Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2010 г. N 296 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 130108 Гидрогеология и инженерная г стр. 4

Таблица 5
Индекс
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть циклов ОПОП
3186
2124
ОГСЭ.00
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
648
432
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
48
ОГСЭ.01. Основы философииОК 1 - 10
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
48
ОГСЭ.02. ИсторияОК 1 - 10
уметь:применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;знать:взаимосвязь общения и деятельности;цели, функции, виды и уровни общения;роли и ролевые ожидания в общении;виды социальных взаимодействий;механизмы взаимопонимания в общении;техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;этические принципы общения;источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
48
ОГСЭ.03. Психология общенияОК 1 - 10
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности
238
ОГСЭ.04. Иностранный языкОК 1 - 10
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
476
238
ОГСЭ.05. Физическая культураОК 2ОК 3ОК 6ОК 10
EH.00
Математический и общий естественнонаучный цикл
144
96
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;знать:значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;основы интегрального и дифференциального исчисленияЕН.01. МатематикаОК 1 - 10ПК 1.5ПК 2.5ПК 3.1
уметь:анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;знать:виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;основные источники и масштабы образования отходов производства;основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей средыЕН.02. Экологические основы природопользованияОК 1 - 10ПК 1.3
П.00
Профессиональный цикл
3408
2272
ОП.00
Общепрофессиональные дисциплины
768
512
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности;знать:законы, методы и приемы проекционного черчения;классы точности и их обозначение на чертежах;правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике;технику и принципы нанесения размеров;типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД)ОП.01. Инженерная графикаОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.4
уметь:подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;собирать электрические схемы;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;знать:классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;основные законы электротехники;основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;параметры электрических схем и единицы их измерения;принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;способы получения, передачи и использования электрической энергии;устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;характеристики и параметры электрических и магнитных полейОП.02. Электротехника и электроникаОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1
уметь:использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;знать:задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;формы подтверждения качестваОП.03. Метрология, стандартизация и сертификацияОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.4ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.4
уметь:вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;определять по геологическим, геоморфологическим, физиографическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;определять физические свойства и геофизические поля;классифицировать континентальные отложения по типам;обобщать фациально-генетические признаки;определять элементы геологического строения месторождения;выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых,определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;знать:физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;классификацию и свойства тектонических движений;генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;эндогенные и экзогенные геологические процессы;геологическую и техногенную деятельность человека;строение подземной гидросферы;структуру и текстуру горных пород;физико-химические свойства горных пород;основы геологии нефти и газа;физические свойства и геофизические поля;особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;основные минералы и горные породы;основные типы месторождений полезных ископаемых;основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод; физические свойства; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;основы фациального анализа;способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлогоОП.04. ГеологияОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1ПК 2.2
уметь:определять напряжения в конструкционных элементах;определять передаточное отношение;проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;производить расчеты на сжатие, срез и смятие;производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы;знать:виды движений и преобразующие движения механизмы;виды износа и деформаций деталей и узлов;виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;методику расчета на сжатие, срез и смятие;назначение и классификацию подшипников;характер соединения основных сборочных единиц и деталей;основные типы смазочных устройств;типы, назначение, устройство редукторов;трение, его виды, роль трения в технике;устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудованияОП.05. Техническая механикаОК 1 - 10ПК 1.1ПК 2.1
уметь:выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;знать:базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин ЭВМ и вычислительных систем;основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельностиОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельностиОК 1 - 10ПК 1.4ПК 2.5ПК 3.1ПК 3.2
уметь:находить и использовать необходимую экономическую информацию;определять организационно-правовые формы организаций;определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);знать:действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;основные технико-экономические показатели деятельности организации;методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;основные принципы построения экономической системы организации;основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;основы организации работы коллектива исполнителей;основы планирования, финансирования и кредитования организации;особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;общую производственную и организационную структуру организации;современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;формы организации и оплаты трудаОП.07. Основы экономикиОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.4ПК 1.5ПК 3.1 - 3.4
уметь:анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;знать:виды административных правонарушений и административной ответственности;классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;организационно-правовые формы юридических лиц;основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;роль государственного регулирования в обеспечении занятости населенияОП.08. Правовые основы профессиональной деятельностиОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.3
уметь:вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:законодательство в области охраны труда;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;меры предупреждения пожаров и взрывов;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;права и обязанности работников в области охраны труда;виды и правила проведения инструктажей по охране труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессовОП.09. Охрана трудаОК 1 - 10ПК 1.1ПК 2.1ПК 3.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
68
ОП.10. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.3
ПМ.00
Профессиональные модули
2640
1760
ПМ.01
Ведение технологических процессов гидрогеологических и инженерно-геологических исследований при поисково-разведочных работахВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:определения методики и техники поисково-оценочных и разведочных работ при проведении гидрогеологических и инженерно-геологических исследований для конкретных задач;подбора, подготовки к эксплуатации и эксплуатации оборудования аппаратуры и приборов для конкретных гидрогеологических и инженерно-геологических исследований;проведения технологических процессов отбора проб;полевых и лабораторных исследований проб грунтов и подземных вод;исследования скважин и горных выработок различными методами;оценки запасов подземных вод, инженерно-геологических условий территорий и строительных площадок;оформления документации гидрогеологических и инженерно-геологических работ с использованием информационных технологий;уметь:пользоваться топографическими картами и планами;пользоваться приборами и инструментом для выполнения геодезических и маркшейдерских работ;выполнять полевые работы;обрабатывать результаты геодезических работ;выполнять простейшие маркшейдерские работы;определять форму рудных тел и условия их образования;описывать месторождения полезных ископаемых;составлять и анализировать карты полезных ископаемых;определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;составлять документацию результатов горных выработок;определять простые формы кристаллов;определять физические свойства и морфологию минералов;распознавать горные породы по условиям образования;описывать горные породы и давать им полевое определение;определять горючие полезные ископаемые;составлять конструкцию скважин и геолого-технический наряд на бурение скважин;работать с оборудованием и приборами для бурения;составлять литолого-стратиграфические колонки скважин и осуществлять коррекции геологических разрезов;составлять график организации работ по проведению подземных горных выработок;контролировать состав и состояние рудничной атмосферы;вести полевую документацию скважин и горных выработок;обеспечивать безопасное проведение работ по бурению скважин;выбирать и обосновывать геофизические методы и комплексы геофизических исследований для решения геологической задачи;подготавливать к работе радиометр и производить полевые наблюдения;составлять литологическую колонку по результатам каротажа скважины;осуществлять полевые и режимные наблюдения за динамикой поверхностных и подземных вод;пользоваться гидрометрическими приборами при проведении полевых исследований;решать задачи и производить необходимые расчеты по данным полевых наблюдений;определять состав и физические свойства основных природных строительных материалов;определять глубину и ширину заложения фундамента;вычерчивать технические схемы сооружений и гидроузлов;производить гидравлический расчет канала;вести полевую документацию при выполнении гидрогеологической и инженерно-геологической съемок;дешифровать аэрофотоматериалы;отбирать пробы воды, грунтов и образцов горных пород при проведении съемочных работ;составлять гидрогеологические и инженерно-геологические карты и разрезы;читать и анализировать гидрогеологические и инженерно-геологические карты;обосновывать выбор хода анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;описывать уравнениями химических реакций ход анализа;анализировать вещество с соблюдением правил техники безопасности;производить расчеты результатов анализа;оценивать достоверность результатов анализа;пользоваться справочной литературой;проводить работу по эколого-гидрогеологическим и инженерно-геологическим съемкам;проводить гидрогеологические наблюдения и замеры;вести гидрогеохимическое опробование подземных и поверхностных вод;обрабатывать информацию и оформлять гидрогеологическую документацию;работать со специальным оборудованием, аппаратурой и приборами для гидрогеологических и инженерно-геологических исследований;рассчитывать объем запасов подземных вод;проводить инженерно-геологические исследования для строительства различных объектов;отбирать пробы грунтов;подбирать вид исследования грунтов, необходимое оборудование и режим испытаний в конкретных инженерно-геологических условиях;выполнять полевые и лабораторные испытания грунтов;оценивать влияние геологических и техногенных процессов на выбор места под строительство, на строительство и эксплуатацию сооружений;строить инженерно-геологические разрезы и вычерчивать инженерно-геологические карты;прогнозировать изменение свойств горных пород в результате изменения геологической среды;оценивать изменения свойств геологической среды под влиянием техногенных процессов;давать прогнозные оценки техногенных изменений гидрогеологических условий месторождений подземных вод;проводить эколого-гидрогеологические наблюдения;вести документацию горных выработок и скважин при гидрогеологических и инженерно-геологических работах;оформлять документацию гидрогеологических и инженерно-геологических исследований с использованием информационных технологий;знать:сущность и задачи геодезии и маркшейдерского дела;состав и технологию геодезических и маркшейдерских работ;особенности минерально-сырьевой базы России;условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов;область применения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых и требования промышленности к ним;основы минералогии и петрографии;свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования;химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов;классификацию минералов;диагностические признаки основных минералов и горных пород;методы изучения горных пород;современные проблемы минералогии и петрографии;цели, способы и технологию бурения скважин;основы горного дела и буровзрывных работ;типы горных выработок и способы их крепления;требования техники безопасности, охраны труда и экологии при производстве буровых и горных работ;основные принципы устройства аппаратуры для измерения элементов геомагнитного поля силы тяжести, удельного электрического сопротивления горных пород и руд, скорости распространения сейсмических волн и естественной радиоактивности;компьютерные технологии при геофизических исследованиях;общие сведения о жидкости как физическом теле;основные уравнения гидростатики и виды движения жидкости;режимы движения жидкости и гидравлическое сопротивление;напорное движение жидкости в трубе;методику проведения гидрометрических работ;гидрологические методы изучения связи поверхностных и подземных вод;методику расчетов поверхностного и подземного стоков;основные строительные материалы, их свойства, применение и требования ГОСТа;естественные и искусственные основания, их виды;типы и конструкции фундаментов;виды инженерных сооружений и особенности их конструкций;способы возведения инженерных сооружений;основные строительные машины, их назначение и области применения;основные процессы при производстве земляных работ;основные структурные формы земной коры и причины их образования;формы залегания различных пород и способы их изображения на геологических картах;основные виды геологического, гидрогеологического и инженерно-геологического картографирования;методику и технику проведения полевых и камеральных работ;инструктивные требования по составлению гидрогеологических и инженерно-геологических карт;периодичность свойств элементов;аналитическую классификацию ионов;аппаратуру и технику выполнения анализов;строение подземной гидросферы;происхождение и классификацию подземных вод;физические свойства, химический и бактериологический состав подземных вод;водно-физические и коллекторные свойства горных пород;закономерности движения подземных вод в горных породах;методику и технику гидрогеологических исследований;методику и технику проведения гидрогеологических и инженерно-геологических съемок, полевых опытных работ и наблюдений;технологию бурения скважин и проходки горных выработок;устройство и правила использования оборудования, механизмов и приборов, применяемых при гидрогеологических и инженерно-геологических работах;методы количественной оценки движения подземных вод;методику исследования гидрогеологических условий месторождений подземных вод;методы лабораторных исследований грунтов и подземных вод;региональные гидрогеологические закономерности формирования подземных вод;методику оценки запасов подземных вод;методику и технику проведения инженерно-геологических исследований территорий для строительства различных видов объектов;методы испытаний грунтов и методику расчетов по выбору территорий для строительства сооружений;правила обращения и эксплуатации оборудования, аппаратуры и приборов;экологические проблемы гидрогеологии;правила оформления документации при гидрогеологических и инженерно-геологических работах;правила техники безопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды при производстве гидрогеологических и инженерно-геологических работМДК.01.01. Основы технологии гидрогеологических и инженерно-геологических работОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02
Техническое обслуживание и эксплуатация оборудования, аппаратов и приборов для проведения исследованийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:анализа технической документации, организации рабочего места и проведения работ по испытанию, настройке и регулировке оборудования;проведения профилактического обслуживания технологического оборудования;проведения диагностики и контроля технического состояния оборудования, определения и устранения причин отказа оборудования;составления технической документации при проведении технического обслуживания, сдачи неисправного оборудования в ремонт и получения его после ремонта;уметь:читать чертежи и схемы основного и вспомогательного технологического оборудования;анализировать техническую документацию;выполнять профилактические работы технологического оборудования;определять и устранять причины отказа оборудования;подбирать средства измерений и производить контроль различных параметров эксплуатации оборудования;составлять эксплуатационную и ремонтную документацию с использованием информационных технологий;знать:конструкции, способы настройки и регулировки технологического оборудования;правила эксплуатации и обслуживания технологического оборудования;правила и способы профилактического обслуживания различного оборудования;виды и назначение смазок, материалы для профилактических работ;методы и средства диагностики состояния оборудования;способы восстановления работоспособности оборудования;правила разработки эксплуатационной документации;правила сдачи оборудования в ремонт и получения его после ремонта;правила безопасной эксплуатации технологического оборудования и транспортных средствМДК.02.01. Проведение работ по техническому обслуживаниюОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.5
ПМ.03
Управление персоналом структурного подразделенияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:организации работы структурного подразделения для реализации производственной деятельности;анализа, оценки качества и экономической эффективности работы структурного подразделения;уметь:планировать работу структурного подразделения;организовывать работу персонала;обеспечивать выполнение производственных заданий;составлять и оформлять техническую и отчетную документацию с применением информационно-компьютерных технологий;вести учет расхода запасных частей, материалов и топлива;осуществлять контроль выполнения технологического процесса на производственном участке;контролировать соблюдение техники безопасности на производственном участке;знать:действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность структурного подразделения;содержание основных документов, определяющих порядок монтажа, технической эксплуатации и обслуживания оборудования и установок;систему технологической подготовки производства;основы теории принятия управленческих решений;порядок оформления технической и технологической документации;правила техники безопасности, пожарной безопасности при выполнении производственных работМДК.03.01. Основы организации и управления на производственном участкеОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.4
ПМ.04
Участие в модернизации технологий поисково-разведочных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:участия в разработке новых технологий и технологических процессов;участия в обеспечении и оценке работы оборудования;оформления результатов исследовательской деятельности;уметь:производить обработку результатов наблюдений и исследований;оценивать качество выполняемых работ;подбирать средства измерений для проверки стабильности и контроля технологических процессов;использовать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;подбирать средства измерений для проверки стабильности технологических процессов и контроля, исходя из особенностей их применения и требуемой точности измерений;оформлять результаты измерений;выбирать оптимальные методы разведки месторождений полезных ископаемых и внедрять их в технологический процесс;оформлять техническую документацию на разрабатываемые технологические процессы;производить расчет и подбор основного и вспомогательного оборудования;составлять различные схемы установок;устанавливать и поддерживать оптимальные параметры работы;рассчитывать показатели экономической эффективности работы;применять современные технологии проектирования с использованием компьютерной техники;проводить исследования эффективной работы;знать:основные термины и определения в области научно-исследовательской деятельности;методы научного познания;алгоритмы решения изобретательских задач;виды охранных документов (авторское свидетельство, патент, лицензию, формулу изобретения);правила оформления документации по патентно-лицензионной работе и изобретательству;цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм;функции менеджмента: внутренняя и внешняя среда организации; основы теории принятия управленческих решений;стратегический менеджмент; систему мотивации труда; управление рисками; управление конфликтами; психологию менеджмента; этику делового общения;информационные технологии в сфере управления производством: особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;нормативную и эталонную базу в области технических измерений;технические измерения в геологии;назначение, устройство, принцип действия средств измерений, применяемых при контроле качества и испытаниях продукции в геологии;техническое обслуживание и эксплуатацию средств измерений;принципы построения и методику совершенствования технологических процессов разведки месторождений полезных ископаемых;методы внедрения и отладки оборудования и технологических процессов;методы расчета технологических режимов и производственных характеристик;проектную документацию;порядок внедрения новых технологий;методы расчета основного и вспомогательного оборудования;методику расчета основных технико-экономических показателей работы;методы современного проектирования с использованием компьютерной техники и прикладных программМДК.04.01. Модернизация технологий поисково-разведочных работОК 1 - 10ПК 4.1 - 4.3
ПМ.05
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)
1944
1296
Всего часов обучения по циклам ОПОП
6426
4284
УП.00
Учебная практика
29 нед.
1044
ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.3
ПП.00
Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
ПА.00
Промежуточная аттестация
7 нед.
ГИА.00
Государственная (итоговая) аттестация
6 нед.
ГИА.01
Подготовка выпускной квалификационной работы
4 нед.
ГИА.02
Защита выпускной квалификационной работы
2 нед.
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
119 нед.
Учебная практика
29 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
Промежуточная аттестация
7 нед.
Государственная (итоговая) аттестация
6 нед.
Каникулярное время
34 нед.
Итого
199 нед.

VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
39 нед.
промежуточная аттестация
2 нед.
каникулярное время
11 нед.
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*.
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла; эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 2 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.