5.4. Специалист-геофизик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
5.4.1. Обслуживание оборудования и установок поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
ПК 1.1. Выбирать методы, оборудование и установки геофизических исследований.
ПК 1.2. Регулировать и настраивать геофизическую аппаратуру и контрольно-измерительные приборы.
ПК 1.3. Осуществлять монтаж (и демонтаж) установок для геофизических исследований.
5.4.2. Проведение поисково-разведочных работ.
ПК 2.1. Выполнять регистрацию различных геофизических параметров.
ПК 2.2. Обеспечивать качество принимаемых сигналов.
ПК 2.3. Оформлять технологическую документацию геофизических исследований.
5.4.3. Управление персоналом структурного подразделения.
ПК 3.1. Организовывать работу на участке подразделения.
ПК 3.2. Проверять качество выполняемых работ.
ПК 3.3. Участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности персонала подразделения.
ПК 3.4. Обеспечивать безопасное проведение работ.
5.4.4. Участие в разработке технологий поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
ПК 4.1. Разрабатывать геологическую, геофизическую, технологическую документацию по методам поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
ПК 4.2. Участвовать в отработке новых методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
ПК 4.3. Участвовать в испытаниях новых приборов и оборудования.
5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
Таблица 3
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть циклов ОПОП | 3186 | 2124 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | 648 | 432 | ||
В результате изучения обязательной части циклаобучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 10 | ||
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 10 | ||
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | 168 | ОГСЭ.03. Иностранный язык | ОК 1 - 10 | ||
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 336 | 168 | ОГСЭ.04. Физическая культура | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 10 | |
EH.00 | Математический и общий естественнонаучный цикл | 144 | 96 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;знать:значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;основы интегрального и дифференциального исчисления | ЕН.01. Математика | ОК 1 - 10ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.1ПК 3.3 | |||
уметь:анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;знать:виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;основные источники и масштабы образования отходов производства;основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды | ЕН.02.Экологические основы природопользования | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1ПК 3.4 | |||
П.00 | Профессиональный цикл | 2394 | 1596 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 768 | 512 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:пользоваться чертежными материалами, принадлежностями и инструментами топографического черчения;читать и анализировать гидрогеологические и инженерно-геологические карты;составлять топографические, гидрогеологические и инженерно-геологические карты и разрезы;дешифрировать аэрофотоматериалы и космофотоматериалы;знать:картографические шрифты;назначение, масштабы и типы аэрофотоснимков и космофотоснимков;содержание, назначение, масштабы и типы геологических карт и требования к их оформлению;правила и приемы выполнения графических работ геологической и геодезической документации;условные знаки топографических планов и геологической графики;формы залегания горных пород в земной коре и способы их изображения на геологических картах | ОП.01. Топографическое черчение | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1 - 2.3 | |||
уметь:подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;собирать электрические схемы;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;знать:классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;основные законы электротехники;основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;параметры электрических схем и единицы их измерения;принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;способы получения, передачи и использования электрической энергии;устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;характеристики и параметры электрических и магнитных полей | ОП.02. Электротехника и электроника | ОК 1 - 10ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1 - 2.3 | |||
уметь:использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;знать:задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;основные понятия и определения метрологии, стандартизации и документации систем качества;терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;формы подтверждения соответствия | ОП.03. Метрология и стандартизация | ОК 1 - 10ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.2 | |||
уметь:вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;определять физические свойства и геофизические поля;классифицировать континентальные отложения по типам;обобщать фациально-генетические признаки;определять элементы геологического строения месторождения;выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;знать:физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;классификацию и свойства тектонических движений;генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;эндогенные и экзогенные геологические процессы;геологическую и техногенную деятельность человека;строение подземной гидросферы;структуру и текстуру горных пород;физико-химические свойства горных пород;основы геологии нефти и газа;физические свойства и геофизические поля;особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;основные минералы и горные породы;основные типы месторождений полезных ископаемых;основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод, физические свойства подземных вод; газовый и бактериальный состав подземных вод; зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетних мерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;основы фациального анализа;способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения; методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого | ОП.04. Геология | ОК 1 - 10ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.2ПК 3.4 | |||
уметь:распознавать горные породы по условиям образования;определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру, текстуру главных породообразующих минералов и горных пород;определять горючие полезные ископаемые;определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;определять форму рудных тел и условия их образования;определять физические свойства и морфологию минералов;определять простые формы кристаллов;описывать горные породы и давать им полевое определение;описывать месторождения полезных ископаемых;составлять документацию результатов горных выработок;составлять и анализировать карты;знать:свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования;диагностические признаки основных минералов и горных пород;классификацию минералов и горных пород;условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов;химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов;особенности минерально-сырьевой базы России;область применения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых;современные проблемы минералогии и петрографии | ОП.05. Полезные ископаемые, минералогия и петрография | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1 - 2.3 | |||
уметь:выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;знать:базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности | ОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.3 | |||
уметь:находить и использовать необходимую экономическую информацию;определять организационно-правовые формы организаций;определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);знать:действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;основные технико-экономические показатели деятельности организации;методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;основные принципы построения экономической системы организации;основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;основы организации работы коллектива исполнителей;основы планирования, финансирования и кредитования организации;особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;общую производственную и организационную структуру организации;современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;формы организации и оплаты труда | ОП.07. Основы экономики | ОК 1 - 10ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4 | |||
уметь:анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;знать:виды административных правонарушений и административной ответственности;классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;организационно-правовые формы юридических лиц;основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения | ОП.08. Правовые основы профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4 | |||
уметь:вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, оценку условий труда и травмобезопасности;инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности; соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:законодательство в области охраны труда;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;меры предупреждения пожаров и взрывов;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;права и обязанности работников в области охраны труда;виды и правила проведения инструктажей по охране труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов | ОП.09. Охрана труда | ОК 1 - 10ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.4 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.10. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1626 | 1084 | ||
ПМ.01 | Обслуживание оборудования и установок поисков и разведки месторождений полезных ископаемыхВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения полевых и простейших маркшейдерских работ;работы с приборами бурения;оформления графических приложений в соответствии с инструктивными требованиями;определения оптимального метода геофизических исследований;подготовки геофизической аппаратуры, контрольно-измерительных приборов и оборудования;монтажа (комплектации) установок для проведения геофизических работ;уметь:вычерчивать планы, схемы, карты;определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;пользоваться приборами и инструментом для выполнения геодезических и маркшейдерских работ;распознавать горные породы и подземные воды по условиям их образования и диагностическим признакам;выбирать способы бурения в зависимости от природы горных пород;читать геологические и топографические карты;описывать характерные формы рельефа;определять основные формы и элементы залегания горных пород и изображать их на геологических картах;подбирать геофизическую аппаратуру и контрольно-измерительные приборы по выбранному методу геофизических исследований;проверять работоспособность аппаратуры и приборов и присоединять их к установкам;регулировать и настраивать аппараты и приборы на прием соответствующего сигнала;производить прием сигнала;выполнять определенные расчеты по моделированию установки и сигналов;определять чувствительность установки и качества сигнала;знать:действующие стандарты на карты, планы и схемы;формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;состав и технологию геодезических и маркшейдерских работ;основы горного дела и буровзрывных работ;назначение и основные виды геологического картографирования;виды и сущность топографических съемок и содержание маркшейдерского дела;геометрию недр;условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых;минералогический состав горных пород и подземных вод;физико-механические свойства пород, влияющие на процесс бурения;признаки залегания полезных ископаемых, его изображение на картах;виды электрических сигналов и их основные характеристики;принципы преобразования электрических сигналов в цифровые;устройство и характеристики радиоприемных и радиопередающих устройств;способы измерений аппаратурой и приборами;назначение, устройство, принцип действия и область применения геофизической аппаратуры и контрольно-измерительных приборов геофизических исследований;схемы геофизических установок;порядок, способы сборки (демонтажа) геофизических установок;технологию электро- и радиомонтажных работ;технологию и правила наладки, регулирования, получения сигналов;методы настройки аппаратуры на конкретный сигнал;электромагнитные свойства горных пород;правила обслуживания аппаратуры, приборов и установок;источники тока электрических и электромагнитных полей;основные правила безопасной работы с источниками электропитания;физические основы и геолого-геофизические предпосылки применения методов поисков и разведки;сейсмические свойства горных пород;волны, используемые в сейсморазведке;назначение источников возбуждения сейсмических колебаний;способы возбуждения электромагнитных полей;связь магнитных аномалий с геологическим строением;радиоактивность горных пород, руд и подземных вод | МДК.01.01. Аппаратура геофизических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3 | ||
ПМ.02 | Проведение поисково-разведочных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения геофизических исследований;определения аппаратов приборов, вызывающих уменьшение качества сигнала и увеличение уровня помех;обобщения результатов и подготовки конечных материалов геофизических исследований;уметь:производить измерения и вести полевую документацию;выбирать оптимальные параметры управляющих сигналов;выявлять аппараты и приборы при ослаблении сигналов и увеличения уровня помех;производить мелкий ремонт геофизического оборудования;оценивать параметры и природу месторождения полезных ископаемых;наносить результаты исследований на геологические и геофизические карты;осуществлять обработку и качественную интерпретацию результатов исследований;определять магнитную восприимчивость и остаточную намагниченность образцов;строить карты и графики магнитных аномалий;проводить работу методами электрозондирования, профилирования и методом заряда;выбирать величины взрывчатых веществ и глубину погружения заряда;обрабатывать первичные вступления на сейсмограммах по методам отраженных и преломленных волн и строить голограммы;измерять радиоактивности горных пород и руд;определять результаты гамма-спектральной и эманационной съемки;устанавливать и разворачивать каротажную станцию для проведения геофизических исследований скважин;проводить исследования скважин с помощью пластов, грунтоносов, керносборников;выбирать комплексированный метод исследований по конкретному заданию на рудных и других месторождениях полезных ископаемых;соблюдать правила охраны труда, окружающей среды и техники безопасности при геофизических исследованиях;знать:методику и технику проведения геофизических работ;качественные характеристики сигналов конкретного ископаемого;содержание и последовательность камеральной обработки полевых материалов;геологические задачи, решаемые геофизическими методами исследований;методику и технику возбуждения упругих колебаний и приема сейсмических волн;систему наблюдений в методах отраженных и преломленных волн;методику и технику скважинных геофизических исследований;методику проведения электрорадиоразведки методами постоянного электрического тока полей физико-химического происхождения, низкочастотного электромагнитного и высокочастотного электромагнитного полей;методику расчета экспозиционной дозы излучения;методику и технику проведения гамма-спектрической и эманационной съемок;ядерно-геофизические методы анализа проб;принципы комплексирования геофизических методов исследований горных полезных ископаемых и решения гидрогеологических, инженерно-геологических и археологических задач;принципы работы геофизических приборов и оборудования при геофизических исследованиях скважин;генезис месторождения руд;методику и технику геофизических методов рудной геофизики;основные положения безопасности труда при геофизических исследованиях | МДК.02.01. Технология поисково-разведочных работ | ОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Управление персоналом структурного подразделенияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:организации работы структурного подразделения для реализации производственной деятельности;анализа и оценки качества и экономической эффективности работ, выполняемых структурным подразделением;уметь:планировать работу структурного подразделения;организовывать работу персонала;обеспечивать выполнение производственных заданий;составлять и оформлять техническую и отчетную документацию с применением информационно-компьютерных технологий;осуществлять контроль технологического процесса на производственном участке;контролировать соблюдение техники безопасности на производственном участке;знать:действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность структурного подразделения;содержание основных документов, определяющих порядок монтажа (демонтажа) приборных установок;систему технологической подготовки производства;основы теории принятия управленческих решений;порядок оформления технической и технологической документации;правила техники безопасности, приемы безопасного труда при выполнении производственных работ;цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм; функции менеджмента; внутреннюю и внешнюю среду организации; основы теории принятия решений;стратегический менеджмент; систему мотивации труда; управление рисками; управление конфликтами; психологию менеджмента; этику делового общения;информационные технологии в сфере управления производством; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | МДК.03.01. Основы организации и управления на производственном участке | ОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.4 | ||
ПМ.04 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 1350 | 900 | |||
Всего часов обучения по циклам ОПОП | 4536 | 3024 | |||
УП.00 | Учебная практика | 25 нед. | 900 | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 5 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Таблица 4
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 84 нед. |
Учебная практика | 25 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 5 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. |
Каникулярное время | 23 нед. |
Итого | 147 нед. |
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть циклов ОПОП | 4482 | 2988 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | 930 | 620 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 10 | ||
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 10 | ||
уметь:применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;знать:взаимосвязь общения и деятельности;цели, функции, виды и уровни общения;роли и ролевые ожидания в общении;виды социальных взаимодействий;механизмы взаимопонимания в общении;техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;этические принципы общения;источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | 48 | ОГСЭ.03. Психология общения | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.3 | ||
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | 238 | ОГСЭ.04. Иностранный язык | ОК 1 - 10 | ||
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 476 | 238 | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 10 | |
ЕН.00 | Математический и общий естественнонаучный цикл | 144 | 96 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;знать:значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;основы интегрального и дифференциального исчисления | ЕН.01. Математика | ОК 1 - 10ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;знать:виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;основные источники и масштабы образования отходов производства;основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды | ЕН.02. Экологические основы природопользования | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.3 | |||
П.00 | Профессиональный цикл | 3408 | 2272 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 768 | 512 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:пользоваться чертежными материалами, принадлежностями и инструментами топографического черчения;читать и анализировать гидрогеологические и инженерно-геологические карты;составлять топографические, гидрогеологические иинженерно-геологические карты и разрезы;дешифрировать аэрофотоматериалы и космофотоматериалы;знать:картографические шрифты;назначение, масштабы и типы аэрофотоснимков и космофотоснимков;содержание, назначение, масштабы и типы геологических карт и требования к их оформлению;правила и приемы выполнения графических работ геологической и геодезической документации;условные знаки топографических планов и геологической графики;формы залегания горных пород в земной коре и способы их изображения на геологических картах | ОП.01. Топографическое черчение | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1 - 2.3ПК 4.1ПК 4.2 | |||
уметь:подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;снимать показания электроизмерительных проборов и приспособлений и пользоваться ими;собирать электрические схемы;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;знать:классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;основные законы электротехники;основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;параметры электрических схем и единицы их измерения;принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;способы получения, передачи и использования электрической энергии;устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;характеристики и параметры электрических и магнитных полей | ОП.02. Электротехника и электроника | ОК 1 - 10ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 4.2ПК 4.3 | |||
уметь:использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;знать:задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;основные положения и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;основные понятия и определения метрологии, стандартизации и документации систем качества;терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;формы подтверждения соответствия | ОП.03.Метрология и стандартизация | ОК 1 - 10ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.3ПК 3.2ПК 3.3ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;определять физические свойства и геофизические поля;классифицировать континентальные отложения по типам;обобщать фациально-генетические признаки;определять элементы геологического строения месторождения;выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;знать:физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;классификацию и свойства тектонических движений;генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;эндогенные и экзогенные геологические процессы;геологическую и техногенную деятельность человека;строение подземной гидросферы;структуру и текстуру горных пород;физико-химические свойства горных пород; основы геологии нефти и газа;физические свойства и геофизические поля;особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;основные минералы и горные породы;основные типы месторождений полезных ископаемых;основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод; физические свойства подземных вод; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;основы фациального анализа;способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого | ОП.04. Геология | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:распознавать горные породы по условиям образования;определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру, текстуру главных породообразующих минералов и горных пород;определять горючие полезные ископаемые;определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;определять форму рудных тел и условия их образования;определять физические свойства и морфологию минералов;определять простые формы кристаллов;описывать горные породы и давать им полевое определение;описывать месторождения полезных ископаемых;составлять документацию результатов горных выработок;составлять и анализировать карты полезных ископаемых;знать:свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования;диагностические признаки основных минералов и горных пород;классификацию минералов и горных пород;условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов;химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов;особенности минерально-сырьевой базы России;область применения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых;современные проблемы минералогии и петрографии | ОП.05. Полезные ископаемые, минералогия и петрография | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1 - 2.3ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;знать:базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности | ОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.3ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:находить и использовать необходимую экономическую информацию;определять организационно-правовые формы организаций;определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);знать:действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;основные технико-экономические показатели деятельности организации;методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;основные принципы построения экономической системы организации;основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;основы организации работы коллектива исполнителей;основы планирования, финансирования и кредитования организации;особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;общую производственную и организационную структуру организации;современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;формы организации и оплаты труда | ОП.07. Основы экономики | ОК 1 - 10ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;знать:виды административных правонарушений и административной ответственности;классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;организационно-правовые формы юридических лиц;основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения | ОП.08. Правовые основы профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 | |||
уметь:вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, оценку условий труда и травмобезопасности;инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности; соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:законодательство в области охраны труда;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;меры предупреждения пожаров и взрывов;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;права и обязанности работников в области охраны труда;виды и правила проведения инструктажей по охране труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов | ОП.09. Охрана труда | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.4ПК 4.1ПК 4.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.10. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.3 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 2640 | 1760 | ||
ПМ.01 | Обслуживание оборудования и установок поисков и разведки месторождений полезных ископаемыхВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения полевых и простейших маркшейдерских работ;работы с приборами бурения;оформления графических приложений в соответствии с инструктивными требованиями;определения оптимального метода геофизических исследований;подготовки геофизической аппаратуры, контрольно-измерительных приборов и оборудования;монтажа (комплектации) установок для проведения геофизических работ;уметь:вычерчивать планы, схемы, карты;определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;пользоваться приборами и инструментом для выполнения геодезических и маркшейдерских работ;распознавать горные породы и подземные воды по условиям их образования и диагностическим признакам;выбирать способы бурения в зависимости от природы горных пород;читать геологические и топографические карты;описывать характерные формы рельефа;определять основные формы и элементы залегания горных пород и изображать их на геологических картах;подбирать геофизическую аппаратуру и контрольно-измерительные приборы по выбранному методу геофизических исследований;проверять работоспособность аппаратуры и приборов и присоединять их к установкам;регулировать и настраивать аппараты и приборы на прием соответствующего сигнала;производить прием сигнала;выполнять определенные расчеты по моделированию установки и сигналов;определять чувствительность установки и качества сигнала;знать:действующие стандарты на карты, планы и схемы;формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;состав и технологию геодезических и маркшейдерских работ;основы горного дела и буровзрывных работ;назначение и основные виды геологического картографирования;виды и сущность топографических съемок и содержание маркшейдерского дела;геометрию недр;условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых;минералогический состав горных пород и подземных вод;физико-механические свойства пород, влияющие на процесс бурения;признаки залегания полезных ископаемых, его изображение на картах;виды электрических сигналов и их основные характеристики;принципы преобразования электрических сигналов в цифровые;устройство и характеристики радиоприемных и радиопередающих устройств;способы измерений аппаратурой и приборами;назначение, устройство, принцип действия и область применения геофизической аппаратуры и контрольно-измерительных приборов геофизических исследований;схемы геофизических установок;порядок, способы сборки (демонтажа) геофизических установок;технологию электро- и радиомонтажных работ;технологию и правила наладки, регулирования, получения сигналов;методы настройки аппаратуры на конкретный сигнал;электромагнитные свойства горных пород;правила обслуживания аппаратуры, приборов и установок;источники тока электрических и электромагнитных полей;основные правила безопасной работы с источниками электропитания;физические основы и геолого-геофизические предпосылки применения методов поисков и разведки;сейсмические свойства горных пород;волны, используемые в сейсморазведке;назначение источников возбуждения сейсмических колебаний;способы возбуждения электромагнитных полей;связь магнитных аномалий с геологическим строением;радиоактивность горных пород, руд и подземных вод | МДК.01.01 Аппаратура геофизических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3 | ||
ПМ.02 | Проведение поисково-разведочных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения геофизических исследований;определения аппаратов и приборов, вызывающих уменьшение качества сигнала и увеличение уровня помех;обобщения результатов и подготовки конечных материалов геофизических исследований;уметь:производить измерения и вести полевую документацию;выбирать оптимальные параметры управляющих сигналов;выявлять аппараты и приборы при ослаблении сигналов и увеличения уровня помех;производить мелкий ремонт геофизического оборудования;оценивать параметры и природу месторождения полезных ископаемых;наносить результаты исследований на геологические и геофизические карты;осуществлять обработку и качественную интерпретацию результатов исследований;определять магнитную восприимчивость и остаточную намагниченность образцов;строить карты и графики магнитных аномалий;проводить работу методами электрозондирования, профилирования и методом заряда;выбирать величины взрывчатых веществ и глубину погружения заряда;обрабатывать первичные вступления на сейсмограммах по методам отраженных и преломленных волн и строить голограммы;измерять радиоактивности горных пород и руд;определять результаты гамма-спектральной и эманационной съемки;устанавливать и разворачивать каротажную станцию для проведения геофизических исследований скважин;проводить исследования скважин с помощью пластов, грунтоносов, керносборников;выбирать комплексированный метод исследований по конкретному заданию на рудных и других месторождениях полезных ископаемых;соблюдать правила охраны труда, окружающей среды и техники безопасности при геофизических исследованиях;знать:методику и технику проведения геофизических работ;качественные характеристики сигналов конкретного ископаемого;содержание и последовательность камеральной обработки полевых материалов;геологические задачи, решаемые геофизическими методами исследований;методику и технику возбуждения упругих колебаний и приема сейсмических волн;систему наблюдений в методах отраженных и преломленных волн;методику и технику скважинных геофизических исследований;методику проведения электрорадиоразведки методами постоянного электрического тока, полей физико-химического происхождения низкочастотного электромагнитного и высокочастотного электромагнитного полей;методику расчета экспозиционной дозы излучения;методику и технику проведения гамма-спектрической и эманационной съемок;ядерно-геофизические методы анализа проб;принципы комплексирования геофизических методов исследований горных полезных ископаемых и решения гидрогеологических, инженерно-геологических и археологических задач;принципы работы геофизических приборов и оборудования при геофизических исследованиях скважин;генезис месторождения руд;методику и технику геофизических методов рудной геофизики;основные положения безопасности труда при геофизических исследованиях | МДК.02.01. Технология поисково-разведочных работ | ОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Управление персоналом структурного подразделенияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:организации работы структурного подразделения для реализации производственной деятельности;анализа, оценки качества и экономической эффективности работ, выполняемых структурным подразделением;уметь:планировать работу структурного подразделения;организовывать работу персонала;обеспечивать выполнение производственных заданий;составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе с применением информационно-компьютерных технологий;осуществлять контроль технологического процесса на производственном участке;контролировать соблюдение техники безопасности на производственном участке;знать:действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность структурного подразделения;содержание основных документов, определяющих порядок монтажа (демонтажа) приборных установок;систему технологической подготовки производства;основы теории принятия управленческих решений;порядок оформления технической и технологической документации;правила техники безопасности, приемы безопасного труда при выполнении производственных работ;цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм; функции менеджмента; внутреннюю и внешнюю среду организации; основы теории принятия решений;стратегический менеджмент; систему мотивации труда; управление рисками; управление конфликтами; психологию менеджмента; этику делового общения;информационные технологии в сфере управления производством; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | МДК.03.01. Основы организации и управления на производственном участке | ОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.4 | ||
ПМ.04 | Участие в разработке технологий поисков и разведки месторождений полезных ископаемыхВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:участия в разработке новых технологий и технологических процессов;участия в обеспечении и оценке функционирования оборудования;оформления результатов исследовательской деятельности;уметь:производить обработку результатов наблюдений и исследований;оценивать качество выполняемых работ;использовать особенности менеджмента в профессиональной деятельности;подбирать средства измерений для проверки стабильности технологических процессов и контроля;оформлять результаты измерений;производить расчет и подбор основного и вспомогательного оборудования;оформлять техническую документацию на разрабатываемые технологические процессы;составлять различные схемы установок;устанавливать и поддерживать оптимальные параметры работы;рассчитывать показатели экономической эффективности работы;применять современные технологии проектирования с использованием компьютерной техники;проводить исследования эффективной работы;выбирать оптимальные методы геофизических исследований и внедрять их в процесс поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;знать:основные термины и определения в области научно-исследовательской деятельности;методы научного познания;алгоритмы решения изобретательских задач;виды охранных документов (авторское свидетельство, патент, лицензию, формулу изобретения);правила оформления документации по патентно-лицензионной работе и изобретательству;нормативную и эталонную базу в области технических измерений;технические измерения в геологии и геофизике;назначение, устройство, принцип действия средств измерений;методы расчета технологических режимов и производственных характеристик;техническое обслуживание и эксплуатацию средств измерения;принципы построения и методику совершенствования технологических процессов разведки месторождений полезных ископаемых;проектную документацию;порядок внедрения новых технологий;методы расчета основного и вспомогательного оборудования;методику расчета основных технико-экономических показателей работы;методы современного проектирования с использованием компьютерной техники и прикладных программ | МДК.04.01. Модернизация технологий поисков и разведки месторождений полезных ископаемых | ОК 1 - 10ПК 4.1 - 4.3 | ||
ПМ.06 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 1944 | 1296 | |||
Всего часов обучения по циклам ОПОП | 6426 | 4284 | |||
УП.00 | Учебная практика | 29 нед. | 1044 | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 4.3 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 7 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 119 нед. |
Учебная практика | 29 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 7 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. |
Каникулярное время | 34 нед. |
Итого | 199 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.