Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2010 г. N 273 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 101101 Гостиничный сервис" стр. 4

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

Таблица 3
Индекс
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть циклов ОПОП
2052
1368
ОГСЭ.00Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
468
312
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
48
ОГСЭ.01. Основы философииОК 1 - 10
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
48
ОГСЭ.02. ИсторияОК 1 - 10
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности
108
ОГСЭ.03. Иностранный языкОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
216
108
ОГСЭ.04. Физическая культураОК 2ОК 3ОК 6ОК 10
EH.00Математический и общий естественнонаучный цикл
138
92
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:пользоваться современными средствами связи и оргтехникой;использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;применять телекоммуникационные средства;обеспечивать информационную безопасность;осуществлять поиск необходимой информации;знать:состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;организацию деятельности с использованием автоматизированных рабочих мест (АРМ), локальных и отраслевых сетей;прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в гостиничном сервисе;основные методы и приемы обеспечения информационной безопасностиЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельностиОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.3 - 2.5ПК 3.3
П.00Профессиональный цикл
1446
964
ОП.00Общепрофессиональные дисциплины
528
352
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:применять знания менеджмента при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;знать:функции, сущность и характерные черты современного менеджмента;процесс принятия и реализации управленческих решений;сущность стратегического менеджмента: основные понятия, функции и принципы;способы управления конфликтами;функции стратегического планирования и методы реализации стратегического плана;этапы, виды и правила контроля;этику делового общенияОП.01. МенеджментОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.2 - 2.6ПК 3.1 - 3.3
уметь:защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;организовывать оформление гостиничной документации, составление, учет и хранение отчетных данных;оформлять документацию в соответствии с требованиями документационного обеспечения управления;знать:права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность;стандарты, нормы и правила ведения документации;систему документационного обеспечения управленияОП.02. Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельностиОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.2ПК 2.3 - 2.4ПК 3.3 - 3.4
уметь:находить и использовать необходимую экономическую информацию;определять организационно-правовые формы организаций;определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных;знать:организацию производственного и технологического процессов в гостинице;материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;механизмы ценообразования на услуги;формы оплаты труда в современных условиях;технико-экономические показатели деятельности гостиницыОП.03. Экономика организацииОК 1 - 9ПК 1.2ПК 2.1, 2.3ПК 2.4, 2.6ПК 3.2, 3.3ПК 4.1
уметь:использовать данные бухгалтерского учета и отчетности в профессиональной деятельности;знать:основы бухгалтерского учета, структуру и виды бухгалтерского баланса, документы хозяйственных операций, бухгалтерскую отчетность;особенности ценообразования в гостиничном сервисе;учет и порядок ведения кассовых операций;формы безналичных расчетов;бухгалтерские документы и требования к их составлению;нормативно-правовую базу бухгалтерского учетаОП.04. Бухгалтерский учетОК 1 - 9ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.3ПК 2.4ПК 2.6ПК 3.2ПК 3.3ПК 4.1
уметь:использовать ресурсо- и энергосберегающие технологии в профессиональной деятельности;использовать системы жизнеобеспечения и оборудование гостиниц и туристских комплексов для обеспечения комфорта проживающих;осуществлять контроль выполнения правил и норм охраны труда и требований производственной санитарии и гигиены;знать:основные требования к зданиям гостиниц и туристических комплексов;архитектурно-планировочные решения и функциональную организацию зданий гостиниц и туристических комплексов;принципы оформления интерьеров гостиничных зданий;требования к инженерно-техническому оборудованию и системам жизнеобеспечения гостиниц и туристических комплексов;особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организацииОП.05. Здания и инженерные системы гостиницОК 1 - 9ПК 3.1 - 3.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
68
ОП.06. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4
ПМ.00Профессиональные модули
918
612
ПМ.01Бронирование гостиничных услугВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:приема заказов на бронирование от потребителей;выполнения бронирования и ведения его документационного обеспечения;информирования потребителя о бронировании;уметь:организовывать рабочее место службы бронирования;оформлять и составлять различные виды заявок и бланков;вести учет и хранение отчетных данных;владеть технологией ведения телефонных переговоров;аннулировать бронирование;консультировать потребителей о применяемых способах бронирования;осуществлять гарантирование бронирования различными методами;использовать технические, телекоммуникационные средства и профессиональные программы для приема заказа и обеспечения бронирования;знать:правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации;организацию службы бронирования;виды и способы бронирования;виды заявок по бронированию и действия по ним;последовательность и технологию резервирования мест в гостинице;состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий для приема заказов;правила заполнения бланков бронирования для индивидуалов, компаний, турагентств и операторов;особенности и методы гарантированного и негарантированного бронирования;правила аннулирования бронирования;правила ведения телефонных переговоров и поведения в конфликтных ситуациях с потребителями при бронировании;состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий для обеспечения процесса бронированияМДК.01.01. Организация деятельности служб бронирования гостиничных услугОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02Прием, размещение и выписка гостейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:приёма, регистрации и размещения гостей;предоставления информации гостям об услугах в гостинице;участия в заключении договоров об оказании гостиничных услуг;контроля оказания перечня услуг, предоставляемых в гостиницах (по договору);подготовки счетов и организации отъезда гостей;проведения ночного аудита и передачи дел по окончании смены;уметь:организовывать рабочее место службы приема и размещения;регистрировать гостей (VIP-гостей, групп, корпоративных гостей, иностранных граждан);информировать потребителя о видах услуг и правилах безопасности во время проживания в гостинице;готовить проекты договоров в соответствии с принятыми соглашениями и заключать их с турагентствами, туроператорами и иными сторонними организациями;контролировать оказание перечня услуг, предоставляемых в гостиницах (по договору);оформлять и подготавливать счета гостей и производить расчеты с ними;поддерживать информационную базу данных о наличии занятых, свободных мест, о гостях (проживающих, выписавшихся, отъезжающих);составлять и обрабатывать необходимую документацию (по загрузке номеров, ожидаемому заезду, выезду, состоянию номеров, начислению на счета гостей за дополнительные услуги);выполнять обязанности ночного портье;знать:нормативную документацию, регламентирующую деятельность гостиниц при приеме, регистрации и размещении гостей;организацию службы приема и размещения;стандарты качества обслуживания при приеме и выписке гостей;правила приема, регистрации и поселения гостей, групп, корпоративных гостей;юридические аспекты и правила регистрации иностранных гостей;основные и дополнительные услуги, предоставляемые гостиницей;виды соглашений (договоров), правила их составления, порядок согласования и подписания;правила оформления счетов за проживание и дополнительные услуги;виды отчетной документации, порядок возврата денежных сумм гостям;основные функции службы ночного портье и правила выполнения ночного аудита;принципы взаимодействия службы приема и размещения с другими отделами гостиницы;правила работы с информационной базой данных гостиницыМДК.02.01. Организация деятельности службы приема, размещения и выписки гостейОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.6
ПМ.03Организация обслуживания гостей в процессе проживанияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:организации и контроля работы персонала хозяйственной службы;предоставления услуги питания в номерах;оформления и ведения документации по учету оборудования и инвентаря гостиницы;уметь:организовывать и контролировать уборку номеров, служебных помещений и помещений общего пользования;оформлять документы по приемке номеров и переводу гостей из одного номера в другой;организовывать оказание персональных и дополнительных услуг по стирке и чистке одежды, питанию в номерах, предоставлению бизнес-услуг, SPA-услуг, туристическо-экскурсионного обслуживания, транспортного обслуживания, обеспечивать хранение ценностей проживающих;контролировать соблюдение персоналом требований к стандартам и качеству обслуживания гостей;комплектовать сервировочную тележку room-service, производить сервировку столов;осуществлять различные приемы подачи блюд и напитков, собирать использованную посуду, составлять счет за обслуживание;проводить инвентаризацию сохранности оборудования гостиницы и заполнять инвентаризационные ведомости;составлять акты на списание инвентаря и оборудование и обеспечивать соблюдение техники безопасности и охраны труда при работе с ним;предоставлять услуги хранения ценных вещей (камеры хранения, сейфы и депозитные ячейки) для обеспечения безопасности проживающих;знать:порядок организации уборки номеров и требования к качеству проведения уборочных работ;правила техники безопасности и противопожарной безопасности при проведении уборочных работ в номерах, служебных помещениях и помещениях общего пользования, в т.ч. при работе с моющими и чистящими средствами;виды "комплиментов", персональных и дополнительных услуг и порядок их оказания;порядок и процедуру отправки одежды в стирку и чистку, и получения готовых заказов;принципы и технологии организации досуга и отдыха;порядок возмещения ущерба при порче личных вещей проживающих;правила проверки наличия и актирования утерянной или испорченной гостиничной собственности;правила сервировки столов, приемы подачи блюд и напитков;особенности обслуживания room-service;правила безопасной работы оборудования для доставки и раздачи готовых блюд;правила заполнения актов на проживающего при порче или утере имущества гостиницы;правила поведения сотрудников на жилых этажах в экстремальных ситуациях;правила обращения с магнитными ключами;правила организации хранения ценностей проживающих;правила заполнения документации на хранение личных вещей проживающих в гостинице;правила заполнения актов при возмещении ущерба и порче личных вещей гостейМДК.03.01. Организация обслуживания гостей в процессе проживанияОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.4
ПМ.04Продажи гостиничного продуктаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:изучения и анализа потребностей потребителей гостиничного продукта, подбора соответствующего им гостиничного продукта;разработки практических рекомендаций по формированию спроса и стимулированию сбыта гостиничного продукта для различных целевых сегментов;выявления конкурентоспособности гостиничного продукта и организации;участия в разработке комплекса маркетинга;уметь:выявлять, анализировать и формировать спрос на гостиничные услуги;проводить сегментацию рынка;разрабатывать гостиничный продукт в соответствии с запросами потребителей, определять его характеристики и оптимальную номенклатуру услуг;оценивать эффективность сбытовой политики;выбирать средства распространения рекламы и определять их эффективность;формулировать содержание рекламных материалов;собирать и анализировать информацию о ценах;знать:состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг;гостиничный продукт: характерные особенности, методы формирования;особенности жизненного цикла гостиничного продукта: этапы, маркетинговые мероприятия;потребности, удовлетворяемые гостиничным продуктом;методы изучения и анализа предпочтений потребителя;потребителей гостиничного продукта, особенности их поведения;последовательность маркетинговых мероприятий при освоении сегмента рынка и позиционировании гостиничного продукта;формирование и управление номенклатурой услуг в гостинице;особенности продаж номерного фонда и дополнительных услуг гостиницы;специфику ценовой политики гостиницы, факторы, влияющие на ее формирование, систему скидок и надбавок;специфику рекламы услуг гостиниц и гостиничного продуктаМДК.04.01. Организация продаж гостиничного продуктаОК 1 - 10ПК 4.1 - 4.4
ПМ.05Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)
864
576
Всего часов обучения по циклам ОПОП
2916
1944
УП.00Учебная практика
15 нед.
540
ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4
ПП.00Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
ПА.00Промежуточная аттестация
3 нед.
ГИА.00Государственная (итоговая) аттестация
6 нед.
ГИА.01Подготовка выпускной квалификационной работы
4 нед.
ГИА.02Защита выпускной квалификационной работы
2 нед.
Таблица 4
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
54 нед.
Учебная практика
15 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
Промежуточная аттестация
3 нед.
Государственная (итоговая) аттестация
6 нед.
Каникулярное время
13 нед.
Итого
95 нед.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки

Таблица 5
Индекс
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть циклов ОПОП
3456
2304
ОГСЭ.00Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
762
508
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
48
ОГСЭ.01. Основы философииОК 1 - 10
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
48
ОГСЭ.02. ИсторияОК 1 - 10
уметь:применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;знать:взаимосвязь общения и деятельности;цели, функции, виды и уровни общения;роли и ролевые ожидания в общении;виды социальных взаимодействий;механизмы взаимопонимания в общении;техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;этические принципы общения;источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
48
ОГСЭ.03. Психология общенияОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.5ПК 5.1 - 5.5
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности
182
ОГСЭ.04. Иностранный языкОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
364
182
ОГСЭ.05. Физическая культураОК 2ОК 3ОК 6ОК 10
EH.00Математический и общий естественнонаучный цикл
186
124
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:пользоваться современными средствами связи и оргтехникой;использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. профессиональные программные продукты;применять компьютерные и телекоммуникационные средства;осуществлять деятельность с использованием автоматизированных рабочих мест (АРМ), локальных и отраслевых сетей;защищать данные от несанкционированного доступа;осуществлять поиск необходимой информации;знать:состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;организацию деятельности с использованием автоматизированных рабочих мест (АРМ), локальных и отраслевых сетей;прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в гостиничном сервисе;основные методы и приемы обеспечения информационной безопасностиЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельностиОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.5ПК 5.1 - 5.5
П.00Профессиональный цикл
2508
1672
ОП.00Общепрофессиональные дисциплины
750
500
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:применять знания менеджмента при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;знать:функции, сущность и характерные черты современного менеджмента;процесс принятия и реализации управленческих решений;сущность стратегического менеджмента: основные понятия, функции и принципы;способы управления конфликтами;функции стратегического планирования и методы реализации стратегического плана;этапы, виды и правила контроля;этику делового общенияОП.01. МенеджментОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.2 - 2.6ПК 3.1 - 3.3
уметь:защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;организовывать оформление гостиничной документации, составление, учет и хранение отчетных данных;оформлять документацию в соответствии с требованиями документационного обеспечения управления;знать:права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность;стандарты, нормы и правила ведения документации;систему документационного обеспечения управленияОП.02. Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельностиОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.2ПК 2.3 - 2.4ПК 3.3 - 3.4
уметь:находить и использовать необходимую экономическую информацию;определять организационно-правовые формы организаций;определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности гостиницы;организовывать оформление гостиничной документации: составление, учет и хранение отчетных данных;знать:организацию производственного и технологического процессов в гостинице;материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы гостиничной отрасли и организации, показатели их эффективного использования;способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;механизмы ценообразования на услуги;формы оплаты труда в современных условиях;технико-экономические показатели деятельности гостиницыОП.03. Экономика организацииОК 1 - 9ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.3ПК 2.4ПК 2.6ПК 3.2ПК 3.3ПК 4.1
уметь:использовать данные бухгалтерского учета и отчетности в профессиональной деятельности;знать:основы бухгалтерского учета, структуру и виды бухгалтерского баланса, документы хозяйственных операций, бухгалтерскую отчетность;особенности ценообразования в гостиничном сервисе;учет и порядок ведения кассовых операций;формы безналичных расчетов;бухгалтерские документы и требования к их составлению;нормативно-правовую базу бухгалтерского учетаОП.04. Бухгалтерский учетОК 1 - 9ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.3ПК 2.4ПК 2.6ПК 3.2ПК 3.3ПК 4.1
уметь:использовать ресурсо- и энергосберегающие технологии в профессиональной деятельности;использовать системы жизнеобеспечения и оборудование гостиниц и туристических комплексов для обеспечения комфорта проживающих;осуществлять контроль за выполнением правил и норм охраны труда и требований производственной санитарии и гигиены;знать:основные требования к зданиям гостиниц и туристических комплексов;архитектурно-планировочные решения и функциональную организацию зданий гостиниц и туристических комплексов;принципы оформления интерьеров гостиничных зданий;требования к инженерно-техническому оборудованию и системам жизнеобеспечения гостиниц и туристических комплексов;особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организацииОП.05. Здания и инженерные системы гостиницОК 1 - 9ПК 3.1 - 3.4
уметь:использовать знания управленческой психологии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;использовать приемы создания и поддержания благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, в общении с потребителями (заказчиками);управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности;знать:психологические основы процесса принятия и реализации управленческих решений;психологические основы деятельности по подбору, стимулированию трудового поведения, обучению, расстановке и организации повышения квалификации кадров;способы управления конфликтами и стрессами;понятие и характеристику стилей управленияОП.06. Управленческая психологияОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.3ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1ПК 3.2ПК 3.4ПК 4.1ПК 4.2ПК 4.5ПК 5.1 - 5.5
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленностиОП.07. Деловой иностранный язык (второй)ОК 1 - 9ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.5ПК 5.1 - 5.5
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
68
ОП.08. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4ПК 5.1 - 5.5
ПМ.00Профессиональные модули
1758
1172
ПМ.01Бронирование гостиничных услугВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:приема заказов на бронирование от потребителей;выполнения бронирования и ведения его документационного обеспечения;информирования потребителя о бронировании;уметь:организовывать рабочее место службы бронирования;оформлять и составлять различные виды заявок и бланков;вести учет и хранение отчетных данных;владеть технологией ведения телефонных переговоров;аннулировать бронирование;консультировать потребителей о применяемых способах бронирования;осуществлять гарантирование бронирования различными методами;использовать технические, телекоммуникационные средства и профессиональные программы для приема заказа и обеспечения бронирования;знать:правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации;организацию службы бронирования;виды и способы бронирования;виды заявок по бронированию и действия по ним;последовательность и технологию резервирования мест в гостинице;состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий для приема заказов;правила заполнения бланков бронирования для индивидуалов, компаний, турагентств и операторов;особенности и методы гарантированного и негарантированного бронирования;правила аннулирования бронирования;правила ведения телефонных переговоров и поведения в конфликтных ситуациях с потребителями при бронировании;состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий для обеспечения процесса бронированияМДК.01.01. Организация деятельности служб бронирования гостиничных услугОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02Прием, размещение и выписка гостейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:приёма, регистрации и размещения гостей;предоставления информации гостям об услугах в гостинице;участия в заключении договоров;контроля оказания перечня услуг, предоставляемых в гостиницах (по договору);подготовки счетов и организации отъезда гостей;проведения ночного аудита и передачи дел по окончании смены;уметь:организовывать рабочее место службы приема и размещения;регистрировать гостей (VIP-гостей, групп, корпоративных гостей, иностранных граждан);информировать потребителя о видах услуг и правилах безопасности во время проживания в гостинице;готовить проекты договоров в соответствии с принятыми соглашениями и заключать их с турагентствами, туроператорами и иными сторонними организациями;контролировать оказание перечня услуг, предоставляемых в гостиницах (по договору);оформлять и подготавливать счета гостей и производить расчеты с ними;поддерживать информационную базу данных о наличии занятых, свободных мест, о гостях (проживающих, выписавшихся, отъезжающих);составлять и обрабатывать необходимую документацию (по загрузке номеров, ожидаемому заезду, выезду, состоянию номеров, начислению на счета гостей за дополнительные услуги);выполнять обязанности ночного портье;знать:нормативную документацию, регламентирующую деятельность гостиниц при приеме, регистрации и размещении гостей;организацию службы приема и размещения;стандарты качества обслуживания при приеме и выписке гостей;правила приема, регистрации и поселения гостей, групп, корпоративных гостей;юридические аспекты и правила регистрации иностранных гостей;основные и дополнительные услуги, предоставляемые гостиницей;виды соглашений (договоров), правила их составления, порядок согласования и подписания;правила оформления счетов за проживание и дополнительные услуги;виды отчетной документации, порядок возврата денежных сумм гостям;основные функции службы ночного портье и правила выполнения ночного аудита;принципы взаимодействия службы приема и размещения с другими отделами гостиницы;правила работы с информационной базой данных гостиницыМДК.02.01. Организация деятельности службы приема, размещения и выписки гостейОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.6
ПМ.03Организация обслуживания гостей в процессе проживанияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:организации и контроля работы персонала хозяйственной службы;предоставления услуги питания в номерах;оформления и ведения документации по учету оборудования и инвентаря гостиницы;уметь:организовывать и контролировать уборку номеров, служебных помещений и помещений общего пользования;оформлять документы по приемке номеров и переводу гостей из одного номера в другой;организовывать оказание персональных и дополнительных услуг по стирке и чистке одежды, питанию в номерах, предоставлению бизнес-услуг, SPA-услуг, туристическо-экскурсионного обслуживания, транспортного обслуживания, обеспечивать хранение ценностей проживающих;контролировать соблюдение персоналом требований к стандартам и качеству обслуживания гостей;комплектовать сервировочную тележку room-service, производить сервировку столов;осуществлять различные приемы подачи блюд и напитков, собирать использованную посуду, составлять счет за обслуживание;проводить инвентаризацию сохранности оборудования гостиницы и заполнять инвентаризационные ведомости;составлять акты на списание инвентаря и оборудование и обеспечивать соблюдение техники безопасности и охраны труда при работе с ним;предоставлять услуги хранения ценных вещей (камеры хранения, сейфы и депозитные ячейки) для обеспечения безопасности проживающих;знать:порядок организации уборки номеров и требования к качеству проведения уборочных работ;правила техники безопасности и противопожарной безопасности при проведении уборочных работ в номерах, служебных помещениях и помещениях общего пользования, в т.ч. при работе с моющими и чистящими средствами;виды "комплиментов", персональных и дополнительных услуг и порядок их оказания;порядок и процедуру отправки одежды в стирку и чистку, и получения готовых заказов;принципы и технологии организации досуга и отдыха;порядок возмещения ущерба при порче личных вещей проживающих;правила проверки наличия и актирования утерянной или испорченной гостиничной собственности;правила сервировки столов, приемы подачи блюд и напитков;особенности обслуживания room-service;правила безопасной работы оборудования для доставки и раздачи готовых блюд;правила заполнения актов на проживающего при порче или утере имущества гостиницы;правила поведения сотрудников на жилых этажах в экстремальных ситуациях;правила обращения с магнитными ключами;правила организации хранения ценностей проживающих;правила заполнения документации на хранение личных вещей проживающих в гостинице;правила заполнения актов при возмещении ущерба и порче личных вещей гостейМДК.03.01. Организация обслуживания гостей в процессе проживанияОК 1 - 9ПК 3.1 - 3.4
ПМ.04Продажи гостиничного продуктаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:изучения и анализа потребностей потребителей гостиничного продукта, подбора оптимального гостиничного продукта;разработки практических рекомендаций по формированию спроса и стимулированию сбыта гостиничного продукта для различных целевых сегментов;выявления конкурентоспособности гостиничного продукта и организации;участия в разработке комплекса маркетинга;участия в маркетинговых исследованиях;уметь:выявлять, анализировать и формировать спрос на гостиничные услуги;проводить сегментацию рынка;разрабатывать гостиничный продукт в соответствии с запросами потребителей, определять его характеристики и оптимальную номенклатуру услуг;оценивать эффективность сбытовой политики;выбирать средства распространения рекламы и определять их эффективность;формулировать содержание рекламных материалов;собирать и анализировать информацию о ценах;осуществлять сбор и обработку маркетинговой информации;разрабатывать анкеты и опросные листы;составлять отчет по результатам исследования и интерпретировать результаты;знать:состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг;гостиничный продукт: характерные особенности, методы формирования;особенности жизненного цикла гостиничного продукта: этапы, маркетинговые мероприятия;потребности, удовлетворяемые гостиничным продуктом;методы изучения и анализа предпочтений потребителя;потребителей гостиничного продукта, особенности их поведения;последовательность маркетинговых мероприятий при освоении сегмента рынка и позиционировании гостиничного продукта;формирование и управление номенклатурой услуг в гостинице;особенности продаж номерного фонда и дополнительных услуг гостиницы;специфику ценовой политики гостиницы, факторы, влияющие на ее формирование, систему скидок и надбавок;специфику рекламы услуг гостиниц и гостиничного продукта;маркетинговые исследования: понятие, значение, виды, объекты, методы, этапы и правила проведения;источники и критерии отбора маркетинговой информации;правила составления анкет и опросных листовМДК.04.01. Организация продаж гостиничного продуктаОК 1 - 9ПК 4.1 - 4.5
ПМ.05Управление персоналомВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подбора и расстановки персонала;оформления и разработки кадровой документации;разработки и проведения мероприятий по адаптации новых сотрудников;организации повышения квалификации и обучения персонала;оценки профессиональной компетентности работников гостиницы;уметь:планировать качественные и количественные потребности гостиницы в кадрах;осуществлять подбор персонала;оформлять необходимую кадровую документацию;интерпретировать результаты изучения индивидуальных особенностей сотрудников;выбирать программу обучения, повышения квалификации;разрабатывать процедуру аттестации и критерии оценки деятельности персонала;знать:цели, задачи и практические подходы к организации работы персонала современной гостиницы;методику определения потребности в трудовых ресурсах;источники и способы привлечения персонала;методы и технологию отбора и найма персонала в гостиницу;критерии оценки кандидатов;правила оформления основных документов, регламентирующих работу персонала;производственные стандарты работы различных служб гостиницы;содержание процесса адаптации в гостинице;роль корпоративной культуры в организации работы персонала гостиницы;основные формы обучения в гостинице;особенности работы с кадровым резервом гостиницы;понятие, алгоритм, виды и критерии аттестации персонала гостиницы;виды карьерных перемещений в гостиницеМДК.05.01. Управление персоналомОК 1 - 9ПК 5.1 - 5.5
ПМ.06Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)
1458
972
Всего часов обучения по циклам ОПОП
4914
3276
УП.00Учебная практика
18 нед.
648
ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.5ПК 5.1 - 5.5
ПП.00Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
ПА.00Промежуточная аттестация
5 нед.
ГИА.00Государственная (итоговая) аттестация
6 нед.
ГИА.01Подготовка выпускной квалификационной работы
4 нед.
ГИА.02Защита выпускной квалификационной работы
2 нед.
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
91 нед.
Учебная практика
18 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
Промежуточная аттестация
5 нед.
Государственная (итоговая) аттестация
6 нед.
Каникулярное время
23 нед.
Итого
147 нед.

VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
39 нед.
промежуточная аттестация
2 нед.
каникулярное время
11 нед.
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*.
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.