Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 марта 2005 г. N 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг."

В целях обеспечения доступности, повышения качества и роста эффективности системы образования Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." (далее - Концепция) согласно приложению N 1.
2. Утвердить План мероприятий на 2005 год по реализации Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." (далее - План мероприятий) согласно приложению N 2.
3. Комитету по образованию ежегодно:
3.1. До 15 декабря представлять отчет об исполнении Плана мероприятий на соответствующий год по реализации Концепции.
3.2. До внесения на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проекта закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга представлять на утверждение Правительству Санкт-Петербурга План мероприятий на соответствующий год по реализации Концепции.
4. Финансирование Плана мероприятий осуществляется в пределах средств, предусмотренных Ведомственной структурой расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год (приложение 3 к Закону Санкт-Петербурга от 17.11.2004 N 578-81 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год").
5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Тарасова С.Б.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 22 марта 2005 г. N 343

Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг."

1. Введение

Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." (далее - Концепция) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации "Об образовании".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N 119 "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 N 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования".
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р.
7. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования".
8. Устав Санкт-Петербурга.
9. Закон Санкт-Петербурга от 24.06.2004 N 356-52 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга" на 2005-2006 годы".
10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2004 N 1272 "Об итогах 2003/2004 учебного года и подготовке образовательных учреждений к работе в новых финансовых и экономических условиях".
11. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 N 1920 "О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг.".
12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2005 N 70 "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества Санкт-Петербурга для организации отдыха и оздоровления детей".

2. Анализ тенденций развития системы образования Санкт-Петербурга

2.1. Демографическая ситуация в Санкт-Петербурге

Тенденции в динамике численности населения Санкт-Петербурга в целом соответствуют общим тенденциям, сложившимся в последние 13 лет в России. Численность населения Санкт-Петербурга (как и России в целом) сокращается (в среднем на 33,6 тыс.чел. в год); с 1990 г. по 2004 г. она уменьшилась (без учета итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.) на 470,8 тыс.чел. В I полугодии 2004 года в Санкт-Петербурге родились 20,1 тыс.детей, что на 796 детей больше, чем в I полугодии 2003 года. Общий показатель рождаемости увеличился в Санкт-Петербурге на 5% и составил 8,8 новорожденных на 1000 человек населения.
Причины сокращения численности населения заключаются в том, что с 1990 г. по 2003 г. рождаемость и смертность изменялись почти симметрично, но в противоположных направлениях (за исключением 2003 г., когда оба показателя росли): смертность возросла на 39%, одновременно рождаемость сократилась на 19%; и хотя число прибывающих в Санкт-Петербург в последние годы устойчиво превышает число выбывающих из Санкт-Петербурга, то есть наблюдается миграционный прирост, однако его величина не может компенсировать естественную убыль населения, превышающую естественный прирост с 2000 г. в среднем в 5,8 раза.
За последние 13 лет соотношение возрастных групп несколько деформировалось: снизилась численность трудоспособных и молодых горожан, возросло число лиц старше трудоспособного возраста. Причиной является низкий уровень рождаемости в сочетании с традиционно высокой долей пожилых горожан в Санкт-Петербурге.
В 2003 г. по сравнению с 1990 г. произошло изменение соотношения долей различных возрастных групп в структуре населения:
доля детей (0-19 лет) в населении Санкт-Петербурга сократилась более значительно, чем доля молодежи в возрасте 20-29 лет;
доля населения 30-49 лет несколько возросла, однако доля петербуржцев старше 70 лет возросла более значительно.
Сложившаяся устойчивая тенденция сокращения численности населения, по прогнозам, сохранится и в ближайшее десятилетие. По прогнозу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" к 2010 г. население Санкт-Петербурга может сократиться до 4507 тыс.чел.; по оптимистическому прогнозу Фонда "Центр Стратегических разработок "Северо-Запад" - до 4520,8 тыс.чел., по прогнозу Комитета государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - до 4320 тыс.чел. Согласно прогнозу Комитета государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к 2016 г. оно составит 4098 тыс.чел. (или 87,9% от уровня 2000 г.). В период до 2016 года численность детей и подростков в Санкт-Петербурге будет находиться на уровне 12,4-14% от общей численности населения, что значительно ниже порога (20%), за которым структура населения характеризуется как регрессивная.
Таким образом:
численность населения Санкт-Петербурга сокращается, на начало 2004 г. она составила 90,6% (92,4% с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.) от уровня 1990 г.;
численность населения уменьшается из-за высокой смертности наряду с низкой рождаемостью, регистрируемый миграционный прирост незначителен;
возрастная структура населения несколько деформирована в сторону старших возрастов; молодежь Санкт-Петербурга, то есть граждане в возрасте от 14 до 25 лет, составляет 22,9% от всего населения Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург является городом с высоким уровнем образования населения. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в Санкт-Петербурге существенно возросла доля населения, имеющего высшее, неполное высшее, среднее или начальное профессиональное образование. В Санкт-Петербурге численность населения, имеющего профессиональное образование, составляет 2702 тыс.чел. или 66% от общего числа лиц в возрасте 15 лет и старше. В Ленинградской области - 878 тыс.чел. или 61%. В среднем по субъектам Российской Федерации, находящимся на территории Северо-Западного федерального округа, профессиональное образование имели 7458 тыс.чел. или 63% от общего числа населения в возрасте 15 лет и старше.

2.2. Основные предпосылки реализации Концепции

В период с 2001 по 2004 гг. потенциал системы образования Санкт-Петербурга был направлен на решение следующих основных задач:
1. Формирование образовательной политики Санкт-Петербурга, реализующей Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральную программу развития образования, утвержденную Федеральным законом от 10.04.2000 N 51-ФЗ, с учетом специфики социально-экономического и культурного развития Санкт-Петербурга и поддерживающей традиции Санкт-Петербургской школы как многовариантной, разноуровневой, личностно-ориентированной образовательной системы.
2. Создание социальных и организационно-педагогических условий для реализации в полном объеме права детей на образование:
выбор образовательного учреждения и образовательных программ;