
В управлении образованием Санкт-Петербурга используется программно-целевой метод (городские комплексные программы, целевые программы по различным направлениям деятельности, программы развития районных образовательных систем, образовательные программы образовательных учреждений). Сложилась практика межведомственного взаимодействия в целях построения единых технологий развития и социализации детей, обеспечения и сохранения их здоровья, создания безопасного пространства жизнедеятельности ребенка. Разграничение компетенции между Комитетом по образованию, администрациями районов Санкт-Петербурга, образовательными учреждениями Санкт-Петербурга способствует дальнейшему совершенствованию социообразовательного пространства районов Санкт-Петербурга.
В течение последних лет в Санкт-Петербурге складываются многоуровневые государственно-общественные формы управления образованием (Координационный совет по модернизации образования, Региональный экспертный совет и другие общественные советы на уровне Комитета по образованию, экспертные советы, советы развития на уровне органов управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга).
Отрабатываются механизмы оценки эффективности управленческой деятельности и мониторинг развития различных сегментов образования.
Вместе с тем в настоящее время еще не созданы необходимые механизмы координации управленческой деятельности по вертикали и горизонтали; используются не все ресурсы межведомственного взаимодействия в решении проблем образования; медленно формируется общественная составляющая управленческих структур, в том числе попечительские, управляющие советы, советы родительской и ученической общественности; отсутствует единая информационная сеть: образовательное учреждение - орган управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга - Комитет по образованию.