Задачи развития Санкт-Петербургского образования выдвигают новые требования к системе управления в плане усиления гибкости, динамичности, открытости, информационной и технологической оснащенности, нацеленности на обеспечение развития образования, его доступности, высокого качества и эффективности. В системе управления Санкт-Петербургским образованием на всех уровнях должна быть весомо представлена общественная составляющая.
Решение названных проблем может быть достигнуто при реализации следующих мероприятий:
разработка способов оптимизации системы управления образованием через переход образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность, отработку механизмов финансово-хозяйственной самостоятельности; развитие государственно-общественных форм управления образовательным учреждением (попечительские и управляющие советы, советы учреждений и др.); изменение функций органа управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга; оптимизация сети государственных образовательных учреждений в целях удовлетворения запросов населения и потребностей городского хозяйства. Одной из моделей такой оптимизации является создание образовательных комплексов, которые позволят:
повысить качество образования, улучшить условия для обучения и воспитания детей за счет перераспределения учащихся из образовательных учреждений, не пользующихся авторитетом у населения, в общеобразовательные учреждения, востребованные жителями Санкт-Петербурга;
создать условия для развития образовательных учреждений, востребованных жителями Санкт-Петербурга, за счет перераспределения финансовых, материальных и кадровых ресурсов, эффективного использования помещений, учебного оборудования, в том числе компьютерных классов, учебных лабораторий, спортивных и актовых залов образовательных учреждений;
более полно удовлетворить запросы родителей учащихся на реализацию дополнительных образовательных программ и услуг;
расширить возможности организации внеурочной деятельности, занятости детей за счет рационального использования помещений и кадрового потенциала общеобразовательных учреждений;
создать условия для полноценной профессиональной деятельности квалифицированных педагогов, привлечь в образовательные учреждения молодых специалистов, увеличить оплату труда педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений;
укрепить кадровый состав руководителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга, усилить их самостоятельность и ответственность.
В целях повышения качества системы образования представляется необходимым обновить процедуру и содержание аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров в условиях модернизации образования.
Большое внимание планируется уделить информатизации системы управления образованием, а именно:
формированию единой информационной сети системы образования Санкт-Петербурга;
организации информационного обеспечения развития системы образования (средства массовой информации, Интернет). Необходимо организовать ежегодное издание справочника "Санкт-Петербург - детям";
развитию и внедрению единой информационной среды, обеспечивающей взаимодействие системы учащийся - учитель - родитель - администрация образовательного учреждения - общественность - орган управления образованием.
Для оптимизации взаимодействия в системе управления образованием следует провести экспертизы общественно-педагогических инициатив, координировать деятельность служб, осуществляющих функции контроля в системе образования.
4.7. Развитие материально-технической базы образовательных учреждений
Развитие материально-технической базы образовательных учреждений будет осуществляться в соответствии с системой стандартов проживания и нормативами их обеспечения в области образования. Для развития материально-технической базы образовательных учреждений предполагается:
разработать и реализовать адресные программы в 2005-2008 гг. по оснащению образовательных учреждений пожарно-охранной сигнализацией, по оснащению образовательных учреждений оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии, по оснащению спортивных площадок и спортивных залов образовательных учреждений;
разработать проект "Школьная библиотека - медиатека", предусматривающий расширение возможностей для самостоятельной работы учащихся;
оснастить школьные пищеблоки современным технологическим оборудованием.
4.8. Нормативное правовое обеспечение
Для дальнейшего развития системы образования Санкт-Петербурга крайне важным является решение задачи обеспечения полноты и непротиворечивости нормативно-правовой базы в сфере образования. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности системы образования Санкт-Петербурга и обеспечения ее модернизации будут подготовлены проекты следующих нормативно-правовых актов:
проект закона Санкт-Петербурга, определяющий меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;
проект закона Санкт-Петербурга о предоставлении дополнительных льгот и компенсаций педагогическим работникам учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
проект закона Санкт-Петербурга об установлении для образовательных учреждений дополнительных требований в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о порядке создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений Санкт-Петербурга;
положение о Ресурсном центре в системе образования Санкт-Петербурга.
5. Механизм реализации задач
Достижение указанных задач обеспечивается бюджетным финансированием и реализацией мероприятий:
концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 1756-р;
целевой программы Санкт-Петербурга "Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге" на период с 2002 по 2005 год, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2001 N 895-02;
целевой программы Санкт-Петербурга "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2002-2005 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 23.01.2002 N 43-10;
целевой программы Санкт-Петербурга "Русский язык" на 2003-2005 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 10.09.2003 N 510-79;
целевой программы Санкт-Петербурга "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга" на 2005-2006 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 24.06.2004 N 356-52;
Программы развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2004 N 525.
Это позволит сконцентрировать финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных направлениях развития Санкт-Петербургского образования, сформировать современный рынок образовательных услуг, произвести структурные изменения в системе образования Санкт-Петербурга, обеспечивающие ее соответствие реальным запросам граждан, экономики, общества на основе модернизации содержания образования, нормативно-правового регулирования сферы образования, оптимизации профессионально-квалификационной структуры повышения квалификации педагогических кадров.
Следует отметить значимость развития механизмов преемственной реализации региональной и федеральной образовательной политики.
Особое внимание будет уделено поддержке инновационного сектора сферы образования, выявлению интересов и совершенствованию механизмов удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг.
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В результате реализации Концепции планируется обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования.
Будет осуществлена разработка и реализация целостной системы мер совершенствования и повышения эффективности всех образовательных уровней, позволяющей обеспечить динамичное развитие системы образования Санкт-Петербурга на 2005-2010 годы:
перевод образовательных учреждений разных типов и видов на нормативное финансирование;
поэтапный переход на финансово-хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений;
оптимизация сети образовательных учреждений с учетом демографических условий и возможностей Санкт-Петербурга;
создание механизма оперативного взаимодействия образовательной системы Санкт-Петербурга (на всех организационных уровнях) с другими субъектами городского хозяйства;
совершенствование структуры управления образованием на всех уровнях через создание условий, позволяющих принимать компетентные управленческие решения, осуществлять эффективное сотрудничество всех субъектов управленческой деятельности;
апробирование различных моделей и создание системы государственно-общественного управления в образовательных учреждениях разных типов и видов;
изменение процедуры и содержания аттестации образовательных учреждений в направлении стимулирования развития образовательных учреждений в целях обеспечения качественного, доступного, эффективного образования;
оптимизация информационного обмена и взаимодействия системы образования Санкт-Петербурга с региональными образовательными системами, зарубежными партнерами;
создание комплексной, эффективной, конкурентоспособной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров, подготовки административного резерва отрасли.