ПК 1.2. Организовывать и выполнять монтаж систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 1.3. Организовывать и выполнять производственный контроль качества монтажных работ.
ПК 1.4. Выполнять пусконаладочные работы систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 1.5. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
5.4.2. Организация и контроль работ по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 2.1. Осуществлять контроль и диагностику параметров эксплуатационной пригодности систем и оборудования водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 2.2. Осуществлять планирование работ, связанных с эксплуатацией и ремонтом систем.
ПК 2.3. Организовывать производство работ по ремонту инженерных сетей и оборудования строительных объектов.
ПК 2.4. Осуществлять надзор и контроль за ремонтом и его качеством.
ПК 2.5. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
5.4.3. Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 3.1. Конструировать элементы систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 3.2. Выполнять основы расчета систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 3.3. Составлять спецификацию материалов и оборудования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха на основании рабочих чертежей.
5.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
Таблица 3
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть циклов ОПОП | 3186 | 2124 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | 648 | 432 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 10 | ||
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 10 | ||
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | 168 | ОГСЭ.03. Иностранный язык | ОК 1 - 10 | ||
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 336 | 168 | ОГСЭ.04. Физическая культура | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 10 | |
EH.00 | Математический и общий естественнонаучный цикл | 183 | 122 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:находить производные;вычислять неопределенные и определенные интегралы;решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчислений;решать простейшие дифференциальные уравнения;находить значения функций с помощью ряда Маклорена;знать:основные понятия и методы математического анализа дискретной математики;основные численные методы решения прикладных задач;основные понятия теории вероятностей и математической статистики | ЕН.01. Математика | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:использовать прикладные программные средства для решения профессиональных задачзнать:общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;основные понятия и технологии автоматизации обработки информации;базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;сетевые технологии обработки информации | ЕН.02. Информатика | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.3ПК 2.2ПК 2.3ПК 3.1ПК 3.2 | |||
уметь:осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;знать:правовые вопросы экологической безопасности;об экологических принципах рационального природопользования;задачи и цели природоохранных органов управления и надзора | ЕН.03. Экологические основы природопользования | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
П.00 | Профессиональный цикл | 2355 | 1570 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1125 | 750 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:пользоваться нормативной документацией при решении задач по составлению строительных и специальных чертежей;выполнять строительные и специальные чертежи в ручной и машинной графике;выполнять эскизы;читать чертежи;знать:законы, методы и приемы проекционного черчения;требования государственных стандартов единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства по оформлению и составлению строительных и сантехнических чертежей;технологию выполнения чертежей с использованием системы автоматического проектирования | ОП.01. Инженерная графика | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:выполнять расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов сооружений;определять координаты центра тяжести тел;знать:основные понятия и законы механики твердого тела;методы механических испытаний материалов | ОП.02. Техническая механика | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:использовать электротехнические законы для расчета электрических цепей постоянного и переменного тока;выполнять электрические измерения;использовать электротехнические законы для расчета магнитных цепей;знать:основные электротехнические законы;методы составления и расчета простых электрических и магнитных цепей;основы электроники;основные виды и типы электронных приборов | ОП.03.Электротехника и электроника | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:определять по внешним признакам и маркировке вид и качество материалов и изделий;знать:устройство измерительных приборов, арматуры сантехнических систем;правила приемки и складирования арматуры | ОП.04. Материалы и изделия сантехнических устройств и систем обеспечения микроклимата | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:составлять замерные схемы для изготовления заготовок, используя нормативную литературу;знать:основы строительного производства, монтажа оборудования санитарно-технических систем | ОП.05. Основы строительного производства | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов;строить характеристики насосов и вентиляторов;знать:режимы движения жидкости;гидравлический расчет простых трубопроводов;виды и характеристики насосов и вентиляторов;способы теплопередачи и теплообмена | ОП.06. Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:читать условные обозначения сварных соединений на чертежах;определять по внешнему виду сварочное оборудование;знать:режимы процесса сварки, сварочные материалы и классификацию оборудования;последовательность выполнения сварочных работ | ОП.07. Сварка и резка материалов | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:читать разбивочный чертеж;использовать мерный комплект для измерения длин линий, теодолит для измерения углов, нивелир для измерения превышений;решать простейшие задачи детальных разбивочных работ;знать:основные геодезические определения;типы и устройство основных геодезических приборов, методику выполнения разбивочных работ | ОП.08. Основы геодезии | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:составлять сметную документацию, используя нормативно-справочную литературу;знать:состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации | ОП.09. Нормирование труда и сметы | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:использовать прикладное программное обеспечение (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, информационно-поисковые системы);знать:основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;технологию поиска информации | ОП.10. Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;знать:законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности | ОП.11. Правовое обеспечение профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;знать:организацию производственного и технологического процессов;материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;методику разработки бизнес-плана | ОП.12. Экономика организации | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;принимать эффективные решения;знать:функции менеджмента;процесс принятия и реализации управленческих решений;методы управления конфликтами;особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | ОП.13. Менеджмент | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда;знать:классификацию и номенклатуру негативных факторов производственной среды;правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов | ОП.14. Охрана труда | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.15. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1230 | 820 | ||
ПМ.01 | Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения входного контроля рабочей документации и материалов;участия в разработке монтажных чертежей;изготовления и доставки заготовок на объект;составления технологических карт с привязкой к реальному объекту;выбора и использования инструментов и приспособлений для ведения монтажных работ;выполнения монтажных работ на объектах;проведения контроля качества монтажа;уметь:выполнять элементы монтажных чертежей санитарно-технических систем, вентиляции и кондиционирования воздуха;выбирать оптимальный способ доставки заготовок на объект;составлять технологические карты по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;проводить работы по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха с применением ручного и механизированного инструмента;производить операционный и текущий контроль качества монтажных работ;производить осмотр и выявлять дефекты монтажа сантехнических систем, вентиляции и кондиционирования воздуха;проводить технические испытания;использовать нормативные требования по охране труда и защите окружающей среды при монтаже сантехнических систем и вентиляции и кондиционирования воздуха;знать:технологию изготовления узлов и деталей трубопроводов и воздуховодов из различных материалов;технологию сборки монтажных узлов и требования к качеству изготовления;основы монтажного проектирования;способы доставки заготовок на объект;меры безопасности на заготовительном производстве и строительной площадке;правила приемки объекта под монтаж;технологию монтажа систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;нормативные требования к монтажу оборудования и трубопроводов;способы доставки сантехнических приборов, вентиляционного оборудования и заготовок к месту монтажа;технологию монтажа трубопроводов и воздуховодов;технологию установки оборудования и приборов систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;правила проведения испытаний и наладки систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха с оформлением документации;строительные нормы и правила по охране труда, защите окружающей среды и созданию безопасных условий производства работ | МДК 01.01. Реализация технологических процессов монтажа систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаМДК 01.02. Контроль соответствия качества монтажа систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха требованиям нормативной и технической документации | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5 | ||
ПМ.02 | Организация и контроль работ по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:определения неисправностей в работе систем и оборудования;составления и оформление паспортов, журналов и дефектных ведомостей;заполнения актов по оценке состояния систем;работы с приборами, оборудованием и инструментами для диагностики;разработки плана мероприятий по устранению дефектов;составления графиков проведения осмотров и ремонтов;организации выполнения ремонтов и испытаний сантехнических систем, вентиляции и кондиционирования воздуха;выполнения операционного и текущего контроля качества ремонтных работ;обеспечения безопасных методов ведения работ;уметь:определять неисправности в работе сантехнических систем, вентиляции и кондиционирования воздуха;организовывать работу по эксплуатации систем в соответствии с техническими требованиями;осуществлять контроль ремонтных работ и сроков исполнения в соответствии с графиком;использовать нормативные требования по охране труда и защите окружающей среды при эксплуатации сантехнических систем, вентиляции и кондиционирования воздуха;знать:устройства систем и оборудования и эксплуатационные требования к сантехническим системам и вентиляции;виды неисправностей в работе систем и способы их определения;документацию по оценке состояния систем;виды ремонтов, состав и способы их определения;периодичность ремонтов;срок службы трубопроводов;технологию ремонта оборудования, трубопроводов с соблюдением мероприятий по охране труда;виды испытаний оборудования и трубопроводов;правила пуска в эксплуатацию;параметры и способы контроля качества ремонтных работ;режим труда и отдыха на предприятии;технологию работ при эксплуатации систем и оборудования;строительные нормы и правила по охране труда, защите окружающей среды и создание безопасных условий производства работ;документацию на эксплуатацию сантехнических систем, вентиляции и кондиционирование воздуха | МДК 02.01. Организация и контроль работ по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаМДК 02.02. Реализация технологических процессов эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха | ОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.5 | ||
ПМ.03 | Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:чтения чертежей рабочих проектов, выполнения замеров, составления эскизов и проектирования элементов систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;использования профессиональных программ при выполнении инженерных расчетов систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;использования новых материалов и оборудования из различных информационных источников;составления спецификаций материалов и оборудования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;уметь:вычерчивать оборудование, трубопроводы и воздуховоды на планах этажей;моделировать и вычерчивать аксонометрические схемы;моделировать и вычерчивать фрагменты планов, элементы систем на основании расчетов при помощи компьютерной графики;читать архитектурно-строительные и специальные чертежи;конструировать и выполнять фрагменты специальных чертежей при помощи персональных компьютеров;пользоваться нормативно-справочной информацией для расчета систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;выполнять расчет систем и подбор оборудования с использованием вычислительной техники и персональных компьютеров;подбирать материалы и оборудование;знать:основные элементы систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, и их условные обозначения на чертежах;нормативные правила устройства систем;правила оформления планов зданий с нанесением оборудования, трубопроводов, воздуховодов и аксонометрических схем;требования к оформлению чертежей;приемы и методы конструирования фрагментов специальных чертежей при помощи персональных компьютеров;алгоритмы для подбора оборудования и расчета систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха | МДК 03.01. Особенности проектирования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаМДК 03.02. Реализация проектирования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха с использованием компьютерных технологий | ОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.3 | ||
ПМ.04 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 1350 | 900 | |||
Всего часов обучения по циклам ОПОП | 4536 | 3024 | |||
УП.00 | Учебная практика | 25 нед. | 900 | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 5 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Таблица 4
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 84 нед. |
Учебная практика | 25 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 5 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. |
Каникулярное время | 23 нед. |
Итого | 147 нед. |
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть циклов ОПОП | 4374 | 2916 | ||||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | 906 | 604 | |||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 10 | |||
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 10 | |||
уметь:применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;знать:взаимосвязь общения и деятельности;цели, функции, виды и уровни общения;роли и ролевые ожидания в общении;виды социальных взаимодействий;механизмы взаимопонимания в общении;техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;этические принципы общения;источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | 48 | ОГСЭ.03. Психология общения | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | 230 | ОГСЭ.04. Иностранный язык | ОК 1 - 10 | |||
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 460 | 230 | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 10 | ||
EH.00 | Математический и общий естественнонаучный цикл | 183 | 122 | |||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:находить производные;вычислять неопределенные и определенные интегралы;решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчислений;решать простейшие дифференциальные уравнения;находить значения функций с помощью ряда Маклорена;знать:основные понятия и методы математического анализа дискретной математики;основные численные методы решения прикладных задач;основные понятия теории вероятностей и математической статистики | ЕН.01. Математика | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:использовать прикладные программные средства для решения профессиональных задачзнать:общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;основные понятия и технологии автоматизации обработки информации;базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;сетевые технологии обработки информации | ЕН.02. Информатика | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.3ПК 2.2ПК 2.3ПК 3.1ПК 3.2 | ||||
уметь:осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;знать:правовые вопросы экологической безопасности;об экологических принципах рационального природопользования;задачи и цели природоохранных органов управления и надзора | ЕН.03. Экологические основы природопользования | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
П.00 | Профессиональный цикл | 3285 | 2190 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1146 | 764 | |||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:пользоваться нормативной документацией при решении задач по составлению строительных и специальных чертежей;выполнять строительные и специальные чертежи в ручной и машинной графике;выполнять эскизы;читать чертежи;знать:законы, методы и приемы проекционного черчения;требования государственных стандартов единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства по оформлению и составлению строительных и сантехнических чертежей;технологию выполнения чертежей с использованием системы автоматического проектирования | ОП.01. Инженерная графика | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:выполнять расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов сооружений;определять координаты центра тяжести тел;знать:основные понятия и законы механики твердого тела;методы механических испытаний материалов | ОП.02. Техническая механика | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:использовать электротехнические законы для расчета электрических цепей постоянного и переменного тока;выполнять электрические измерения;использовать электротехнические законы для расчета магнитных цепей;знать:основные электротехнические законы;методы составления и расчета простых электрических и магнитных цепей;основы электроники;основные виды и типы электронных приборов | ОП.03. Электротехника и электроника | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:определять по внешним признакам и маркировке вид и качество материалов и изделий;знать:устройство измерительных приборов, арматуры сантехнических систем;правила приемки и складирования арматуры | ОП.04. Материалы и изделия сантехнических устройств и систем обеспечения микроклимата | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:составлять замерные схемы для изготовления заготовок, используя нормативную литературу;знать:основы строительного производства, монтажа оборудования санитарно-технических систем | ОП.05. Основы строительного производства | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов;строить характеристики насосов и вентиляторов;знать:режимы движения жидкости;гидравлический расчет простых трубопроводов;виды и характеристики насосов и вентиляторов;способы теплопередачи и теплообмена | ОП.06. Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:читать условные обозначения сварных соединений на чертежах;определять по внешнему виду сварочное оборудование;знать:режимы процесса сварки, сварочные материалы и классификацию оборудования;последовательность выполнения сварочных работ | ОП.07. Сварка и резка материалов | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:читать разбивочный чертеж;использовать мерный комплект для измерения длин линий, теодолит для измерения углов, нивелир для измерения превышений;решать простейшие задачи детальных разбивочных работ;знать:основные геодезические определения;типы и устройство основных геодезических приборов, методику выполнения разбивочных работ | ОП.08. Основы геодезии | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:составлять сметную документацию, используя нормативно-справочную литературу;знать:состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации | ОП.09. Нормирование труда и сметы | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:использовать прикладное программное обеспечение (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, информационно-поисковые системы);знать:основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;технологию поиска информации | ОП.10. Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;знать:законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности | ОП.11. Правовое обеспечение профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;знать:организацию производственного и технологического процессов;материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;методику разработки бизнес-плана | ОП.12. Экономика организации | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;принимать эффективные решения;знать:функции менеджмента;процесс принятия и реализации управленческих решений;методы управления конфликтами;особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | ОП.13. Менеджмент | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда;знать:классификацию и номенклатуру негативных факторов производственной среды;правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов | ОП.14. Охрана труда | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.15. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | |||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 2139 | 1426 | |||
ПМ.01 | Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения входного контроля рабочей документации и материалов;участия в разработке монтажных чертежей и документации;изготовления и доставки заготовок на объект;составления приемосдаточной документации;составления технологических карт с привязкой к реальному объекту;выбора и использования инструментов и приспособлений для ведения монтажных работ;выполнения монтажных работ на объектах;проведения контроля качества монтажа;обеспечения трудовой дисциплины;уметь:выполнять монтажные чертежи санитарно-технических систем и вентиляции и кондиционирования;разрабатывать технологию сборки укрупненных узлов, подбирать механизмы для их изготовления и осуществлять контроль качества изготовления;выбирать оптимальный способ доставки заготовок на объект;составлять календарные планы графики производства работ, планово-предупредительного ремонта, используя нормативно-справочную литературу;оформлять акты готовности объекта к монтажу;составлять технологические карты по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;определять объемы монтажных работ;выбирать и вычерчивать схемы деталей крепления;организовывать и проводить работы по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха с применением ручного и механизированного инструмента;производить операционный и текущий контроль качества монтажных работ;составлять документацию по результатам проведенного контроля;производить осмотр и выявлять дефекты монтажа сантехнических систем и вентиляции;пользоваться инструментами, приспособлениями и приборами при проведении испытаний систем и оборудования;проводить технические испытания;подготовки пакета документации для приемосдаточной комиссии;обеспечивать и организовывать работу бригады по монтажу систем и оборудования в соответствии с техническими требованиями;использовать нормативные требования по охране труда и защите окружающей среды при монтаже сантехнических систем, вентиляции и кондиционирования воздуха;знать:технологию изготовления узлов и деталей трубопроводов и воздуховодов из различных материалов;технологию сборки монтажных узлов и требования к качеству изготовления;основы монтажного проектирования;способы доставки заготовок на объект;меры безопасности на заготовительном производстве и строительной площадке;содержание планово-предупредительного ремонта, основные принципы организации и сроки выполнения монтажно-сборочных работ;правила приемки объекта под монтаж;технологию монтажа систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;нормативные требования к монтажу оборудования и трубопроводов;способы доставки сантехнических приборов, вентиляционного оборудования и заготовок к месту монтажа;технологию монтажа трубопроводов и воздуховодов;технологию установки оборудования и приборов систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;правила проведения испытаний и наладки систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха с оформлением документации;строительные нормы и правила по охране труда, защите окружающей среды и создание безопасных условий производства работ | МДК 01.01. Реализация технологических процессов монтажа систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаМДК 01.02. Контроль соответствия качества монтажа систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха требованиям нормативной и технической документации | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5 | |||
ПМ.02 | Организация и контроль работ по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:определения неисправностей в работе систем и оборудования;составления и оформления паспортов, журналов и дефектных ведомостей;работы с приборами, оборудованием и инструментами для диагностики;разработки плана мероприятий по устранению дефектов;составления графиков проведения осмотров и ремонтов;определения численного и квалификационного состава бригады в зависимости от объемов работ сроков и выработки;организации выполнения ремонтов и испытаний сантехнических систем, вентиляции и кондиционирования воздуха;выполнения операционного и текущего контроля качества ремонтных работ;обеспечения трудовой дисциплины в соответствии с графиком работы;обеспечения безопасных методов ведения работ;снижения энергоемкости монтажных процессов;уметь:определять неисправности в работе сантехнических систем, вентиляции и кондиционирования воздуха;проводить анализ режимов работы систем;организовывать работу по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;осуществлять контроль ремонтных работ и сроков исполнения в соответствии с графиком;использовать нормативные требования по охране труда и защите окружающей среды при эксплуатации сантехнических систем, вентиляции и кондиционирования воздуха;разрабатывать и оформлять документацию по эксплуатации сантехнических систем, вентиляции и кондиционирования воздуха;знать:устройства систем, оборудования и эксплуатационные требования к сантехническим системам, вентиляции и кондиционирования воздуха;виды неисправностей в работе систем и способы их определения;правила оценки физического износа систем;приборы и оборудование для диагностики систем;правила проведения сезонных осмотров;документацию по оценке состояния сантехнических систем, вентиляции и кондиционирования воздуха;порядок проведения анализа режимов работы систем;энергосберегающие мероприятия при эксплуатации систем;виды ремонтов, состав и способы их определения;периодичность ремонтов;срок службы трубопроводов;методику определения объемов работ и состава бригады;технологию ремонта оборудования, трубопроводов с соблюдением мероприятий по охране труда;виды испытаний оборудования и трубопроводов;правила пуска в эксплуатацию;параметры и способы контроля качества ремонтных работ;режим труда и отдыха на предприятии;технологию и организацию работ при эксплуатации систем и оборудования;строительные нормы и правила по охране труда, защите окружающей среды и создание безопасных условий производства работ;документацию на эксплуатацию сантехнических систем, вентиляции и кондиционирования воздуха | МДК 02.01. Организация и контроль работ по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаМДК 02.02. Реализация технологических процессов эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаМДК 02.03. Контроль качества систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в соответствии с эксплуатационными требованиями | ОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.5 | |||
ПМ.03 | Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:чтения чертежей рабочих проектов, выполнения замеров, составления эскизов и проектирования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;использования профессиональных программ при выполнении инженерных расчетов систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;использования новых материалов и оборудования из различных информационных источников;составления спецификаций материалов и оборудования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;уметь.вычерчивать оборудование, трубопроводы и воздуховоды на планах этажей;моделировать и вычерчивать аксонометрические схемы;моделировать и вычерчивать планы с нанесением систем на основании расчетов при помощи компьютерной графики;читать архитектурно-строительные и специальные чертежи;конструировать и выполнять специальные чертежи при помощи персонального компьютера;пользоваться нормативно-справочной информацией для расчета систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;выполнять расчет систем и подбор оборудования с использованием вычислительной техники и персонального компьютера;подбирать материалы и оборудование;знать:основные элементы систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, и их условные обозначения на чертежах;нормативные правила устройства сантехнических систем, вентиляции и кондиционирования воздуха;правила оформления планов зданий с нанесением оборудования, трубопроводов, воздуховодов и аксонометрических схем;требования к оформлению чертежей;приемы и методы конструирования специальных чертежей при помощи персонального компьютера;алгоритмы для подбора оборудования и расчета систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирование воздуха | МДК 03.01. Особенности проектирования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаМДК 03.02. Реализация проектирования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха с использованием компьютерных технологийМДК 03.03Контроль соответствия качества проектов систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха требованиям нормативной и технической документации | ОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.3 | |||
ПМ.04 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | |||||
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 1836 | 1224 | ||||
Всего часов обучения по циклам ОПОП | 6210 | 4140 | ||||
УП.00 | Учебная практика | 33 нед. | 1188 | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 3.3 | ||
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | |||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 7 нед. | ||||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. | ||||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | ||||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 115 нед. |
Учебная практика | 33 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 7 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. |
Каникулярное время | 34 нед. |
Итого | 199 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;